Папки-передвижки

Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность в ДОУ

Юлия Фрейлина
Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность в ДОУ

Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

Публикация «Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность в ДОУ» размещена в разделах

Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века. Разработал этот новый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать ее в настоящем.

В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.

Объект исследования: проектная деятельность в ДОУ.

Предмет исследования: использование метода проектов в процессе обучения и воспитании дошкольников.

Цель данной работы: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1) изучить проектный метод в системе ДОУ;

2) разработать проект для детей дошкольного возраста;

3) сделать выводы по результатам реализации проекта.

В работе использовались следующие методы : изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; наблюдение, анализ и обобщение полученных данных. Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам использования метода проектов в работе ДОУ. Исследование проведено на базе МБДОУ № 10 «Ивушка» г. Ессентуки Ставропольского края. Практическая значимость заключается в том, что показана эффективность применения метода проектов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Слайд 2

Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Слайд 3

Что такое проект и что такое метод

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

• Слово «метод» (греч. methodos) : meta - вне, за пределами и hodos - путь. Потому метод - это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению необходимого результата.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Под методом проектов мы подразумеваем технологию организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности ребенка.

Слайд 4

Каждый отдельно взятый педагогический проект имеет название, цель и задачи.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи :

• -обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• -развитие познавательных способностей;

• -развитие творческого воображения;

• -развитие творческого мышления;

• -развитие коммуникативных навыков.

Слайд 5

В настоящее время проекты, используемые в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

По тематике: творческие, информационные, игровые или исследовательские

По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные, межгрупповые (в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ в контакте с семьей, с социумом и т. д.)

По срокам реализации: краткосрочный (1-2 недели, проект средней продолжительности (1 месяц, долгосрочный (1 год)

Слайд 6

Виды проектов в ДОУ

№ Тип проекта Содержание Возраст детей

1 Исследовательский Дети экспериментируют, проводят опыты, а затем оформляют результаты в виде газет, книг, альбомов, выставок. Старший дошкольный возраст

2 Игровой Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. Со второй младшей группе

3 Информационный Дети собирают информацию и реализуют ее. Ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков, дизайн группы, витражи и др) Со средней группы

4 Творческий Разучивание стихов, песен и т. д.

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Со второй младшей группы

Слайд 7

Задачи исследовательской деятельности при реализации любого проекта специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Слайд 8

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

План работы воспитателя по подготовке проекта

• 1. Выбор темы.

• 2. Постановка цели проекта.

• 3. Актуальность темы.

• 4. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

• 5. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

• 6. Составление плана-схемы проекта.

• 7. Сбор, накопление материала.

• 8. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

• 9. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

• 10. Презентация проекта, открытое занятие, выставка, и т. п.

• 11. Подведение итогов выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, обмен опыта с коллегами.

Слайд 9,10,11

Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта :

Этапы

проекта Деятельность педагога Деятельность детей

I 1. Выбор темы.

2. Формулирует проблему (цель)

(При постановке цели определяется и продукт проекта)

3. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

3. Формулирует задачу (не жестко) 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию

3. Принятие задачи

4. Дополнение задач проекта

Первый этап –подготовительный. На этом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. (продуктом – это итоговое мероприятие по окончанию проекта). Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта является : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.

II 1. Помогает в решении задачи

2. Помогает спланировать деятельность

3. Организует деятельность

4. Оказывает практическую помощь (по необходимости)

5. Направляет и контролирует осуществление проекта

1. Объединение детей в рабочие группы

2. Распределение ролей

3. Формирование специфических знаний, умений, навыков

На основном этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей

Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Выполнение проекта (цикл практических дел)

III 1. Готовит презентацию

2. Проводит презентацию 1. Готовят продукт деятельности к презентации

2. Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности

Третий этап – заключительный. Подводятся итоги, то есть публичное представление продукта проектной деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Проектная деятельность должна быть зафиксирована в календарном планировании с пометкой «Проект».(название)

Слайд 12.

Как оформить проект на бумаге (можно оформить двумя способами)

1 способ по Плану – схеме реализации проекта

• Тема.

• Актуальность темы проекта (нужно обосновать выбор темы).

• Вид и классификация проекта. ( например: творческий, краткосрочный)

• Сроки реализации (указать дату).

• Участники проекта (указать возраст детей).

Методологическая база проекта. (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).

• Цель проекта.

• Задачи проекта.

• Предполагаемый результат.

• Этапы реализации проекта или (план реализации проекта).

• Подготовительный этап. (Сбор информации, подготовка оборудования, которое необходимо изготовить или прибрести до начала реализации проекта.)

- Основной этап (цикл практических дел). Описать последовательность организации:

- работа с родителями;

- работа с детьми;

- работа с социальными партнёрами.

-Заключительный этап (вывод, подведение итогов).

2 способ в таблице

Этап (сроки) Основные направления реализации проекта (мероприятия) Материалы и средства реализации проекта Примечания

I этап

II этап

III этап

Слайд 14

В нашем учреждении практикуется проектный метод в работе с детьми, и используются разные виды проектов. Например: проект «Поклонимся великим тем годам…». Оформлен он по плану –схеме реализации проекта.

Актуальность

Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой достался нашим отцам и дедам тот день и каждый год отмечаем этот прекрасный и трагичный праздник вместе с ветеранами. В мае 2015 года исполняется знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Создание проекта «Поклонимся великим тем годам» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 70-летия Победы.

Цель: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.

Вид проекта : информационный, долгосрочный.

Задачи:

- Формировать представление об истории ВОВ

- Пробуждать интерес к прошлому нашего района, города, страны;

- Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами - героями;

- Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны-

- Развивать чувство коллективизма;

-Привлекать родителей к участию в праздничных мероприятиях, в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войне.

-Повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности.

Участники проекта :

В реализации проекта участвуют дети дошкольного возраста, родители (законные представители, педагоги МБДОУ.

Временное обеспечение:

Проект реализуется с 01. 01. 2015 по 01. 06. 2015г.

Предполагаемые результаты:

Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями, сотрудниками детского сада.

Воспитание у детей бережного отношения к продуктам собственного труда и труда взрослых.

Активное участие детей и родителей в подготовке к празднованию Дня Победы.

Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Реализация проекта «Поклонимся великим тем годам» способствует воспитанию детей чувства патриотизма, бережного отношения к истории своей страны; обновлению и обогащению МБДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвященными 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный этап

Выбор темы проекта, выявление семей готовых участвовать в проекте.

-мотивация родителей к участию в проекте. Постановка цели и задач проекта.

Организация семей воспитанников. Знакомство с проектной деятельностью и технологией проведения проекта. Обсуждение возможных способов поиска информации, творческих решений.

2. Основной этап (цикл практических дел)

3 этап. Заключительный

Подготовка к презентации проекта в средствах массовой информации.

3 этап. Заключительный

Праздничный концерт, посвящённый Великой Победе. «Уроки Победы» совместное мероприятие МБДОУ с управлением культуры искусства и молодежной политики администрации г. Ессентуки. Участие в ежегодной акции «Красная гвоздика», получили сертификат об участии. Так же организована выставка совместного творчества дошкольников и родителей «Нет - войне», где родители приняли активное участие. Участие детских рисунков в интернет – акции «Дети России за мир». Авторы рисунков получили дипломы. Педагоги участников акции получили дипломы кураторов. Участие педагога в ежемесячном конкурсе «Лучший мастер –класс», получили диплом победителя 2 место (изготовление гвоздики в технике оригами).

Проект принял участие во всероссийском конкурсе «Праздники России: День Победы» и стал победителем, педагоги получили дипломы 2 степени.

Вывод: В результате реализации данного проекта позволило детям удовлетворить познавательную активность. Дети заинтересовались темой праздника «23 февраля» и «День Победы», совместно с родителями и воспитателями участвовали в проектной деятельности. Дети смогли повысить собственную самооценку, они внесли вклад в общее дело, радовались своим успехам и успехам своих товарищей. Дети с большим интересом участвовали во всех мероприятиях.

Все участники проекта получили массу удовольствия и хорошего настроения.

Слайд 19

Подведём итоги о вышесказанном….Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:

- повышению профессионального уровня педагога или творческой группы, которые участвуют в разработке проекта;

- формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) - способности дошкольников к элементарной научной деятельности;

- развитию креативности;

- развитию психических процесcов (воображение, мышление, речь, познавательных способностей дошкольников; социализации; развитию коммуникативных качеств;

- способствует повышению качества образовательного процесса;

- формированию сообществ «дети - родители» через преемственность работы ДОУ,семьи и социума.

Слайд 20

Желаем всем творческого успеха! Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

«Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ». Тема: «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ». Хочешь накормить человека один раз — дай ему.

Метод проектов как эффективный способ реализации совместной деятельности с детьми и родителями 1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию.

Метод экологических проектов в образовательной деятельности детского сада Проект – это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным.

Дистанционная педконференция. Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «метод проектов» Автор: Фамилия, И. О___Борисовская Татьяна Анатольевна Должность: воспитатель Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников. Тематический план проектов на 2016–2017 учебный год 1. Тема проекта:Город творчества Цели проекта-Обобщение знаний о творческих профессиях города Тип проекта/сроки выполненияКраткосрочный/2.

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ Тема: «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ». Хочешь накормить человека один раз — дай ему.

Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей у детей Для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни современный ребенок должен обладать определенными ключевыми компетентностями. Рассматривая,.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая.

Самообразование воспитателя: Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников Тема: «Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников» Начало работы: 01.09.2016г Окончание работы : 25.05.2017г.

Технология «Метод проектов в детском саду» СЛАЙД 1 Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Долг взрослого — помочь ребенку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность в ДОУ
Опубликовано: 9 января 2017 в 22:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД