«Традиционный марийский орнамент на костюмах». Мастер-класс

Зинаида Фурзикова
«Традиционный марийский орнамент на костюмах». Мастер-класс

Мастер – класс

Традиционный марийский орнамент на костюмах

Цели:

• Представление выставки изделий "Семицветье вышитых узоров";

• Ознакомление с марийским орнаментом;

• Выполнение куклы из бумажных конусов с использованием геометрического орнамента.

Оборудование: выставка изделий, музыкальный центр, записи марийских мелодий, макет куклы, макеты: платья, фартука и головного убора, альбом с моделями марийской одежды, вырезанные конусы из бумаги для изготовления куклы, картинки с марийским орнаментом, клей, фломастеры.

I_. Представление выставки изделий.

Звучит марийская мелодия, на фоне мелодии зачитывается эпиграф к выставке. Эпиграф:

"Как семицветны наши зори

Когда под утро петухи кричат,

Так семицветны вышивок узоры

На тех вещах, что здесь у нас висят.

Любой стежок здесь к месту, всё так точно,

Деталь и совершенна и мудра.

От вышивки такой светло и ночью.

Такие вот марийцы мастера!"

В. Колумб.

На этой выставке представлены национальная повседневная и праздничная одежда народа мари, полотенце, панно, платочки, головные уборы.

Ознакомление с орнаментом марийской вышивки.

Орнамент - одна из древних форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита (2,6 млн — 150 тыс. лет до н. э). В переводе орнамент от лат. ornemantum — «украшение».

Первоначальные изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита (около 10000 лет до н. э) орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный и наполненный символическим содержанием рисунок.

В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и художественную выразительность.

Орнаментом украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная, женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа, жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Многообразны расположения орнамента: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка, керамика обереги.

Традиционный марийский орнамент на костюмах.

Для марийской вышивки характерны три типа орнамента: геометрический, растительный и зооморфный. Геометрический орнамент - состоит из сочетаний фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно-узорных мотивов. Узор строится из разных элементов. Растительный орнамент состоит из цветов, букетов, сложных и простых листьев. Вышивка идёт извилистой линией в виде волнообразной ветки с листьями и цветами. Зооморфный или животный орнамент изображается в виде головок коней, птиц направленных в одну сторону или обращенные друг к другу, часто комбинируются с растительными элементами в виде листьев, цветов и веток. Считалось, что если вышить на своей одежде животных то это спасёт от беды. Часто вышивали утку и лебедя, так как считали, что утка дала начало роду мари, а лебедь - символ добра и красоты.

Орнаментальные композиции получили конкретное выражение в зависимости от назначения и типа одежды, от её кроя. В условных знаках вышивки марийцы в прошлом фиксировали многие понятия о природе и реальной действительности, т. е. они обозначали или смысл вещи, или смысл явления.

Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит в основном из четырёх цветов: красного (в различной тональности и насыщенности, зелёного, синего и чёрного. Доминирующим был красный цвет, добавочные -зелёный, синий, жёлтый, оранжевый - вводились небольшими линиями и пятнами в основной (красный) фон вышивки, оживляя её и придавая ей цветовое богатство. Характерная особенность - чёткое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией.

При изучении марийской национальной одежды невозможно обойти вниманием традиционное исполнение оберегов на мужских и женских рубашках. Вышитые символы всегда несли в себе глубокий философский смысл. Они «своеобразно отражали космогонические и мифологические представления предков марийцев, играли роль оберегов или ритуальных символов, передавали понятие об определённом явлении, связанном с добрым или злым началом

Как и у иных народов, марийский национальный костюм включает в себя головные уборы. Вышивка на головных уборах использовалась не только в качестве украшения. Она указывала на возраст и на социальную принадлежность её владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы. Основным признаком этого этнического различия были головные уборы замужних женщин. Они отличались как по покрою и типу изготовления, способам ношения, так и по принципам декора и распространения тех или иных узоров вышивки.

Каждая деталь костюма и каждая разновидность вышивки имели свой орнамент, который не мог использоваться в вышивке других этнических групп. Традиционным было то, что головные уборы передавались из поколения в поколение и ими особо дорожили марийские женщины. Позором и наказанием для женщины служило "обнажение головы".

На рубеже конца X_X начала XX столетия происходит смена эстетических норм не только в расцветки вышивки, но и в характере орнаментального ритма и узоров. Новые материалы, промышленные нитки, серебряные, медные и фарфоровые пуговицы, русские серебряные монеты, различные промышленные красители, декоративная тесьма, цветные ленты, кружева фабричного изготовления давали возможность внести разнообразие в декор народного костюма, требовали новых технических приёмов их соединения и закрепления. Это в какай-то мере обогащало творческую фантазию вышивальщиц, и вносила новое в декор марийской одежды. Но промышленная продукция наложила и свой отрицательный отпечаток на дальнейшее развитие народного декоративного искусства. Ситец сменяет домотканое полотно, анилиновые краски - цветовую гамму вышивок, растительные рисунки покупных и набивных тканей - традиционный орнамент и технические приёмы исполнения. Широкое распространение получила техника "Глади", которая соответственно привела к значительным изменениям. Орнамент начинает приобретать растительный вид.

Физкультминутка марийская игра «Йолетым шеклане» (звучит марийская мелодия)

III. Практическая часть.

Сегодня мы с вами из бумажных конусов изготовим куклу украшенную марийским орнаментом. Перед вами вырезанные конусы туловища, рукава, макеты фартука, головного убора. Используя марийский орнамент вам необходимо создать свой узор и при помощи фломастера украсить (нарисовать) своё изделие: туловище-платье, рукава, фартук, головной убор-платок, нарисовать голову и все приклеить.

IV. Подведение итогов.

Сегодня мы с вами познакомились с одним из видов марийского орнамента который можно использовать в украшение одежды и изделиях домашнего убранства.

Публикации по теме:

«В гости к мастерице. Марийский орнамент». Конспект НОД по художественному творчеству во второй младшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2-ой младшей группе. Образовательная область «Художественное творчество» Тема:.

Дидактический материал для знакомства с казахским орнаментомДидактический материал для знакомства с казахским орнаментом Казахские орнаменты чрезвычайно многочисленны, их более 200, по происхождению они делятся на две группы: к первой относятся те орнаменты,.

Библиотека изображений:
  • Орнаменты и узоры
  • Новый год
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Традиционный марийский орнамент на костюмах». Мастер-класс
Опубликовано: 16 марта 2014 в 13:42
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...
Стихи. «Лесная гостья», «Елочка», «Елочка — краса!»
ЛЕСНАЯ ГОСТЬЯ Гостья к нам пришла лесная, Ах, красавица, какая! Огоньки на ней горят, Бусы яркие блестят! Зайцы, белочки на елки И снежинок хоровод,...