«Традиционный марийский орнамент на костюмах». Мастер-класс

Зинаида Фурзикова
«Традиционный марийский орнамент на костюмах». Мастер-класс

Мастер – класс

Традиционный марийский орнамент на костюмах

Цели:

• Представление выставки изделий "Семицветье вышитых узоров";

• Ознакомление с марийским орнаментом;

• Выполнение куклы из бумажных конусов с использованием геометрического орнамента.

Оборудование: выставка изделий, музыкальный центр, записи марийских мелодий, макет куклы, макеты: платья, фартука и головного убора, альбом с моделями марийской одежды, вырезанные конусы из бумаги для изготовления куклы, картинки с марийским орнаментом, клей, фломастеры.

I_. Представление выставки изделий.

Звучит марийская мелодия, на фоне мелодии зачитывается эпиграф к выставке. Эпиграф:

"Как семицветны наши зори

Когда под утро петухи кричат,

Так семицветны вышивок узоры

На тех вещах, что здесь у нас висят.

Любой стежок здесь к месту, всё так точно,

Деталь и совершенна и мудра.

От вышивки такой светло и ночью.

Такие вот марийцы мастера!"

В. Колумб.

На этой выставке представлены национальная повседневная и праздничная одежда народа мари, полотенце, панно, платочки, головные уборы.

Ознакомление с орнаментом марийской вышивки.

Орнамент - одна из древних форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита (2,6 млн — 150 тыс. лет до н. э). В переводе орнамент от лат. ornemantum — «украшение».

Первоначальные изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита (около 10000 лет до н. э) орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный и наполненный символическим содержанием рисунок.

В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и художественную выразительность.

Орнаментом украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная, женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа, жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Многообразны расположения орнамента: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка, керамика обереги.

Традиционный марийский орнамент на костюмах.

Для марийской вышивки характерны три типа орнамента: геометрический, растительный и зооморфный. Геометрический орнамент - состоит из сочетаний фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно-узорных мотивов. Узор строится из разных элементов. Растительный орнамент состоит из цветов, букетов, сложных и простых листьев. Вышивка идёт извилистой линией в виде волнообразной ветки с листьями и цветами. Зооморфный или животный орнамент изображается в виде головок коней, птиц направленных в одну сторону или обращенные друг к другу, часто комбинируются с растительными элементами в виде листьев, цветов и веток. Считалось, что если вышить на своей одежде животных то это спасёт от беды. Часто вышивали утку и лебедя, так как считали, что утка дала начало роду мари, а лебедь - символ добра и красоты.

Орнаментальные композиции получили конкретное выражение в зависимости от назначения и типа одежды, от её кроя. В условных знаках вышивки марийцы в прошлом фиксировали многие понятия о природе и реальной действительности, т. е. они обозначали или смысл вещи, или смысл явления.

Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит в основном из четырёх цветов: красного (в различной тональности и насыщенности, зелёного, синего и чёрного. Доминирующим был красный цвет, добавочные -зелёный, синий, жёлтый, оранжевый - вводились небольшими линиями и пятнами в основной (красный) фон вышивки, оживляя её и придавая ей цветовое богатство. Характерная особенность - чёткое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией.

При изучении марийской национальной одежды невозможно обойти вниманием традиционное исполнение оберегов на мужских и женских рубашках. Вышитые символы всегда несли в себе глубокий философский смысл. Они «своеобразно отражали космогонические и мифологические представления предков марийцев, играли роль оберегов или ритуальных символов, передавали понятие об определённом явлении, связанном с добрым или злым началом

Как и у иных народов, марийский национальный костюм включает в себя головные уборы. Вышивка на головных уборах использовалась не только в качестве украшения. Она указывала на возраст и на социальную принадлежность её владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы. Основным признаком этого этнического различия были головные уборы замужних женщин. Они отличались как по покрою и типу изготовления, способам ношения, так и по принципам декора и распространения тех или иных узоров вышивки.

Каждая деталь костюма и каждая разновидность вышивки имели свой орнамент, который не мог использоваться в вышивке других этнических групп. Традиционным было то, что головные уборы передавались из поколения в поколение и ими особо дорожили марийские женщины. Позором и наказанием для женщины служило "обнажение головы".

На рубеже конца X_X начала XX столетия происходит смена эстетических норм не только в расцветки вышивки, но и в характере орнаментального ритма и узоров. Новые материалы, промышленные нитки, серебряные, медные и фарфоровые пуговицы, русские серебряные монеты, различные промышленные красители, декоративная тесьма, цветные ленты, кружева фабричного изготовления давали возможность внести разнообразие в декор народного костюма, требовали новых технических приёмов их соединения и закрепления. Это в какай-то мере обогащало творческую фантазию вышивальщиц, и вносила новое в декор марийской одежды. Но промышленная продукция наложила и свой отрицательный отпечаток на дальнейшее развитие народного декоративного искусства. Ситец сменяет домотканое полотно, анилиновые краски - цветовую гамму вышивок, растительные рисунки покупных и набивных тканей - традиционный орнамент и технические приёмы исполнения. Широкое распространение получила техника "Глади", которая соответственно привела к значительным изменениям. Орнамент начинает приобретать растительный вид.

Физкультминутка марийская игра «Йолетым шеклане» (звучит марийская мелодия)

III. Практическая часть.

Сегодня мы с вами из бумажных конусов изготовим куклу украшенную марийским орнаментом. Перед вами вырезанные конусы туловища, рукава, макеты фартука, головного убора. Используя марийский орнамент вам необходимо создать свой узор и при помощи фломастера украсить (нарисовать) своё изделие: туловище-платье, рукава, фартук, головной убор-платок, нарисовать голову и все приклеить.

IV. Подведение итогов.

Сегодня мы с вами познакомились с одним из видов марийского орнамента который можно использовать в украшение одежды и изделиях домашнего убранства.

Публикации по теме:

«В гости к мастерице. Марийский орнамент». Конспект НОД по художественному творчеству во второй младшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2-ой младшей группе. Образовательная область «Художественное творчество» Тема:.

Дидактический материал для знакомства с казахским орнаментомДидактический материал для знакомства с казахским орнаментом Казахские орнаменты чрезвычайно многочисленны, их более 200, по происхождению они делятся на две группы: к первой относятся те орнаменты,.

Библиотека изображений:
  • Орнаменты и узоры
  • Новый год
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Традиционный марийский орнамент на костюмах». Мастер-класс
Опубликовано: 16 марта 2014 в 13:42
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой...
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев» . Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить родителей...
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...