Лучший педагог года

Мероприятие для детей старшего возраста «Сказание о Земле Югорской». Инсценировка мансийской сказки «Кукушка — женщина»

Елена Давиденко
Мероприятие для детей старшего возраста «Сказание о Земле Югорской». Инсценировка мансийской сказки «Кукушка — женщина»

Ход мероприятия:

I ЧАСТЬ

В зале стоит чум. Возле чума горит костёр. Входит воспитатель в национальной одежде (мать-рассказчица, садится около костра и вяжет.

№ 1 – Фон

Звучит музыка, дети заходят в зал, исполняя танец

№ 2 – танец «Югорская земля»

После танца дети останавливаются, полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте.

Девочки – «паща олэн» (здравствуйте – (манс.)

Мальчики: – «вуща вола» (здравствуйте – (хант.)

1 реб. (Артём Т.)

Древний наш край, Югрою зовут,

Здесь тысячи лет народы живут.

Публикация «Мероприятие для детей старшего возраста „Сказание о Земле Югорской“, Инсценировка мансийской сказки „Кукушка — женщина“» размещена в разделах

Леса и озера, снега и песок.

Суров, но и дорог родной уголок.

2 реб. (Даша Б.)

Суров наш Север лишь на первый взгляд,

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть будет рад

И обогреть душевной теплотою! (Лапцуй Л.)

3 реб. (Софья Г.)

Мы ждём друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит вас не ласковая вьюга.

В любой зайдите чум - вас ждёт всегда

Гостеприимство и забота друга. (Лапцуй Л.)

4 реб. (София Г.)

Где ты видел чудесней сторонку.

Чем Югорская наша земля?

Здесь смеются заливисто, звонко,

Здесь веселые песни звенят.

Здесь открытые, милые лица,

Здесь улыбки на лицах цветут.

Как же можно Югрой не гордиться,

Коль здесь счастливо люди живут. (Парфенчик В.)

5 реб. (Камилла Ш.)

Огромным простором Российской земли

Югорский раскинулся край.

И в этой седой необъятной дали

Мы строим наш северный рай. (Калинушкин В.)

№ 3 – все дети садятся на стульчики

Воспитатель: Среди просторов нашей страны есть край, где живете вы, где ваш дом родной, а называется он?

Дети: Ханты-Мансийский Автономный Округ.

Воспитатель: Старинное название нашего округа?

Дети: Югра.

Воспитатель: Правильно. Название округа Югра – пошло от названия народов «угры», которые издревле населяли эту землю.

Воспитатель: Как и у всех регионов нашей большой Родины, в ХМАО-Югра есть столица, т. е. главный город – это ….?

Воспитатель: Скажите, где на экране расположен герб Югры?

Флаг Югры?

Воспитатель: Назовите город, в котором мы живём?

Дети: город Советский.

Воспитатель: На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам.

– Как называют коренных жителей нашего округа?

Дети: Ханты и манси.

Воспитатель: Чем богат наш край?

Дети: Реки и озера богаты рыбой, а в тундре много ягод, грибов, пушнины и кедровых орешков.

Воспитатель: Основные виды деятельности у коренных народов?

Дети: Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают грибы и ягоды, охотятся.

Воспитатель: Правильно ребята! Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы».

Воспитатель: Что такое малица?

Дети: Одежда, сшитая из оленьих шкур.

Воспитатель: Как называется жилище хантов и манси?

Дети: Чум

Муз. рук. : Нашу страну населяет множество народов. Многообразие культур и традиций многонациональной Югры придаёт ей неповторимый колорит. Здесь каждый народ уникален – в своих обычаях и нравах. У каждого – свой язык, своя культура, своя музыка, и конечно, свои музыкальные инструменты. Сегодня мы поговорим об инструментах Народов Севера— ханты и манси.

– Посмотрите, у меня в руках необычный и загадочный инструмент, который никого не оставляет равнодушным, с завораживающим, а иногда пугающими и мистическими звуками.

(Показываю инструмент) – Вспомним, как он называется?

Дети: Варган.

Муз. рук. : Подобные инструменты существуют у всех народов мира и имеют свои названия.

Муз. рук. : Своим инструментам народы Югры давали поэтичные названия.

Муз. рук. : Посмотрите на этот инструмент (показываю санквылтап /нарс-юх)

– Санквылтап (мансийское название, что переводится поющее, играющее дерево или звенящая доска - это струнный щипковый музыкальный инструмент обских угров (хантов и манси). Хантыйское название этого инструмента – нарс-юх.

– Корпус напоминает лодку. На корпусе вырезано резонаторное отверстие (Служит для улучшения его акустических свойств; передаёт колебания воздуха из полой части корпуса наружу. Чем больше размеры звучащего тела, тем ниже звук.). Три или пять струн изготовлены из оленьих сухожилий. Нарс-юх (санквылтап) сугубо мужской инструмент, раньше женщины к нему не прикасались (но в последнее время на нарс-юхе стали играть и женщины). Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей, а также исполняются танцы на национальных праздниках. Звук нарсс-юха (санквылтапа) завораживает своей мелодичностью как человека, так животного и птицу, поэтому нарс-юх (санквылтап) назвали голосом поющего бога.

– Инструмент, подобный нарс-юху или санквылтап, встречается у многих народностей и имеет самые разные названия ( например: гусли).

Слайд – 13

№ 4 – (видео нарс-юх (санквылтап)

Муз. рук. : Сейчас все вместе повторим название инструмента ("нарс-юх"–ханты, " санквылтап"– манси)

Муз. рук. : (показываю бубен с колотушкой)

– Как называется этот инструмент?

Муз. рук. : Молодцы! Бубен - непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман изгонял болезни, призывали добрых духов помогать людями. В настоящее время бубны, как музыкальный инструмент используется музыкантами и танцевальными коллективами.

(удар в бубен)

(герои сказки : дети - уходят в чум, «мама»-выходит за дверь (за дровами)

Слайд – 15

II ЧАСТЬ

Воспитатель садится на скамейку и зовёт «сына» :

Воспитатель - Мать: Сынок, иди скорей сюда, уже спать пора, поздно уже.

(выходит сын)

Сын: Не хочу ложиться спать, я хочу играть.

Воспитатель - Мать: Маленьким детям надо ложиться во время, тебе ещё расти нужно, сил набираться.

Сын: Не хочу ложиться спать, я хочу играть.

Воспитатель - Мать: Знаешь, что произошло с детьми, которые не слушали маму?

Сын: Что произошло? Расскажи мне мама.

Воспитатель - Мать: Ты садись со мной рядом, а я тебе сказку расскажу.

(сын садятся рядом)

№ 5 – Звучит хантыйская народная песня

Воспитатель: Вот что было. Жила на земле бедная женщина (выходит «мама» (ребенок, подходит к чуму с вязанкой дров)

Воспитатель: Было у неё трое детей.

(1 реб. выбегает из чума с рыбой в руках и зовёт остальных детей)

1 Реб: Пойдём играть!

Бегом, бегом!

№ 6 – Все дети выходят на игру и становятся в круг

Игра «Хул-рыба»

(Дети под музыку передают по кругу рыбу. Игрок в руках которого по окончании музыки осталась рыба, поднимает её над головой и кричит «ХУЛ»)

Мама: Дети кушать пора!

№ 7 – все дети, кроме героев сказки сели на стульчики.

Герои подходят к столику.

(подбегает 1 реб. мама гладит по голове;

2 реб. – подбегает дочка, мама заплетает ей косы ;

3 реб. – подбегает, сердито отворачивается от мамы, а мама разглаживает одежду, гладит по голове)

Мама: Деточки мои, кушайте на здоровье!

(Дети поели, встают, вытирают губы рукавом)

1реб: (выбегает из чума)Эй, ребята, пойдёмте играть!

2 реб:(выбежав из чума, кричит 3-му ребенку)Иди к нам.

3 реб: Бегу, бегу.

№ 8 – музыкально-ритмическое упражнение «Оленьи упряжки»

Мальчики встали в «позу оленей», девочка, держит вожжи.

Все поскоками двигаются по кругу и кричат «Я олень»

Воспитатель: Так дети с утра до вечера бегали, прыгали. Вернутся в чум, грязь на обуви занесут. Мама убирает за ними. Одежду промочат, а мать суши. – Матери они не помогали. Только об играх и думали

(Мама подметает. Дети забегают в чум и берут палки для игры)

№ 9 – Игра «Борьба на палке»

(Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу.

Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Начинать перетягивать палку следует одновременно.

Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног)

Воспитатель: Не слушались дети матери. Не помогали ей. От такой жизни, заболела мама. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит о помощи.

Мама: Детки, принесите водички. Пересохло у меня в горле.

1 реб: Нет! Мы хотим играть.

2 реб: Некогда нам.

3 реб: Потом принесем.

Мама: Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня в горле. Принесите водички.

1 реб: Я устал!

2 реб: Я не хочу!

3 реб: И я не хочу! Давайте лучше играть!

№ 10– танец-игра «У оленя дом большой»

Воспитатель: Долго играли дети. Наконец дети вспомнили про мать. Прибежали в чум….Да, поздно.

№ 11 – Фон

Воспитатель: Смотрят, а мать стоит посреди чума и малицу надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мама птицей - кукушкой и вылетела из чума.

Девочка-«мама» выбегает из чума и бежит по кругу,

дети за ней.

1 реб: Мама, мама.

2 реб: Вернись домой!

3 реб: Мы водички принесли!

Мама: Ку-Ку, ку-ку! Поздно, поздно, деточки! Теперь все озёра и реки передо мной!

Девочка-«мама» бежит по кругу, дети за ней.

Дети: 1 реб: Мама, мама, вернись домой!

2 реб: Мы водички принесли!

3 реб: На, водички попей!

Мама: Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно деточки! Не вернусь я теперь никогда!

Мать - кукушка летит по кругу и прячется за дерево,

дети сели у чума и плачут.

Воспитатель: Мать, превратившись в кукушку, улетела. Много дней и ночей, бегая по камням, по кочкам, дети искали свою мать. Стало им одиноко… и очень - очень стыдно.

№ 12– фон

III ЧАСТЬ

Сын: Мама, я тебя всегда буду слушать, мне очень жалко этих детей, которые не слушали мамочку. Давай им поможем вернуть маму.

Воспитатель «Мать» и её сын по дороге, встречают плачущих детей

Воспитатель - Мать: Здравствуйте, дети. Что вы дети плачете?

Дети: Беда, мы обидели свою мамочку!

Воспитатель – Мать: Разве можно обижать самого близкого человека?

Дети: Нет, нельзя.

Воспитатель - Мать: Ребята, Как же вы её обидели?

1 реб: Мы её не слушали. Мама превратилась в кукушку и улетела от нас.

2 реб: Когда она заболела, не принесли ей водички.

3 реб: Мы ей не помогали, трудно ей было с нами.

Вместе: Как нам её вернуть, нам плохо без неё? Помогите нам, пожалуйста.

(плачут)

Воспитатель - Мать: Вы знаете, что каждая мама волшебница? Постараюсь вам помочь. Но, захочет ли она вернуться к вам?

Дети хором: Захочет! Захочет! Мы постараемся всё сделать, чтобы она вернулась.

№ 13 – Фон

идут под музыку по кругу до дерева

Воспитатель - Мать: Знаю, где ваша мама. Она превратилась в кукушку и всегда вас ищет. Хорошо, идите за мной (подходят к дереву, где сидит мама - «кукушка»).

1 реб: Мамочка, я всегда буду тебе помогать, вернись к нам!

2 реб: Я всегда буду заботиться о тебе, прости меня.

3 реб: Мы всегда будем с тобой рядом, нам плохо без тебя!

Мать (сбрасывает «Крылья») : Хорошо. Я останусь. Мне тоже без вас плохо. («мама» с детьми обнимаются)

Воспитатель - Мать: Всегда, берегите своих мам.

Слайд – 16

№ 14 – песня «Мама» (сл. Юрий Энтин, муз. Буржоа Жерар)

под музыку все дети строятся полукругоми исполняют 1 куплет

Мама – первое слово,

Главное слово,

В каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Мир подарила

Мне и тебе.

– Так бывает, Если случится вдруг,

– В доме вашем горе-беда,

– Мама, самый лучший – Надёжный друг,

– Будет с вами, Рядом всегда.

Мама – первое слово,

Главное слово,

В каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Мир подарила

Мне и тебе.

Воспитатель:

Светлая сказка над нами летала,

Добрыми быть – она всех призывала.

Слушаться старших, с природой дружить.

Землю родную, очень любить!

Реб: «Олтул олнэ» – это означает?

Дети (хором) : «Живите в гармонии, живите с миром!».

Воспитатель: Правильно: «Живите в гармонии, живите с миром!»

№ 15 – Фон + выход из зала песня «Югра - сестра моя Югра»

(муз. Л. Квинт, сл. Н. Денисов, исп. Юлия Забуга)

Взявшись за руки, все радостно кланяются

Держась за руки, дети вместе с воспитателем

делают торжественный круг и выходят из зала.

Публикации по теме:

Досуговое мероприятие «Репка» для детей старшего дошкольного возраста Досуговое мероприятие «Репка» (Для детей старшего дошкольного возраста) Предварительная работа: Разработка сценария, распределение ролей,.

Фотоотчёт театрализованной хантыйской сказки «Кави (Кукушка)»Фотоотчёт театрализованной хантыйской сказки «Кави (Кукушка)» Уважаемые коллеги! Я живу и работаю в прекрасном уголке России, в Ханты-Мансийском Автономном Округе, который населяют финно угорские народы.

Инсценировка сказки для выпуска детей в школу Предлагаю вашему вниманию,уважаемые коллеги,сказку,которую можно поставить на празднике выпуска детей в школу,может кому-то понравиться.

Инсценировка сказки «Репка» с детьми младшего дошкольного возрастаИнсценировка сказки «Репка» с детьми младшего дошкольного возраста Пришедший ребенок в детский сад, уже познавший частично окружающий мир, развивается дальше, и важно дальнейшее эффективное развитие, тренировка.

Инсценировка сказки «Курочка Ряба» для детей раннего возрастаИнсценировка сказки «Курочка Ряба» для детей раннего возраста Цель : Развитие речи и творческих способностей у детей через инсценировку сказки " Курочка Ряба ". Задачи : - Закрепить знания детей о героях.

Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки!» для детей старшего дошкольного возрастаЛитературная викторина «Что за прелесть эти сказки!» для детей старшего дошкольного возраста Вот и закончилась книжкина неделя, которая проводится в нашей стране в дни весенних школьных каникул. В нашем детском саду уже стало традицией.

Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» для детей старшего дошкольного возраста Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» Цели: Закрепить знания о своей стране, о истории своего села. Развивать логическое.

Музыкальное развлечение «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возрастаМузыкальное развлечение «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста Музыкальное развлечение «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста Ход праздника Ведущая: Здравствуйте, дети! Как хорошо,.

Спортивно-оздоровительное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Теремок»Спортивно-оздоровительное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Теремок» Задачи: Приобщать детей к сказкам; расширять конкретные представления детей о персонажах и их действиях; способствовать формированию у.

Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Цель: через участие в спектакле создать условия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мероприятие для детей старшего возраста «Сказание о Земле Югорской». Инсценировка мансийской сказки «Кукушка — женщина»
Опубликовано: 25 марта 2022 в 18:01
+76Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД