Методическая разработка для педагогов и родителей «Дети и телевизор. Смотреть разрешается?»

Наталья Жданова
Методическая разработка для педагогов и родителей «Дети и телевизор. Смотреть разрешается?»

1. Ребенок и телевизор.

В наш век информационных технологий и быстрого развития технического прогресса компьютеры и телевизоры стали неотъемлемой части нашей жизни. Если раньше, всего двадцать - тридцать лет назад, телевизор считался роскошью, то сейчас это вполне стандартная вещь в нашем доме.

Сл. 4.

Ребенок и телевизор уже с пеленок, маленького человечка привлекает голубое сияние и движущиеся образы на экране. И если позволяет жилплощадь, то в комнате с ребенком первых лет жизни ставить телевизор конечно не желательно. Но дитя растет, и голубой экран все больше и больше начинает привлекать его.

Конечно, идеальная ситуация, когда в доме телевизора нет. Но, что делать, когда он есть, и ребенок начинает проявлять к нему «нездоровый» интерес.

Давайте посмотрим, что же такого негативного несет в себе ребенку телевизор, может тогда и родителям не захочется его смотреть.

Сл. 5.

Во-первых, ребенок и телевизор, это большой поток негативной информации. Телевидение заинтересовано только в одном, чтобы его смотрели, а значит, надо привлекать зрителей сильными эмоциями, такими как страх, зависть, жалость, агрессия, любовь.

К сожалению, в нашей реальности человеку не всегда их хватает. Зато можно вместе с телевизором жить «полноценной» жизнью.

Во–вторых, вред для ребенка от телевизора, так как сцены и речь в сегодняшних программах оставляют желать лучшего. Не знаю как Вам, а мне не очень нравиться после тяжелого рабочего дня смотреть на окровавленные трупы или драку.

В-третьих, всем известно, что частое сидение ребенка у телевизора не способствует улучшению здоровья. Ухудшение зрения, ожирение, проблемы с позвоночником – это далеко не самый полный перечь симптомов «телезависимого», не говоря уже о повышенной раздражительности и т. п.

Сл. 6.

Научно доказано, что телевизионная зависимость - одна из причин невротических расстройств, депрессивных состояний, повышенной раздражительности, нарушений сна, хронической усталости.

Негативно влияет это пристрастие и на физическое здоровье, так как оно способствует заболеваниям сердечно - сосудистой системы, суставов и вен, ожирению, сахарному диабету, преждевременному старению.

Сл. 7.

Создание систем многоканального спутникового телевидения и изобретение дистанционного пульта переключения телевизионных каналов повлекло за собой формирование одного из негативных побочных психологических эффектов телевизионной зависимости - "пультомании", для которой характерны следующие признаки:

- навязчивое состояние маниакального щелканья телевизионным пультом ("заппинг", вследствие чего телезритель становится раздражительным, никому не хочет отдавать пульт, а в выборе программы проявляет эгоизм, совершенно не считаясь с предпочтениями других членов семьи;

Сл. 8.

Конечно, для вас это удобно, включить малышу телевизор, а самим заниматься своими делами. Мало того, вы даже не вникаете в то, что ребенок смотрит. Сидит тихо и ладно. А ведь это вредно, особенно, если ребенку не исполнилось еще и 3-х лет. Ведь даже самая добрая детская передача, такому малышу может принести больше вреда, чем пользы. Дело даже не в привычке к телевизору, а скорее в том, что у ребенка начинают тормозиться способности к познаванию окружающего мира. Он меньше говорит, двигается, у него не развивается детская фантазия, возникают неправильные стереотипы поведения. Частый просмотр телевизора в раннем возрасте нередко становится причиной возникновения неконтролируемого страха и тревожного поведения малыша. Ухудшается внимание и устное восприятие, ведь телевизор настраивает ребенка на визуальное восприятие информации.

Отучить ребенка от телевизора не так просто, как кажется. Одними запретами здесь не обойдешься. И первое, что вы должны усвоить, что только личным примером вы можете помочь малышу справиться с телевизионной зависимостью.

Сл. 9.

2. Дети и мультфильмы

Казалось бы безобидное детское времяпрепровождение – просмотр мультфильмов.

Превратилось для современных родителей в тяжелую насущную проблему.

Вот что рассказывает одна мама:

Добрый день! Моему сыну 3 года! Показала ему один раз мультики на компьютере, а теперь его ничего не интересует кроме этого. Как теперь отучить, не знаю.

В нашем детстве мультфильмы, особенно зарубежные, были интересными и захватывающими, они переносили нас в какой-то другой чудесный мир. И ничего удивительного, что мы хотели бы приобщить своих детей к прекрасным моментам своего детства. Только вот мультики теперь не те, а советские мультики дети смотреть как-то отказываются.

Несмотря на все положительные моменты от влияния мультфильмов, речь сегодня не о них. Потому что говорим о том, как формируется детская зависимость от мультфильмов.

Детская зависимость от мультфильмов, и шире от просмотра телепередач, отмечается родителями и психологами все чаще. Детскую зависимость от телевизора можно констатировать, если ваше любимое чадо немало времени проводит у телевизора - ест, одевается, забывает о когда-то любимых игрушках, приходя из садика, снова садится у телевизора и с трудом отрывается от него только тогда, когда пора ложиться спать.

Несмотря на то, что современные мультики – продукт для детей, они не совершенны с точки зрения производства (скорее даже «это так задумано»). Факторы, которые присутствуют в мультиках и провоцируют детскую зависимость от них, следующие.

Сл. 10.

Во-первых, это излишне яркие цвета и чересчур большие формы. Телепузики, Шрек и др., к примеру. Все яркое и большое непроизвольно привлекает внимание любого человека всегда, и расценивается как сигнал опасности. У ребенка, смотрящего подобные мультики, создается своеобразный «адреналиновый шок».

Сл. 11.

Во-вторых, этот шок усиливается таким фактором, как подвижность объекта. Современные мультфильмы («Человек-паук», «Черепашки-ниндзя» и др.) просто нашпигованы спецэффектами. Глаз ребенка не успевает заметить всех деталей передвижения героев и осмыслить их хаотичные движения. Мозг ребенка «думает»: «Да и чего напрягаться, если ничего не понятно и я не успел». И не напрягается…

Сл. 12.

В-третьих, речевые характеристики героев: многократное повторение, слишком быстрая речь, использование взрослых оборотов речи или иносказаний, афоризмов, глубокомысленных замечаний, которые детскому уму еще не понятны («Смешарики»).

Сл. 13.

Под действием этих факторов ребенок впадает в состояние, подобное гипнотическому. Сравните признаки гипнотического состояния: фиксация взгляда на объекте, у человека замедляются дыхание, глотательные и мигательные рефлексы, не реагирует на внешние раздражители, зрачки расширены – и состояние ребенка перед телеэкраном. На мой взгляд, страшно!

Механизм формирования детской зависимости от мультиков примерно следующий. Непонятность происходящих событий, их быстрый темп затормаживают мозговые и психические процессы ребенка, мыслительные процессы отключаются, мозг как бы расслабляется «ну раз я тебе сейчас не нужен, я удаляюсь» и всё… Информация, минуя лобные доли коры мозга, шествует в подкорку и там ложится почивать.

Сл. 14.

И именно гипнотическим действием экрана можно объяснить то, что ребенок сам, по своей воле (а какая воля у 3-летнего малыша) не может отойти от телевизора. Эта детская зависимость подобна наркотической. Как отлучение от наркотика вызывает резкую реакцию, так и попытка отогнать ребенка от телевизора вызывают массу, бурю протеста, истерик!

Просмотр мультфильмов с компьютера или двд-плеера опасен тем, что мультик не надо ждать, он может включиться в любой момент. Просмотр мультиков по телевидению опасен тем, что кроме мультфильмов, можно прихватить и другую (рекламную, криминальную, новостную) информацию.

Сл. 15.

Итак, навязчивый просмотр мультфильмов, порой одних и тех же, - это своеобразная форма детской зависимости. И совершенно не важно, где смотрит ребенок мультфильмы – по телевидению или с компьютера, но видя такое навязчивое стремление к экрану, мы в ужасе задаемся вопросом «как отвлечь ребенка от телевизора.

Сл. 16.

3. Как отвлечь ребенка от телевизора?

При ответе на вопрос «как отвлечь, отучить ребенка от телевизора, просмотра мультфильмов?» выход один, простой и сложный одновременно.

Нельзя резко в один день запретить ребенку смотреть мультфильмы. Но действовать нужно решительно и уверенно – оторвать ребенка от телевизора в прямом смысле этого слова. Не включать телевизор, ни при каких обстоятельствах, даже если истерика. При возможности чаще уходите из дома – гуляйте по улице или в парке, ходите в гости.

Сл. 17.

Переключите внимание на другие вещи: играйте в игрушки вместе с ребенком, читайте книжки, рисуйте и занимайтесь другим творчеством по интересам ребенка.

Сл. 18.

Играйте в новые игры вместе с ребенком.

Сл. 19.

Об этом кстати написано в книге Людмилы и Александра Астаховых «АНТИНЯНЯ, или Как воспитать счастливого, здорового и уверенного в себе ребенка, сохраняя время на личную жизнь и карьеру».

Сл. 20.

Вместо видео слушай аудио – сказки, песенки, звуки природы, классическую музыку и т. д. Пускай она идет фоном при ваших совместных играх.

Сл. 21.

Конечно, первое время капризы, истерики Вам обеспечены. Но Ваша твердость и уверенность в своих действиях должны быть непоколебимы. Вы вправе запретить, отключить, заблокировать, скрыть любую технику, которую считаете нужным, для пользы и безопасности вашего же ребенка. Понятно, что стиль жизни около телевизора придется поменять и родителям.

И последнее. Любая детская зависимость, в том числе от мультиков, компьютерных игр и т. д., - это следствие недостатка любви и внимания родителей к заботам ребенка. Иногда действительно проще заняться своими делами и усадить ребенка у телевизора. Иногда так можно делать: когда мультик интересный, полезный и развивающий, а посмотрев его, вы дружно займетесь более важными делами. Но превращать это в ежедневную практику «одного зрителя» не стоит.

Сл. 22.

4. Правила

Согласитесь, что полностью исключить телевизор из вашей жизни и жизни ребенка, мало кто согласится, поэтому лучше всего соблюдать некоторые правила:

- четко ограничивайте время просмотра!

- Контролируйте все передачи, которые смотрит ваш ребенок.

- Отдавайте предпочтение добрым мультикам, где учат нравственности, помощи близким, заботе о братьях наших меньших; либо развивающим и обучающим программам.

- После просмотра обязательно обсудите увиденное.

- Не позволяйте ребенку смотреть телевизор во время еды.

- Следите за тем, чтобы ребенок не сидел близко к телевизору. Расстояние между экраном и глазами должно составлять не менее 2м. Поставьте телевизор так, чтобы экран был немного выше уровня глаз.

Сл. 23.

- Перед сном малышу можно посмотреть только “Спокойной ночи малыши”, и не передачей больше! Но было бы лучше – почитать на ночь сказку, тихий, родной голос мамы настроит малыша на сон лучше всякого телевизора.

- Следите за тем, чтобы телевизор не работал у вас сутками, создавая фон.

Начав хоть немного времени проводить вместе с ребенком, вы увидите, что ему не так уж и нужен телевизор.

Публикации по теме:

Электронная дидактическая игра «Кто лишний? Дикие и домашние животные» Наши дети и мы с ними живем уже в 21 веке. Время новых технологий и возможностей. Благодаря нашим родителям у нас в группе появился телевизор.

Телемания. Ваш ребёнок слишком много смотрит телевизор. Несколько советов. 1. Проверьте,сколько времени это отнимает. (Как долго ребёнок смотрит телевизор) 2. Телевизор-не нянька. (Откажитесь от привычки "спихивать"ребёнка.

Библиотека изображений:
  • Мебель, интерьер
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Методическая разработка для педагогов и родителей «Дети и телевизор. Смотреть разрешается?»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 11:21
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....