МААМ-картинки

Метод замещающего онтогенеза (4 фото)

Светлана Сорокина
Метод замещающего онтогенеза

В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроз различных систем организма ребёнка. Наблюдается рост агрессивности, токсикомании, иных форм делинквентного поведения, резкое снижение их возрастного порога. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформмированность произвольной саморегуляции, дисграфии, различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость/истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям, соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.

Публикация «Метод замещающего онтогенеза» размещена в разделах

Такая глобальность онтогенетических функций и задач требует специального внимания и в диагностическом, и в коррекционном плане. Учитывая высокую частоту заинтересованности указанных систем мозга в возникновении различных препатологических и патологических состояний, необходимо внедрение психолого-педагогических инструментария, изоморфного этим неблагоприятным явлениям. На основе теоритических и научно-прикладных исследований (Семенович, Архипов, 1995,1997,1998, Семенович, 2000,2002,2004) была разработана интегративная программа «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка».Собственно нейропсихологическая стратегия и тактика этой программы реализована в методе замещающего онтогенеза (Семенович,Архипов,1995;Архипов,Гатина,Семенович,1997;Семенович,2000,2002,2004;Семенович,Воробьёва,Сафронова, Серова,2001).

Метод замещающего онтогенеза (МЗО)- нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика-профилактика-корреция-абилитация-прогноз) психолого-педагогическое сопровождение детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического.

Основная его цель-развитие мозговое (и шире- нейро-психосоматическое) обеспечения психического онтогенеза. Механизмы воздейсвия МЗО идентичны базовым составляющим нормативного онтогенеза во всем многообразии его системно-динамических психологических возрастных перестроек.

Принципы МЗО :

1) Тождественности психологической организации человека его нейропсихологический организации ; таковая рассматривается как иерархически организованный, системно-динамический паттерн, процесс, реализующийся в поведении (в актуал- и онтогенезе).

2) Синдромного диагностико-коррекционного подхода ко всем онтогенетическим (эндо- и экзогенным, натуральным и культуральным, нормативным, субнормативным и патологическим) факторам.

3) Формирующего обучения, которое рассматривается не только как основной путь создания новых функциональных систем, но и как инструмент, способ растормаживание неактуализировавшихся (по разным причинам), но продуктивных и адаптивных старых.

4) Изменение мозговой организации и соответственно психологической структуры ВПФ в онтогенезе, этапности, динамики, векторов и других закономерностей формирования мозговой организации психических процессов, начиная с внутриутробного периода.

5) Инвариантной изоморфности психолого-педагогического взаимодействия нормативным онтогенетическим модификациям с учетом специфических ограничений, накладываемых на этот процесс типом отклоконяющегося развития.

6) Антиципации (предвосхичения, работа на опережение) и обратной связи как базовой стратегии психолого-педагогического сопровождения процессов развития; данные механизмы самоорганизации и саморегуляции поведения являются фундаментальными свойствами онтогенеза как единой функциональной системы.

1 Стабилизация и активизация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов( 1-ый ФБМ)

Оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и базиса для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.

Дыхательные упражнения.

Правильное дыхание- это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних, состоящее из следующих четырех этапов:

1. Вдох:

- распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед.

- наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц.

-приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2. Пауза.

3. Выдох:

-приподнять диафрагму вверх и втянуть живот.

-опустить ребра, используя группу межреберных мышц.

-опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4. Пауза.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузуи дождавшись момента, когда появиться желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Упражнения делаются по 3-5 раз.

Массаж и самомассаж.

Волшебные точки.

Мытье головы.

Обезьяна расчесывается.

Ушки.

Глазки отдыхают.

Веселые носики.

Рыбки.

Расслабленное лицо.

Сова.

Релаксация.

Ковер-самолет, Пляж.

2. Формирование операционнального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов. (2-й ФБМ).

Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушария мозга.

1 Пространственные и «квазипространственные» (логико-грамматические)представления.

Ходьба и прыжки, Выше-ниже, Спереди-сзади, Дальше-ближе, Право-лево,Путаница,

Пустыня, Царство животных, Царство птиц,

Движения в одном направлении, Беги на новое место, Капризный фотограф, графические диктанты,, конструирование и копирование.

Где лежит карандаш, положи ручку, зашифрованное послание, новоселье, рисующие пальчики.

2. Последовательность, ряд. Время.

Всему своё время, Как меняется человек с возрастом, состав семьи и ролевые функции, Время суток, Распорядок дня, Дни недели, месяцы, времена года.

3. Фонетико—фонематические процессы.

Чудо-звуки, Послушай как звучит, Шумящие коробочки, Развитие чувства ритма, громко-тихо, звук спрятался, найди общий звук,игра в рифму, первый звук-последний звук и т. д.

3. Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. (3-й ФБМ)

1. Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов.

Стоп-упражнения, Зеваки, условный знак, Четыре стихии. хлопки, Рыба, птица, зверь.

2. Программирование, целеполагание и самоконтроль. Ритуалы, правила игры и роли.

Знакомство, Поезд, Автомобиль, Восковая скульптура, Скамья запасных, Я- Золотая рыбка.

3. Коммуникативные навыки.

Что ты хочешь нам сегодня показать, спросить, попросить, рассказать, Зеркало, Тень.

Метод замещающего онтогенеза
Фото №1 Наблюдается рост агрессивности токсикомании иных форм делинквентного поведения резкое снижение их возрастного порога Фото №2 В совокупности это приводит к эмоционально личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму Фото №3 На основе теоритических и научно прикладных исследований Семенович Архипов Семенович была разработана интегративная программа Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Двигательная активность и состояние здоровья дошкольников» КОНСУЛЬТАЦИЯДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила Михальченко О. Д. Двигательная активность и состояние.

Образовательный проект «Преемственные связи между ДОУ, школой и родителями будущих первоклассников». Презентация Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию образовательного проекта: Преемственные связи между ДОУ,школой и родителями будущих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод замещающего онтогенеза
Опубликовано: 27 сентября 2014 в 20:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД