Метод дивергентного речевого развития.

Александра Трофимова
Метод дивергентного речевого развития.

Дивергентное мышление — творческое, оригинальное мышление. Характеризуется отсутствием стереотипов, выходом за рамки привычного, поиском нового. При таком мышлении при одной поставленной задаче или проблеме возникает множество решений. Противоположность такого мышления — конвергентное мышление. Оно направлено на поиск одно — единственного верного решения. В этом случае используется некая последовательность действий, усвоенная ранее. Дивергентное мышление является основой творчества.

Дивергентное речевое развитие — это развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления. Дети при традиционном обучении в дошкольном учреждении, школе имеют мало возможностей применить разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала детей. Это можно осуществить на лексико-грамматических занятиях, не отходя от традиционных программ, используя на обычных занятиях упражнения, направленные как на развитие дивергентного.

Основными требованиями, на которые нужно опереться при составлении и применении упражнений на развитие дивергентного мышления, являются следующие:

найти для детей проблему, которая имеет множество правильных решений;

поощрять детей в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят в голову, независимо от того, насколько они являются дикими, непрактичными и сумасшедшими;

ценить не качество ответов, а их количество (устроить соревнование, где выигрывает ребенок, предложивший больше способов решения проблемы);

воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.

Можно рекомендовать следующие упражнения, направленное на развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления.

1. Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия весны и зимы (тепла и холода, утра и вечера). Приведем примеры ответов:

весна — теплая, солнечная, веселая;

солнце -

почки -

листочки -

подснежник -

зима — холодная, морозная, снежная

мороз -

снег -

метель -

2. найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов:

колодец — ведро

стол — дерево

мороз — солнце

кукла — девочка

3. речевые упражнения на поиск причин возникновения событий.

- Маше на день рождения подарили большую куклу.

- Море было большое и теплое.

- Солнце медленно заходило за горизонт.

4. придумать рассказ, историю или сказку, используя заданный набор слов, например:

Солнце, улица, светофор.

Самолет, дождь, горы.

Ветер, арбуз, машина.

Метод креативного речевого развития.

Креативное речевое моделирование.

Креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка. Креативное речевое моделирование проводится в несколько этапов.

1 й этап. Предлагаются несложные задания, элементы которых ребенку уже знакомы, например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображением предметов, явлений:

лопата, сковорода;

стол, шкаф;

вилка, ножницы;

книга, театр

Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание.

Например, возможны такие ответы при анализе признаков в паре «лопата, сковорода»:

Лопата и сковорода сделаны из железа.

И лопатой и сковородкой можно защищаться.

Публикации по теме:

«Электронное дидактическое пособие «Транспорт» Кажется, нет ничего более обыденного и привычного, чем транспорт, который нас окружает. Дети старшего дошкольного возраста достаточно знают.

Игры, развивающие мышление в раннем возрасте Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Метод дивергентного речевого развития.
Опубликовано: 3 мая 2013 в 09:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Уголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рук
Продолжаю серию публикаций по развитию мелкой моторики рук у детей. Для организации такой работы в группе оформлен уголок моторики «Умные пальчики»....
Конспект открытого интегрированного занятия по ПДД «Цветик-семицветик»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №3 Барабинского района Новосибирской области Методическая...
Конспект ННОД по математике по изучению объёмных форм в подготовительной к школе...
Задача: Продолжать учить детей определять в предметах ( овощи, фрукты) известные объемные формы: шар, куб, цилиндр, конус. Цели: Упражнять в сравнении...
«Колосок» — сценарий инсценировки по мотивам украинской народной сказки, для...
КОЛОСОК ( по мотивам украинской народной сказки) Действующие лица: Петушок, мышонок Круть, мышонок Верть, Осень, Солнышко Декорации: домик,...
Фотоотчет о конкурсе поделок «Осенние фантазии»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Хочу рассказать Вам о конкурсе "Осенние фантазии", который прошел в нашем детском саду. Какую же фантазию...