Лучший педагог года

Мастер-класс «Жестокость и милосердие» (по произведению Г. Н Троепольского «Белый Бим Черное ухо»»)

Оксана Бармина
Мастер-класс «Жестокость и милосердие» (по произведению Г. Н Троепольского «Белый Бим Черное ухо»»)

«Жестокость и милосердие»

(по произведению Г. Н Троепольского «Белый Бим Черное ухо»»).

Цель: подвести учащихся к пониманию важности милосердия между людьми и животными в нашей жизни, сознательного, обдуманного совершения поступков через обсуждение темы жестокости и милосердия в произведении

Ход занятия

1. Пролог.

Публикация «Мастер-класс „Жестокость и милосердие“ (по произведению Г, Н Троепольского „Белый Бим Черное ухо““)» размещена в разделах

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Если после нашего урока в ваших сердцах доброты и милосердия будет больше, это буде большая радость и большой подарок. Нам предстоит, как всегда много размышлять, не стесняйтесь, каждый человек имеет своё мнение, может и должен его высказывать. При этом он не должен забывать об уважении: выслушать другое мнение, даже если оно не совпадает с его. Скажите добрые слова друг другу. Продолжаем создавать нашу «Азбуку хороших слов». Сегодня вспомним хорошие, добрые слова на букву «Д».

Ученики: добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный.

Доброта и милосердие проявляется в поступках.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Начнем сейчас урок.

2. Этюд.

Данный этап направлен на быстрое включение учащихся в работу.

Задача: формировать умение одухотворять предметы с точки зрения духовных ценностей, находить человеческое присутствие в вещах, предметах, представить цель педагогической студии.

Учитель: Какие высказывания, поговорки вы приготовили по теме «Собака- друг человека»?

Учащиеся: читают

Учитель: Из всех домашних животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом - собака. Эта дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Собака умеет преданно любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки.

Человек принял собаку в круг своей семьи, а она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин - вожак. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырем слепых, но главное - она стала ему спутником и другом.

Предлагаю вам посмотреть изобразительный материал (картина Ф. Решетникова «Опять двойка»,Э. Лансира «Спаситель»,Пикассо «Мальчик с собакой» рисунки детей, и ответить на вопрос: «Может ли быть дружба между человеком и собакой?»

Демонстрируются слайды репродукций картин художников, фотографий с изображением людей и животных.

Ответы учащихся.

Учитель: Как вы думаете, чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками.

Ответы учащихся.

Учитель: Что самое хорошее в дружбе с животными?

Ответы учащихся.

Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.

Ученик читает стихотворение Т. Агибаловой «У меня есть друг»

У меня теперь есть Друг,

Преданный и верный.

Без него я как без рук,

Если откровенно.

Мы гуляем во дворе,

Весело играем,

Скоро в школу в сентябре

Вместе зашагаем.

Другу я любой секрет

Расскажу без страха.

Я несу ему котлет,

Спрятав под рубахой.

Ешь, мой маленький Дружок,

Что еще затеешь?

Ты пока еще щенок,

А дружить умеешь

Учитель: К сожалению,некоторые люди не любят животных, жестко относятся к ним. Это серьезная проблема, ведь дети сталкивается иногда с жестоким обращением взрослых с животными, люди проявляют жестокость, забывая или не зная, что есть на свете такое прекрасное слово- милосердие.

Тема нашего разговора - жестокость и милосердие. Сегодня мы обратимся к произведению Г Н Троепольского «Белый Бим и Черное ухо» и выясним смысл этих слов, их место в жизни героев и в нашей жизни, а также сформулируем нравственное отношение людей к животным. (просмотр начала кинофильма

3. Экспликация.

Задача: показать образец духовной ориентации, непосредственную причастность милосердия и жестокости человека по отношению к животным.

Учитель: О чём рассказывается в рассказе Г. Н. Троепольского «Белый Бим и Черное ухо»

Группа учеников кратко рассказывают содержание произведения. (заранее к этому подготовились)

Учитель: Почему это произведение так называется?

Ответы учащихся.

Учитель: Как относился Иван Иванович к Биму? Почему

Ответы учащихся.

Учитель: Почему счастливая жизнь закончилась для Бима?

За что невзлюбила Бима соседка?

(просмотр эпизода из кинофильма, где Бим убегает из квартиры соседки и встречается с проблемами.)

_ Что предприняла соседка, когда увидела Бима вновь у дома?

Пес – главный герой, впервые сталкивается с жестокостью со стороны людей. Что же означают эти два слова.

Учитель: Что можно сделать для тех, кого предали люди? (Ответы детей).

Учитель: - Частично изменить ситуацию помогают собачьи приюты, в которых собаки получают, пусть и в минимальных размерах, необходимую помощь, еду и крышу над головой. Собаки, живущие в приюте – это больше, чем просто собаки. Разные судьбы, разные пути попадания в приют, но есть и общее: почти каждая из них в прошлом пострадала от предательства, жестокости или равнодушия людей. И каждая – простила. И снова поверила в человека. Собаки в приютах — как детдомовцы. Они понимают, что люди приезжают сюда выбирать, и очень стараются понравиться.

- А могут ли дети, самостоятельно принять участие в судьбах брошенных собак? (Школьники предлагают свои варианты).Что в вашем понимании «Милосердие» «Быть милосердным

Учитель: Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова и прочитаем значение этих слов.

Жестокость - крайне суровый; безжалостный, беспощадный поступок, обращение.

Милосердие- готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Учитель: Что предпринял Иван Иванович, когда вернулся из Москвы?

Ответы детей: Он узнает, что узнает, что случилось с Бимом, выясняет адрес приюта и тут же едет за свое собакой. Но приехав в приют, он узнает, что Бима уже нет в живых. (просмотр эпизода из кинофильма)

4. Практикум.

Задача: организовать действия участников студии для приобретения первичного опыта по теме разговора.

Учитель: Обратимся к страницам повести, обратим внимание на поведение героев, на их взаимоотношения и дадим оценку. Итогом наших размышлений будут нравственные правила поведения и отношения между людьми и животными, которые мы сформулируем.

Организуется работа в двух группах. Первая группа учащихся обсуждает тему жестокости в повести, используя вопросы:

- Почему слово жестокость просится в разговор о собаке?

-Какие страницы повести «жестоки»? Как написал их автор?

- Приведите примеры из жизни. Как отнеслись вы к поступку соседки?

Можно изменить отношение людей к собакам? Как?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, а затем формулируют нравственные правила поведения и отношения людей и животных.

Вторая группа обсуждает тему милосердия в рассказе, используя вопросы:

-Когда на страницах повести звучит слово милосердие? Как мы можем помочь нашим друзьям, попавшим в беду?

-В каких ситуациях, на ваш взгляд, милосердие могло решить возникшие проблемы?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, а затем формулируют нравственные правила поведения с людьми.

Учитель: Вернёмся к теме нашего занятия «Жестокость и милосердие»

Нарисуйте слева на листах бумаги тот образ, который выражает значение слова «жестокость». Объясните, почему вы выбрали именно его (дети рисуют). Напишите те слова, которые ассоциируются у вас с этим словом.

Назовите те духовные ценности, которые противостоят жестокости, запишите их на другой половине листа. Объедините эти слова одним словом: МИЛОСЕРДИЕ (любовь к ближнему, сострадание).

Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака.

Мы выявили три основные причины, когда нашим друзьям нужна помощь:

1). Это жестокость, бездушие, безответственность людей, которые выгнали, выбросили, оставили на улице беззащитное животное.

2). Животное остается на улице, так как его хозяин умирает, а родственники не берут это животное в свой дом.

3) Животные теряются или убегают от нерадивых хозяев.

Учитель: Человеческая душа – это ваш лист, в ней сочетается и зло (то, что мы называем жестокостью) и милосердие. Но я хочу пожелать вам, чтобы жестокости в вашей жизни как с вашей стороны, так и по отношению к окружающим людям не было.

5. Коррекция.

Задача: выявить важность поднятого вопроса в повседневной жизни и наметить пути коррекции в поведении учащихся.

Учитель: У вас, наверно, тоже возникали проблемы, жизненные неурядицы, которые заставляли вас переживать, относиться к вашим друзьям меньшим «немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.

Используется методика «Анализ жизненных ситуаций».

- Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?

- Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?

- Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

- Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

-Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок? Расскажи об этом.

Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Мы верим в то, что каждый из нас станет добрым, отзывчивым, милосердным человеком, а задача каждого из нас - помочь взойти семенам добра.

6. Рефлексия.

Задача: оценить процесс самопознания и эмоционального состояния школьников.

Всем участникам студии раздаются карточки с недописанными тезисами. Которые необходимо закончить.

- Я хочу сказать, что раньше я…

-Я думаю, что …

-Я могу добавить к сказанному следующее…

-Очень хотелось бы изменить в первую очередь…

-В чём я абсолютно уверен (- а, так это в том…

-Я чувствую, что в решении этой проблемы я мог (- ла) бы…

-Может это покажется незначительным, но я хочу обратить внимание на…

-Для меня важным в разговоре было…

Наше занятие хотелось бы закончить словами французского писателя, поэта и профессионального лё тчика Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приучили».Спасибо за работу.

Публикации по теме:

Презентация к мероприятию «Цветы милосердия» .

Проходит акция «Позаботимся о птицах» Добрая традиция В каждой семье есть свои традиции: день рождения семьи, день рождения детей, родственников, рождественские праздники и т. д.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Жестокость и милосердие» (по произведению Г. Н Троепольского «Белый Бим Черное ухо»»)
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 22:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД