Получи документы

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Кристина Чумичкина
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.

.

Актуальность метода:

В соответствии с постоянно повышающимися требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

• обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

Публикация «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» размещена в разделах

• обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

• реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

• помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

• привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

• обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

В этой связи, перед нами становится задача-воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать самостоятельные решения. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность или метод проектов.

Внедрение данного метода в педагогический процесс объясняется его соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые. Всем хорошо известно, что детей называют “почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги.

Что такое метод проектов?

Метод проектов это:

совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей, с обязательной презентацией этих результатов.

поэтапная практическая, исследовательская, поисковая деятельность по достижению поставленной цели.

форма совместной развивающей деятельности детей и взрослых

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания, умения и опыт дошкольников и получить ощутимый результат.

Для чего нужен метод проектов?

является одним из методов развивающего обучения, так как в его основе лежит развитие познавательных интересов детей

Именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша.

позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия участников проекта

Проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

происходит формирование субъективной позиции ребенка, раскрывается его индивидуальность, творческие способности, логическое мышление

повышается компетентность педагога.

Что такое проект?

Термин «проект» был позаимствован из классического латинского языка, в котором оно изначально означало «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.

И как все это увязать с работой в дошкольном образовательном учреждении?

В этом случае «проект»

это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он самостоятельно разыскивает ответы на вопросы и готовит практический результат

или комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта.

Основная работа по направлению познавательной деятельности выполняется взрослым. Важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Проще говоря, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выяснение наиболее важных моментов.

Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис технологии проектной деятельности в ДОУ.

Классификация проектов:

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

1) по составу участников;(групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр).

2) доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

информационно-социальные (в ходе реализации этого проекта дети собирают и изучают информацию из книг, интернета, журналов и других источников. Оформляется в виде видеофильма, газеты, папки-раскладушки. Например, «Мой домашний питомец»

практико –ориентированные или нормативные проекты. В процессе этого проекта создается свод правил, которые используются в деятельности. Результаты оформляются в виде альбома, памятки, рисунков, модели. Например, «Дорожная азбука».

творческие проекты. Дети овладевают различными видами творческой деятельности. Оформление происходит в виде праздника, концерта, дизайна, альбома, выставки, драматизации. Например, «Осенние фантазии»

исследовательские проекты. Дети получают ответ на вопрос, почему существует то или иное явление и как оно объясняется. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей. Например, «Какая бывает вода»

игровые проекты. Дети входят в образ персонажа и в игровой решают по-своему поставленные проблемы.

3) по срокам реализации.

-краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);

- средней продолжительности (2-3 месяца);

- долгосрочные (на учебный год).

Основа метода проектирования:

В основу метода положена идея, что любая образовательная деятельность должна быть направлена на результат, достижение которой должно осуществляться совместной работой детского коллектива и педагога. При этом все участники работают над единой темой.

Суть метода проектирования:

Стимулировать интерес детей к определенным проблемам, а точнее, к их решению, через самостоятельную деятельность, овладение суммой знаний и практическое применение этих знаний.

Проект- это модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать это?

Этапы работы над проектом:

I этап- целеполагание, проблема

Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: «Для чего вообще нужна эта работа?», «Ради чего ее стоит осуществлять?», «Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?», «В какой форме следует реализовывать продукт».

На рассмотрение и обсуждение детей выносится проблема, которую предлагается разрешить в результате совместной деятельности или выдвигается гипотеза, которую необходимо подтвердить.

I I этап- разработка совместного плана по достижению цели (гипотеза-это и есть цель проекта)

Выясняется, что дети уже знают по теме проекта. Что они хотят узнать. Как найти ответы на интересующие вопросы. Исходя из полученных результатов планируются формы работы, которые позволят разрешить поставленные вопросы: чтение книг, наблюдение, обращение к родителям, опыты, экскурсии, эксперименты и т. д.

Обсуждение совместной темы является побудительным мотивом для деятельности ребенка, так как он сам задает интересующие его вопросы и ставит проблемы и становится участником разрешения сложных задач. Это не только помогает ребенку обнаруживать новые стороны и нюансы интересующей его темы, но и позволяет вовлечь в обсуждение весь коллектив.

После разработки плана действий начинается следующий этап

I I I этап- поиск и накопление материала

Поиск информации, источников получения информации, опросы, обращение к специалистам, родителям, оборудование и материалы, с которыми предстоит работать.

I V этап- практический, реализация проекта

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, действия, практические задания, проблемные ситуации, практически полезные дела, в ходе которых ребенок получает бесценный опыт, который пригодится ему и в дальнейшей жизни.

Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.

V этап – презентация

Заканчивается проектная деятельность организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над своим проектом.

Презентация может проходить в разных формах, но результаты должны быть осязаемыми:

Выставки, альбомы, газеты, мини-музеи, фотовыставки, коллекции, праздники, видеофильмы

Легко запомнить этапы проекта это пять П, пять пальцев на руке:

1. Проблема

2. Планирование

3. Поиск материала

4. Практическая реализация

5. Презентация

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Квест как образовательная педагогическая технологияКвест как образовательная педагогическая технология Квест- как образовательная педагогическая технология. Квест (англ. quest, - приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Эссе «Метод проектов в практике работы воспитателя»Эссе «Метод проектов в практике работы воспитателя» Метод проектов в детском саду имеет глубокие и прочные корни. Ещё первые советские педагоги уделяли ему большое внимание. Можно с уверенностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Опубликовано: 12 апреля 2023 в 07:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД