Получи документы

Конспект мастер-класса «Эмоциональное выгорание педагогов»

ирина иванова
Конспект мастер-класса «Эмоциональное выгорание педагогов»

Сопроводительный документ

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Подготовила: Иванова Ирина Валентиновна

Воспитатель МБДОУ д/с №5 п. Мезиновский, Гусь-Хрустальный район Владимирской области

Высшая квалификационная категория

Цели:

• создание условий, способствующих профилактике СЭВ;

Задачи:

Публикация «Конспект мастер-класса „Эмоциональное выгорание педагогов“» размещена в разделах

• передать психологические знания о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

• развить коммуникативные умения, эмоциональной сферы; сплотить, снять эмоциональное напряжение;

• формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом.

Ход работы

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вам сесть по кругу.

Знакомство «Волшебный цветок»

Материал: пластилин, разные красивые мелочи, веточка, цветочный горшок, сердечки для каждого педагога.

Столы и стулья ставятся по кругу, педагоги рассаживаются по желанию.

Предлагаю вам выбрать кусочек цветного пластилина, и скатать шарик любого размера, затем вы свой шарик передайте тому, кто сидит рядом с вами называйте свое имя и желайте рядом сидящему что то хорошее.

Передавая шар по кругу, все скатывают большой, цветной шар.

Педагог : Какие вы молодцы, у нас получился большой шар наших положительных и позитивных дружеских эмоций. Давайте его положим в цветной горшочек, и поставим веточку, красиво украсим наше дерево разнообразными бусинами, ленточками.

Уважаемые коллеги! Возьмите пожалуйста сердечки и напишите свои самые искренние желания и привяжите их к нашему дереву, благодаря положительной энергетики ваши желания обязательно сбудутся!

Слайд 2

Педагог : Свой мастер-класс я хотела бы начать с небольшого стихотворения.

Я люблю свою работу.

Я приду сюда в субботу,

И, конечно, в воскресенье.

Здесь я встречу день рожденья,

Новый год, 8 марта.

Ночевать здесь буду завтра,

Если я не заболею,

Не сорвусь, не озверею.

Здесь я встречу все рассветы,

Все закаты и приветы.

От работы дохнут кони!

Ну а я. бессмертный пони.

Слайд 3

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году. Он проявляется нарастающим эмоциональным истощением

Профессиональное выгорание возникает в в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Педагог : А теперь уважаемые, коллеги, я предлагаю вам провести тест на профессиональнее выгорание.

Цель: выявить у себя наличие или отсутствие данного синдрома.

Раздаётся лист анкета для выявления синдрома эмоционального выгорания. Приложение №1 Педагоги проводят тест

Оценка результатов

Оценка результатов: менее 3-х баллов можно оценить как низкий. Синдром выгорания вам не грозит.

3-12 баллов средний. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

Выше 12 баллов высокий показатель эмоционального выгорания. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Мини-лекция по теме «Причины возникновения СЭВ у педагогов»

Слайд 4

Причины возникновения СЭВ у педагогов

• Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;

• Загруженность в течении рабочего дня;

• Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;

• Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;

• Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;

• Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения

Слайд 5

• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

• жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год, ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;

• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

«неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности : нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;

• ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;

• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.

Упражнение «Причины стресса педагогов и воспитателей»

Участники по кругу передают мяч, называя по одной причине, которая вызывает стресс у педагогов и воспитателей, ( условие: не повторяться, если нет причины, участник говорит: «Согласен».

Педагог : Скажите была ли в этом упражнении неназванная причина стресса?

Слайд 6

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

• Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);

• Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная);

• Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;

• Окончание учебного года.

Слайд 7

Признаки эмоционального выгорания

• Истощение

• Усталость

• Бессоница

• Негативные установки по отношению к воспитанникам и родителям

• Пренебрежение своими обязанностями

• Усиление агрессивности

Слайд 8

Стадии психоэмоционального истощения

Стадия «приглушенности»

• Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;

• Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи;

• Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.

Слайд 9

Деперсонализация

• Возникновение недоразумений с коллегами;

• Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам

Слайд 10

3 стадия «Мне на все наплевать»

• Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру

• Безразличие ко всему.

Слайд 11

Три аспекта профессионального выгорания

Первый — снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т. д.

Слайд 12

Социально-психологические симптомы

• безразличие, скука, пассивность и депрессия

• повышенная раздражительность

• частые нервные срывы

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха,

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы

Слайд 13

Поведенческие симптомы

• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям,трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Слайд 14

Как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания?

• Использование тайм-аутов

Эмоциональное общение

• Поддержка физического состояния, хороший сон.

Педагог : Уважаемые коллеги, а сейчас я вам покажу несколько упражнений для снятия напряжения в коллективе.

Упражнение «Я в лучах солнца»

Материалы:1/2 листа А4, ручка

На отдельный листочек участники рисуют круг, в центре пишут своё имя, от кругов- солнечных лучей (не менее 10, на лучах пишут за что могут себя похвалить, свои достижения.

Самоодобрение очень важно для педагога!

Упражнение «Лужайка позитивных качеств»

Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе. Материалы: лист бумаги АЗ зеленого цвета, стикеры в форме цветка.

На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые позитивные качества (по меньшей мере, три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, который заметил, работая с ним в одном коллективе

«Упражнение «Ведро мусора»

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: лист бумаги, ручки, ведро для мусора.

Посреди комнаты ставиться символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Педагог : «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату,

становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. Тоже происходит и с чувствами - у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого, на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на.», «я сержусь на.», и тому подобное».

После этого педагоги рвут бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешивается и убираются.

Слайд 15

Упражнение «Дождик»

Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции. Это упражнение помогает снять мышечное напряжение.

Педагог : Уважаемы коллеги встаньте в круг друг за другом и положите руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями имитируем капли начинающегося дождя. •(Музыка) Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются^

Слайд 16

Упражнение релаксации

Цель: Эмоциональный отдых, осознание своих проблем и их преодоление, получение положительных эмоций. (Музыка)

Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысяч солнц. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

Слайд 17

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

1. Не воспринимайте неудачу или критику как поражение.

Это просто один из уроков жизни. Спросите себя: «Чему я могу научиться в этой ситуации».

2. Не сравнивайте.

Поймите, когда вы сравниваете, вы боретесь с мыслью, что кто-то другой может быть лучше вас. Всегда есть кто-то лучший, чем вы. И вы часто лучше других. Ну и что?

3. Не таите недовольства.

Спросите себя, почему вы боитесь обсуждать ваше недовольство с другими людьми.

4. Не будьте чересчур критичны

Будьте снисходительны к себе и другим, находите юмор в ситуации. Спросите себя: «Что происходит в моей жизни прямо сейчас, что заставляет меня ощущать собственную неполноценность?".

5. Надейтесь

Обязательно случится что-то, от чего вы будете счастливы. Попробуйте получить удовольствие от жизни прямо сейчас, не откладывая.

6. Не замыкайтесь только на привычном и однообразном

Не бойтесь рисковать. Пробуждайте в себе интерес к жизни, пробуя новые виды деятельности.

7. Не оттягивайте выполнение важного для вас дела, боясь неудачи.

Лучше представьте, что вы предпримите, если потерпите неудачу. Составьте план.

8. Не прокручивайте бесконечное количество раз конфликт в уме.

Лучше вообразите, что конфликт разрешился именно так, как вам хотелось. Затем сконцентрируйтесь на том, что вы сделали бы дальше, если бы всё закончилось таким образом. Это избавит вас от беспокойства, осложняющего вашу жизнь.

9. Не преувеличивайте важность конечного продукта

Наслаждайтесь процессом. Спросите себя: «Разве мне не интересно прямо теперь?».

10. Не ожидайте, что другие заранее знают, что вы от них хотите.

Скажите им, чего вы хотите. Перестаньте проверять их, чтобы узнать, любят ли они вас.

11. Не вините других

Обвинение никогда ничего не даёт, вы перекладываете ответственность за то, что случилось в вашей жизни. Вы не сможете улучшить или узнать себя, пока концентрируетесь на том, что другие сделали неправильно. Подумайте: «Почему сегодня я не смогла защитить себя».

12. Не будьте обидчивы

13. Не стремитесь к абсолютному совершенству

Лучше спросите себя: «Какое небольшое улучшение я смогу сделать».

14. Не планируйте сразу слишком много дел

Составьте короткий список того, что нужно сделать в первую очередь.

15. Не воображайте худшего

Спросите себя, что самое плохое может случиться из того, что может случиться и разработайте план, как справиться с этим.

16. Научитесь приносить извинения

Время от времени каждый совершает ошибки - это часть человеческого поведения. Когда вы осознали, что поступили не так, как надо, нет необходимости оправдываться или обвинять своё поведение. Нужно просто извиниться.

Слайд 18

Выводы

Заботьтесь о своем психическом здоровье, коллеги!

Не доводите уровень психических нагрузок до критических!

Слайд 19

Педагог : Уважаемы коллеги на этом наша встреча заканчивается, хотелось бы узнать, что вам понравилось в нашей встрече. Какую полезную информацию вы для себя взяли

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя

Почти

никогда Редко Часто Почти

всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4 После рабочего дня я могу срываться на своих близки

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряженке, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Приложение №1

Оценка результатов: менее 3-х баллов можно оценить как низкий. Синдром выгорания вам не грозит.

3-12 баллов средний. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

Выше 12 баллов высокий показатель эмоционального выгорания. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Эмоциональное выгорание педагогов»
Опубликовано: 27 января 2024 в 20:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД