Методическая разработка к семинару «Влияние сказок на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста»

Светлана Воробьева
Методическая разработка к семинару «Влияние сказок на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад№62 «Якорёк»

«Влияние сказок на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста»

Подготовила

Ст. воспитатель

Воробьева Светлана Константиновна

17октября 2013год

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности

С помощью сказок, педагог обагащает художественно – речевой опыт детей, решает ряд важных задач по развитию у дошкольников умению описывать, пересказывать, рассуждать, объяснять, так как в восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по-разному.

1. Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, - отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, догадливость. Называет произведение.

2. Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые детям, помогает запомнить их названия, объясняет назначение, рассказывает об особенностях.

3. Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц-хваста» он говорит: Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» - восхищаются прохожие. И предлагает детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Выслушивает ответы. Просит заканчивать фразы, которые она будет произносить (У кота усы, у тигра? - усищи, у кота лапа, у льва? - лапища»). Объясняет, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу - герою новой сказки «Заяц-хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи», - рассказывает педагог. Просит повторить, как говорил заяц. Спрашивает: «Как вы думаете, должно быть в сказке пойдет речь про зайца-великана?» Выслушав противоречивые мнения детей, предлагает: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», - и читает сказку.

4. Воспитатель сообщает, что собирается рассказать сказку с совершенно необычным названием - «Крылатый, мохнатый да масленый». Спрашивает: «Как вы думаете, кто это такие?» (Отмечая на этот вопрос, дети упражняются в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.)

«Название сказки вы знаете. Попробуйте, ориентируясь на него, сочинить ее начало», - предлагает воспитатель новое задание. Затем просит придумать концовку к произведению.

Затем идет само прочтение сказки.

Чтение и рассказывание сказок может быть с использованием наглядного материал (младший и средний дошкольный возраст)а:

А) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

Б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

В) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

Г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи

Знакомить с новой сказкой можно параллельно с другим прозведением искусства (картиной, мелодией) например: при прочтении детям старшего дошкольного возраста сказки «Щелкунчик» Эрнста Гофмана, можно включить отрывки из балета П. И. Чайковского. Или рассказывание русской народной сказки «Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк» может сопровождаться показом картин В. М. Васнецова.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика - усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

После чтения (рассказывания) педагог необходимо провести беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Объяснение незнакомых слов - обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.

Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная - деревянная, горница - комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» - при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова.

Для эффективного закрепления полученных знаний из сказок и о самих сказках нашими педагогами, используя различные формы и методы, разработана целая система мероприятий по каждому направлению в воспитательно –образовательного процесса В ДОУ

При ознакомлении дошкольников с окружающим миром, сказки используются для закрепления полученных знаний через применение следующих игр и упражнений:

«Путаница». Дошкольникам предлагаются загадки о животных, отгадывая которые дети показывают карточку с изображением животного и раскладывают изображения зверей в два ряда: справа – дикие, Слева-домашние.

«Сказочная карта»- детям предлагается рассмотреть предложенную карту, на которой изображены препятствия или герои с которыми встречается главный сказочный персонаж, и дети должны определить сказку и по карте- схеме вспомнить события произведения

Для решения задач нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста используются такие игры:

«Сложные ситуации» дошкольники учатся сочинять сюжеты или концовки к знакомым сказкам с учетом непредвиденных экстремальных обстоятельств. В которые попадают герои: ситуации морального выбора между добром и злом, спасения главного героя. Требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим.

«Красна девица и добрый молодец» с целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольниками рассматривают иллюстрации,или смотрят фрагменты мультфильмов по мотивам сказок. Составляется словесный портрет из добродетелей главных героев.

«Добро и зло» используя илюстрации или изображения сказочных героев. Предложить охарактеризовать детям к какой категории персонаж относится = к «добру» или «злу», а так же обсудить качества. Которыми он обладает. И чему у него можно поучиться у доброго героя

«В каких сказках встречается Воспитатель называет какого –либо сказочного героя (например- заяц) и предлагает детям вспомнить в каких известных сказках мы встречаем его. Попутно вспоминается положительный или отрицательный герой. какие у него поступки. черты характера в разных сказках.

Эффективным способом развития мышления и элементарных математических представлений

детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания и установление связи содержания с каким –либо метким выражением (пословица, поговорка. Приговорка) приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения. Находить в нем поучение. В работе со старшими дошкольниками целесообразно не просто перечитывать уже знакомые им сказки, но и проводить аналогию между ними и другими фольклорными формами. Поговорки, пословицы редко используются в работе с дошкольниками, но если им удастся провести аналогию между сказкой и поговоркой. То смысл последней им становится доступней.

Курочка-ряба Может и разбиться, может и свариться, ну. А если захотеть – в птицу превратиться

Колобок Новых друзей наживай, а старых не забывай

Гуси -лебеди Сумел ошибиться – сумей исправиться

У страха глаза велики За глупой головой и ногам плохо

Пузырь. Соломинка и лапоть Друзья познаются в беде

Хаврошечка При солнышке тепло, при матери добро

Иван царевич и серый волк Долг платежом красен

Сивка - бурка Где друзьями дорожат. Там и враги дрожат

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях Любовь и верность сильнее смерти

Волк и козлята Сделав худо. не жди добра

Народные и авторские сказки, которые дети уже знают – наши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.

«Колобок» познакомит с порядковым счетом. «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, а также научиться моделировать по схеме. Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий».

Роль взрослого – поддержать интерес детей. Обучая маленького ребёнка в процессе игры в сказку, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

Одним словом, сказки - это сказки. И хочется верить, что после такого большого, во многом нового знакомства с ними наши дети больше полюбят народное искусство, нашу историю, станут немного добрее и немного чище…

Публикации по теме:

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Методическая разработка к семинару «Влияние сказок на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 октября 2013 в 19:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Музей «Паровозы России» Фоторепортаж
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Летний пейзаж»
Задачи: учить детей рисовать летний пейзаж в смешанной технике: фон – в технике монотипия, деревья – в технике кляксография с трубочкой, а также...
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных...
Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком. Память –...
Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие "Домик для...
Краткосрочная образовательная практика «Шарики — липучки-забавные игрушки»
Краткосрочная образовательная практика «Шарики-липучки - забавные игрушки» ( Конструктор «Репейник») Актуальность: Полноценное развитие ребенка зависит...