Дидактические игры и упражнения по теме «Домашние животные»

Анна Сенич
Дидактические игры и упражнения по теме «Домашние животные»

«Кто где живет?» (Словообразование, падежное управление). Свиньи живут в свинарнике. Коровы живут в коровнике. Лошади живут в конюшне. Кролики живут в крольчатнике. Собака живет в конуре. Кошка живет в доме. Овцы живут в овчарне. «Назови профессии» (Составь предложения с названиями профессий).

Телятница поит телят.

Пастух смотрит за коровами.

Доярка доит коров.

Конюх моет лошадей.

«Найди хвосты» (Образование притяжательных прилагательных).

Хвост быка - бычий

хвост коровы - коровий

хвост кошки – кошачий

хвост кролика - кроличий

хвост лошади - лошадиный

хвост поросенка – поросячий

«Кто чем защищается?»

(Падежное управление, образование формы существительного множественного числа творительного падежа)

Баран – рогами

собака – зубами

лошадь – копытами

кошка – когтями

бык – рогами, копытами.

«Закончи предложение».(Формообразование, родительный падеж множественного числа существительных).

В стаде много…

В табуне много…

В доме много…

В свинарнике много…

Доярка доит…

Конюх поит…

«Кто, какую пользу приносит?» (Логическое мышление).

Свинья – мясо

собака – сторожит дом

лошадь – перевозит грузы

овца – шерсть, мясо

кролик – мех, мясо

корова – молоко, мясо

кошка – ловит мышей

коза – молоко, мясо

«Один – много».(Формообразование, родительный падеж множественного числа существительных).

Один козленок – много козлят

один теленок – много телят

один жеребенок – много жеребят

один ягненок – много ягнят

один поросенок – много поросят

один щенок – много щенков

один котенок – много котят

один крольчонок – много крольчат

«Кто как голос подает?» (Словообразование глаголов).

Корова – мычит

кошка – мяукает

собака – лает

свинья – хрюкает

баран – блеет

лошадь - ржет

«Кто, чем питается?» (Словообразование творительный падеж существительных).

Овца – травой

кошка - молоком

корова - сеном

коза – травой, сеном

собака - мясом

«Кто без чего?»(Родительный падеж существительных). Коза – без рогов

свинья – без пятачка

овца – без ушей

собака – без хвоста

корова – без рогов

лошадь – без гривы

«Назови ласково».(Образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Овца – овечка

кошка – кошечка

собака – собачка

свинья – свинка

коза – козочка

лошадь - лошадка

«Подбери признаки к существительным».(Словарь признаков (прилагательных).

Жеребенок – маленький, слабый, беспомощный, робкий, беззащитный, ласковый, милый

щенок – игривый, живой, подвижный, любопытный, сердитый

козленок – упрямый, робкий, беззащитный, милый, красивый, ласковый, серый

поросенок – резвый, розовый, толстенький, веселый, маленький, забавный

крольчонок - длинноухий, серенький, робкий, пушистый, беззащитный, пугливый

ягненок – беленький, робкий, трусливый, кудрявый, пушистый, милый

теленок – ласковый, упрямый, резвый, неуклюжий, игривый

котенок – пушистый, ласковый, игривый, ловкий, шустрый, резвый

«Назови семью».(Супплетивизм –образование новых слов от разных основ).

Свинья - кабан – поросята

овца – баран – ягненок

кролик – крольчиха – крольчонок

козел – коза – козленок

бык – корова – теленок конь – лошадь –жеребенок

«Продолжи предложения».(Обогащение словаря глаголами).

Собака лает, грызет кости, сторожит…

Лошадь ржет, пасется…

Кошка мурлыкает, ловит мышей, умывается…

Коза пасется, жует траву, дает молоко, блеет…

Свинья хрюкает, чавкает, визжит, пьет, бежит, купается в луже…

«Сосчитай до пяти». (Управление числительных с существительными).

Один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.

Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак.

Одна овца, две овцы, три овцы, четыре овцы, пять овец.

Одна лошадь, две лошади, три лошади, четыре лошади, пять лошадей.

Один бык, два быка, три быка, четыре быка, пять быков.

«Подскажи словечко».(Формообразование существительных множественного числа).

Табун – много (лошадей).

Стадо – много (коров).

Отара – много (овец).

Свора – много (собак).

«Исправь предложение».(Согласование и логическая связь в предложениях).

Кошка мурлыкал на диване.

Собака кудахчет на чужих.

Корова дает шерсть.

Кошка клюет молоко.

Свинья мычит в корыте.

Собака спит над будкой.

«Какое слово лишнее и почему?»(Логическое мышление).

Конь, баран, копыто, бык.

Овца, коза, корова, лось.

Корова, коровник, кора, коровий.

Баран, бараний, баранина, баранка.

Свинья, свинина, свить, свиной.

Кролик, кровля, крольчатина, крольчата.

Коза, козий, казна, козлята.

«Образуй слова и составь с ними предложения».(Словообразование прилагательных).

Из мяса – мясной;

из молока – молочный;

из творога – творожный;

из пуха – пуховый;

из меха – меховой;

из пера – перьевой.

«Образуй новые слова». (Словообразование существительных).

Свинья – свинина;

Баран – баранина;

Кролик – крольчатина;

Теленок – телятина.

«Объясни пословицу». (Логическое мышление).

Ласковый теленок двух маток сосет.

Знает кошка, чьё мясо съела.

Кошка из дома – мыши на стол.

Глупая собака громко лает.

У хорошего хозяина нет плохой лошади.

«Объясни выражение».

Собачья преданность. Пустить козла в огород.

Живут как кошка с собакой. Собаку съел.

Устал, как собака.

«Логические задания».(Логическое мышление).

Собака догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем?

У кого больше ног – у коня или у козы?

За забором стоят три козы. Сколько рогов будет выглядывать над забором?

«Подобрать слова-родственники».(Образование однокоренных слов).

Собака – собачка, собачий, собачиться, собаченька, собаковод, собачник, собаководство.

Кот – котик, кошечка, кошачий, котята, котофей, котище, котя, коток.

Лошадь – лошадушка, лошадка, лошадиный, лошадник, лошадочка.

Овца – овечий, овечка, овчина, овчарня, овцебык, овчар, овчина, овцевод.

Коза – козленок, козлята, козий, козлик, козоводство, козлятина, козовод.

Свинья – свинство, свиной, свинка, насвинячить.

Бык – бычок, бычий, набычиться.

«Эхо». (Склонение глаголов).

Я пасу табун лошадей

Ты пасешь табун лошадей

Он пасет табун лошадей

Мы пасем табун лошадей

Вы пасете табун лошадей

Они пасут табун лошадей

Я вижу отару овец

Ты видишь отару овец

Он видит отару овец

Мы видим отару овец

Вы видите отару овец

Они видят отару овец

Я догоняю свору собак

Ты

Он

Мы

Вы

«Подобрать слова – «неприятели» (Антонимы).

Овца робкая, а баран – (смелый).

Собака злая, а щенок – (добрый).

Корова полезная, а мышь – (вредная).

Лошадь сильная, а жеребенок – (слабый).

Козел упрямый, а козленок – (покладистый).

Свинья грязная, а кошка – (чистая).

У барана шерсть густая, а у поросенка – (редкая).

«Подобрать слова-«приятели» (Синонимы).

Бык – свирепый, неистовый, суровый, буйный.

Кошка – ласковая, милая, нежная.

Баран – упрямый, неподатливый, настойчивый, непокорный, непослушный, стойкий.

Лошадь – сильная, крепкая, могучая, мощная, здоровая.

Овца – робкая, боязливая, страшливая, пугливая, трусливая.

Собака – преданная, послушная, покорная, исполнительная.

Корова – полезная, благодатная, плодотворная, доходная, прибыльная.

Свинья – толстая, дородная, жирная, пухлая, тучная, откормленная, упитанная, тяжелая, массивная, полновесная.

«Продолжи предложение». (Образование простой сравнительной степени прилагательных).

Жеребенок маленький, а поросенок ещё … (меньше).

Теленок ласковый, а котенок ещё … (ласковее).

Щенок резвый, а поросенок ещё … (резвее).

Козленок белый, а ягненок ещё … (белее).

Жеребенок слабый, а крольчонок ещё … (слабее).

Теленок чистый, а котенок ещё … (чище).

Козленок большой, а жеребенок ещё … (больше).

Собака добрая, а щенок ещё … (добрее).

Козленок упрямый, а козел ещё … (упрямее).

Корова сильная, а лошадь ещё … (сильнее).

Поросенок толстый, а свинья ещё … (толще).

Связная речь. Составление описательного рассказа о животном по опорной схеме:

1. Как называется.

2. Части туловища (голова, хвост, лапы, копыта, уши, рога, когти, глаза).

3. Чем покрыто тело (шерсть, щетина).

4. Чем питается (трава, рыба, мясо).

5. Как ест (лакает, грызет, жует).

6. Где живет (конура, дом, конюшня).

7. Как голос подает.

8. Как передвигается (ходит, топает, скачет).

9. Какие у него детеныши.

10. Какую пользу приносит человеку.

Загадки о домашних животных.

Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молочка дает. (Корова)

Посреди двора стоит копна:

Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Баран)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака)

Глядишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком

Хвост колечком. (Собака)

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком! (Кошка)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

С водой не знается. (Кошка)

У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет. (Кошка)

Острые ушки,

На лапах подушки,

Усы, как щетинка,

Дугою спинка.

Днем спит,

На солнышке лежит.

Ночью бродит,

На охоту ходит. (Кот)

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается,

Доят, но не корова,

С пухом, а не птица.

Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза)

Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит:

«Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-ее». (Козел)

Пятак есть,

А ничего не купит. (Свинья)

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Свинья)

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь. (Свинья)

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце. (Поросенок)

Русская народная потешка. Барашеньки.

Барашеньки

Крутороженьки

По лесам ходили,

По дворам бродили,

В скрипочку играли,

Ваню потешали.

А совище из лесища

Глазащами хлоп-хлоп!

А козлище из хлевища

Ножищами топ-топ!

Скороговорки.

Баран-буян залез в бурьян.

Белые бараны били в барабаны.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок!

У быка бела губа была тупа.

У тридцати трех полосатых поросят

Тридцать три хвостика висят.

Стоит воз овса,

Возле воза – овца.

Пушистая кошка на окошке подушку шьет,

а мышка в сапожках избушку метет.

Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

От топота копыт пыль по полю летит.

Считалки.

Раз, два, три, четыре,

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон.

Кто не спит, тот выйдет вон!

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил под лавку.

Кто ее возьмет,

Тот и вон пойдет!

Художественная литература по теме.

«Волк и семеро козлят»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Хаврошечка»

«Кошкин дом»

«Храбрый баран»

«Зимовье»

«Полкан и медведь»

«Бременские музыканты»

«Три поросенка»

«Крошечка хаврошечка»

«Кот, лиса и петух»

«Смоляной бычок»

«Зимовье зверей»

«Коза-дереза»

Н. Носов «Живая шляпа»

С. Маршак «Усатый полосатый»

К. Ушинский «Бишка», «Плутишка кот».

Сутеев «Кто сказал «мяу»?», «Три котенка».

Д. Хармс «Удивительная кошка».

Саша Черный «Жеребенок».

Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать».

Д. Хармс «Кошки».

Список использованной литературы.

Дмитриев Ю. Домашние животные. М.: Олимп: АСТ, 1997.

Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.: Просвещение, 1988.

Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.

Семенова Н. Г. Словарь синонимов и антонимов русского языка. Краснодар: Флер -1, 2000.

Шорыгина Т. А. Домашние животные. Какие они? М.: Гном и Д, 2002.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Домашние животные»Дидактическая игра «Домашние животные» Дорогие коллеги, предлагаю Вам дидактическую игру «Домашние животные». Это игра предназначена для закрепления и уточнения знания детей о.

«Козлёнок на лугу». Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» (аппликация) в средней группе Технологическая карта организованной учебной деятельности для средней группы Образовательные: Творчество Разделы: Аппликация Тема: Козлёнок.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения по теме «Домашние животные»
Опубликовано: 11 января 2014 в 12:57
+32
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...