Методическая разработка. Картотека базовых лексических тем.

Ирина Леушина
Методическая разработка. Картотека базовых лексических тем.

Картотека базовых лексических тем.

Дорогие коллеги - логопеды и воспитатели, родители, предлагаю вашему вниманию авторскую картотеку, разработанную мною и успешно прошедшую испытания на протяжении более 10 лет в двух детских садах. Это моя 1я публикация. Надеюсь материал будет востребован.

Методическая разработка. Картотека базовых лексических тем.

БАЗОВЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ (Первые 10 тем, всего 32)

№ 1 Тема: СЕМЬЯ

1. ПРИКЛЕИТЬ КАРТИНКИ И ЗНАТЬ, КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ.

2. ВЫУЧИТЬПОЛНОЕ ИМЯ И ОТЧЕСТВО:

мама - ЕЛЕНА ИВАНОВНА бабушка –

папа -

дедушка -

3. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

мама – мамочка

сестра – сестричка

бабушка -

папа – сын - дедушка -

дочь - брат - внук –

4. Игра «ОДИН – МНОГО»

5. НАПИСАТЬ ОТВЕТ:

чей носок? – папин, брата, сестры. чья рубашка? –

чьё пальто? – чьи вещи? –

6. ПОДОБРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ «КАКОЙ (АЯ,ИЕ?»

папа – высокий, загорелый, сильный, умный. трудолюбивый

мамочка – бабуля – сын – дочь – дедуля –

7. Игра «ПОСЧИТАЙ»

1 2(3,4) 5(6,7,8,9,10,много)

отец отца отцов

мать

сын

дочь

брат

сестра

бабушка

дедушка

тётя

дядя

племянник

племянница

внук

внучка

8. ПОДОБРАТЬ ГЛАГОЛЫ (ЧТО ДЕЛАЕТ)

мама – работает, готовит, стирает, любит, рисует

братья - работают, мастерят, здороваются, плавают, играют

сестра – бегает, прыгает, учится, танцует

бабушка - печёт, шьёт, вяжет, варит, жарит

дедушка - отец -

9. Игра «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ - КАКОЙ?»

длинные волосы – длинноволосый

короткие волосы – коротковолосый

пышные волосы – пышноволосый

чёрные волосы – черноволосый

большие глаза – большеглазый

голубые глаза – голубоглазый

длинные ноги – длинноногий

11. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ О СЕМЬЕ.

12. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ О ЛЮБОМ ЧЛЕНЕ СЕМЬИ ПОПЛАНУ:

Как зовут? Что любит делать?

Какой характер? Как я ему (ей) помогаю?

Внешний вид? Куда бы я хотел с ним (с ней) пойти?

№ 2 Тема: ДОМ И ЕГО ЧАСТИ

1. НАРИСОВАТЬ карандашом дом, назвать его основные части.

(фундамент, стены, окна, двери, крыша, балкон, этаж, лестница)

2. ЗНАТЬ некоторые строительные профессии: каменщик, маляр,

штукатур, кровельщик, дизайнер.

3. ОБРАЗОВАТЬ прилагательные:

дом – домашний окно – оконный

кухня – кухонный дверь – дверной

стена – стеновой балкон – балконный

магазин – магазинный подвал – подвальный

лестница – лестничный потолок – потолочный

4. Игра «ПОСЧИТАЙ!»

1 2(3,4) 5(6,7,8,9,10, много)

потолок потолка потолков

этаж этажа этажей

замок замка замков

балкон балкона балконов

подъезд подъезда подъездов

стена стены стен

крыша крыши крыш

квартира квартиры квартир

дверь двери дверей

лестница лестницы лестниц

окно окна окон

здание здания зданий

крыльцо крыльца крылец

5. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

дом - домик потолок - потолочек балкон – балкончик замок - замочек

дверь- дверочка комната-комнатка

окно-окошечко квартира - квартирка

6. Игра «ИЗ ЧЕГО СТРОЯТ ДОМА?»

(из камня, кирпича, песка, дерева, металла, цемента,

стекла, дерева)

7. ОБРАЗОВАТЬ качественные прилагательные:

из кирпича – кирпичный, кирпичная, кирпичное

из бетона – бетонный, бетонная, бетонное

из стекла – стеклянный, стеклянная, стеклянное

из дерева – деревянный, деревянная, деревянное

из камня – каменный, каменная, каменное

из мрамора – мраморный, мраморная, мраморное

из металла – металлический,металлическая, металлическое

8. ПОДОБРАТЬ прилагательные (какой? какая? какое)

стена – кирпичная, шершавая, твёрдая, прочная

замок – металлический, гладкий, твёрдый, надёжный

здание –

комната –

9. ПОДОБРАТЬ действия (что делает? что делают)

дверь – открывается, скрипит, стучит, закрывается, мастерская, театр)

лифт –

окно –

10. Игра «СКАЖИ НАОБОРОТ»

высокий – низкий твёрдый – мягкий

широкий – узкий гладкий – шершавый

светлый – тёмный одноэтажный - многоэтажный

прочный – хлипкий надёжный – ненадёжный

11. ПОДОБРАТЬ однокоренные глаголы:

строить – достроить, построить, застроить

клеить – приклеить, наклеить, заклеить, переклеить

класть – положить, наложить, выложить, заложить

12. Написать пять предложений по образцу:

Маляр красит стены кистью.

(каменщик, штукатур, столяр, крановщик, строитель)

13. ОБЪЯСНИТЬ назначение зданий:

магазин – это здание, где продают разные товары

(школа, парикмахерская, поликлиника

№ 3 Тема: ЧАСТИ ТЕЛА

1. САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБВЕСТИ КАРАНДАШОМ И ЗАКРАСИТЬ СВОЮ ЛАДОНЬ.

2. ВЫУЧИТЬ НАЗВАНИЯ ПАЛЬЦЕВ:

большой, указательный, средний,

безымянный, мизинец

3. Игра «НАРИСУЙ СЕБЯ И РАССКАЖИ О СЕБЕ»

(голова, туловище, ноги, руки и т. д.)

4. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

палец –пальчик (ухо-, нога -, рука -, голова -, волос-лоб -, глаз -, рот -, ресница -, т. д.)

5. Игра «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»

лоб – высокий, загорелый, гладкий, красивый

голова – круглая, большая, красивая

ухо – маленькое, розовое, оттопыренное, красивое

глаза – карие, большие, блестящие, красивые

6. Игра «ЧТО ДЕЛАЕТ ОН? ЧТО ДЕЛАЮТ ОНИ?»

он, она – работает, берёт, здоровается, пишет, рисует

они - работают, берут, здороваются, пишут, рисуют

он, она – бегает, прыгает, стучит, танцует, бьёт

они - бегают, прыгают, стучат, танцуют, бьют

7. Игра «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ - КАКОЙ?»

длинные волосы – длинноволосый

короткие волосы – коротковолосый

пышные волосы – пышноволосый

чёрные волосы – черноволосый

большие глаза – большеглазый

карие глаза – кареглазый

голубые глаза – голубоглазый

длинные ноги – длинноногий

8. Игра «ПОСЧИТАЙ»

1 2(3,4) 5(6,7,8,9,10,много)

палец пальца пальцев

живот живота животов

локоть локтя локтей

подбородок подбородка подбородков

глаз глаза глаз

нос носа носов

лоб лба лбов

рот рта ртов

ноготь ногтя ногтей

голова головы голов

нога ноги ног

рука руки рук

бровь брови бровей

ресница ресницы ресниц

губа губы губ

шея шеи шей

щека щеки щёк

ладонь ладони ладоней

спина спины спин

пятка пятки пяток

ухо уха ушей

плечо плеча плеч

колено колена коленей

волос волоса волос

9. Игра «РАССКАЖИ О КУКЛЕ» (описательный рассказ)

10. ВЫУЧИТЬ ТРИ ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ.

11. ВЫУЧИТЬ стихотворение о пальчиках или о кукле.

№5Тема:ИГРУШКИ

1. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

мяч – мячик пирамида - флажок –

кукла - машина - барабан –

кубик - флажок - шар –

2. «ОДИН – МНОГО»

мяч – мячей пирамида - флажок –

кукла - машина - барабан –

кубик - флажок - шар –

3. ПОДОБРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (КАКОЙ, КАКАЯ)

мяч – круглый, прыгучий, резиновый, замечательный

лошадка –

солдатик –

коляска –

конструктор -

5. ПОДОБРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К МЕСТОИМЕНИЯМ:

мой – мяч, кубик, флажок, конструктор, мишка

моя –

моё –

мои –

5. ПОСЧИТАЙ:

1 (один, одна, одно) 2 (два, две) 5 (пять) много

мяч мяча мячей

робот

солдатик

кукла

матрёшка

прыгалка

кубик

мозаика

Чебурашка

пупсик

люлька

велосипед

самокат

6. ОБРАЗОВАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ::

ситец – ситцевое олово -

дерево – плюш -

резина – атлас -

пластмасса – пенопласт -

мех –

7. ПОДОБРАТЬ ГЛАГОЛЫ:

Солдатик – бежит, стреляет, прячется, защищает…

Юла – кружится, заводится, жужжит…

Кукла – ходит, готовит, одевается…

8. ПОДОБРАТЬ СЛОВА С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

Одежда: новая – старая дешевое (платье)-

чистая – жесткий -

зимняя – грубая -

короткий – мятый -

9. ПРИДУМАТЬ 5 ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОЮЗОМ «а»:

Например:

У клоуна костюм нарядный, а у солдатика мундир –

повседневный.

10. ПРИДУМАТЬ И ЗАПИСАТЬ 5 ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ: НА, НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, В, ЗА, С.

11. ВЫУЧИТЬ 3 ЗАГАДКИ ОБ ИГРУШКАХ.

12. СОСТАВИТЬ И ЗАПИСАТЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ

ОБ ИГРУШКЕ:

- как называется

- форма (на что похожа)

- величина в сравнении)

- из чего сделана

- как я с ней играю

№6 Тема: ПОСУДА

1. ПОДОБРАТЬ И ПРИКЛЕИТЬ КАРТИНКИ ПО ТЕМЕ.

3. НАЗВАТЬ ПОСУДУ

кухонную: столовую: чайную:

2. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

кастрюля – кастрюлька тарелка - блюдце -

сковорода - ложка - чашка -

миска - вилка - чайник

противень - салатник - сахарница -

4. «ОДИН – МНОГО»

противень – протвени хлебница – ваза –

дуршлаг нож - стакан -

половник- блюдо - розетка -

5. ПОДОБРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К МЕСТОИМЕНИЯМ:

мой – нож, салатник, супник, дуршлаг

моя –

моё –

мои –

6. ПОСЧИТАЙ:

1 (один, одна, одно) 2 (два, две) 5 (пять) много

тарелка тарелки тарелок

чашка

блюдце

кастрюля

нож

вилка

7. ПОДОБРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

тарелка – глубокая, круглая, фаянсовая

нож –

блюдце –

8. ОБРАЗОВАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ::

из фарфора – фарфоровая (посуда) из алюминия –

из металла – металлический (нож) из хрусталя –

9. ПОДОБРАТЬ ГЛАГОЛЫ:

тарелка – стоит, блестит, бьётся, сохнет

чайник –

сковорода –

стакан –

10. ПОДОБРАТЬ СЛОВА С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

Посуда: новая – старая дешевая -

чистая – прочная -

праздничная –

11. ПРИДУМАТЬ 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГАМИ:

В, НА, НАД, С, БЕЗ, ИЗ.

Например:

Я пью чай из стакана без сахара.

12. ВЫУЧИТЬ ТРИ ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ.

13. СОСТАВИТЬ СХЕМЫ СЛОВ

ПО КАРТИНКАМ ТЕМЫ «ПОСУДА»

14. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ:

- Что это?

- Какой формы?

- Какого цвета?

- Какого размера (по сравнению с чем-либо?

- Из какого материала сделана?

- Для чего она нужна?

- Какая это посуда?

№7Тема: ПРОДУКТОВЫЙ МАГАЗИН

1. ПОДОБРАТЬ И ПРИКЛЕИТЬ КАРТИНКИ ПО ТЕМЕ.

2. НАЗВАТЬ ПРОДУКТЫ, КОТОРЫЕ ПРОДАЮТСЯ В ОТДЕЛАХ

ПРОДУКТОВОГО МАГАЗИНА

в молочном: в бакалейном:

в мясном: в кондитерском

3. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

молоко – молочко колбаса - кисель -

хлеб – котлета - торт -

конфета – салат - борщ -

4. «ОДИН – МНОГО»

колбаса – колбасы каша -

суп – гарнир -

салат – торт -

котлета – борщ -

5. ПОДОБРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К МЕСТОИМЕНИЯМ:

мой – суп, борщ, хлеб, мёд, гарнир

моя –

моё –

мои –

6. ПОСЧИТАЙ:

1 (один, одна, одно) 2 (два, две) 5 (пять) много

торт торта тортов

булка

сухарик

вафля

кофе

7. ПОДОБРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

тарелка – глубокая, круглая, фаянсовая

нож –

блюдце –

8. ОБРАЗОВАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

молоко – молочный фрукты -

сахар – овощи -

масло – мясо -

вафли – рыба -

колбаса – картофель -

соль – хлеб -

шоколад – творог –

9. ЗНАТЬ, ЧТО:

УТРОМ – ЗАВТРАКАЮТ

ДНЁМ – ОБЕДАЮТ

ВЕЧЕРОМ – УЖИНАЮТ

10. НАЗВАТЬ, КАКИЕ БЛЮДА МЫ ЕДИМ :

НА 1-ое

НА 2-ое

НА 3-ье

11. СОСТАВИТЬ 4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ

«а», «но»:

На обед мы ели борщ, а на ужин – кашу.

Я не хотел есть суп, но он казался очень вкусный.

12. ВЫУЧИТЬ ТРИ ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ.

13. СОСТАВИТЬ СХЕМЫ СЛОВ ПО КАРТИНКАМ «ПРОДУКТЫ»

14. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ:

- Что это?

- Какой формы?

- Какого цвета?

- Какого размера (по сравнению с чем-либо?

- Из чего сделан?

- Какой это продукт

№8Тема: МЕБЕЛЬ 1. ПОДОБРАТЬ И ПРИКЛЕИТЬ КАРТИНКИ ПО ТЕМЕ.

2. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

стол – столик шкаф - шифоньер -

стул – полка - тумбочка -

диван – кресло - кровать –

3. ПОДОБРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

стол – большой, деревянный, квадратный

кресло –

кровать –

4. «ОДИН – МНОГО»

диван – диваны шкаф -

кровать - полка -

стул – трюмо -

стол – сервант –

кресло – тумбочка -

5. ПОДОБРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К МЕСТОИМЕНИЯМ:

мой – стул, диван, стол, сервант, шифоньер, шкаф

моя –

моё –

мои –

6. ПОСЧИТАЙ:

1 (один, одна, одно) 2 (два, две) 5 (пять) много

стол стола столов

стул

кресло

кровать

шифоньер

полка

диван

7. ОБРАЗОВАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

из дерева – деревянный

из железа –

из кожи –

из стекла –

из пластмассы –

из металла -

9. ЗНАТЬ родственные слова:

стол – столик, столовая, настольный

10. ВЫУЧИТЬ ТРИ ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ.

11. СОСТАВИТЬ СХЕМЫ СЛОВ ПО КАРТИНКАМ К ТЕМЕ - «МЕБЕЛЬ»

12. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ:

- Что это?

- Какой формы?

- Какого цвета?

- Какого размера (по сравнению с чем-либо?

- Из чего сделан?

- Что можно делать с этим предметом мебели?

- Для какой комнаты эта мебель?

№9 Тема: ФРУКТЫ

1. ПОДОБРАТЬ И ПРИКЛЕИТЬ КАРТИНКИ ПО ТЕМЕ.

2. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

яблоко – яблочко

слива –

вишня –

черешня-

лимон –

апельсин -

3. ПОДОБРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

абрикос – желто-оранжевый, вкусный, сочный, сладкий

груша –

яблоко –

персик –

слива –

4. «ОДИН – МНОГО»

апельсин – апельсины

лимон –

слива –

5. ПОДОБРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К МЕСТОИМЕНИЯМ:

мой – персик, абрикос, лимон

моя –

моё –

мои –

6. ПОСЧИТАЙ:

1 (один, одна, одно) 2 (два, две) 5 (пять) много

апельсин апельсина апельсинов

киви

абрикос

слива

груша

черешня

яблоко

манго манго манго

7. ОБРАЗОВАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

Игра «СДЕЛАЕМ СОК»

из груши –грушевый

из яблок – яблочный

из кизила –

Игра «СВАРИМ ВАРЕНЬЕ»

из персика – персиковое

из сливы –

из черешни –

Игра «ИЗГОТОВИМ МОРОЖЕНОЕ»

из айвы – айвовое

из мандаринов –

из апельсинов –

из бананов –

9. ЗНАТЬ родственные слова:

банан – бананчик, банановый

ананас –

10. ВЫУЧИТЬ ТРИ ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ «Фрукты».

11. СОСТАВИТЬ СХЕМЫ СЛОВ ПО КАРТИНКАМ К ТЕМЕ

12. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ:

- Что это?

- Какой формы?

- Какого цвета?

- Какой величины? (по сравнению с чем-либо?

- Какой он на вкус?

- Что можно из него приготовить?

- Где и как он растёт?

№10 Тема: ОВОЩИ

1. ПОДОБРАТЬ И ПРИКЛЕИТЬ КАРТИНКИ ПО ТЕМЕ.

2. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

помидор – помидорчик

огурец –

капуста –

свекла –

баклажан –

горох –

перец –

морковь –

репа –

лук –

3. ПОДОБРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ):

помидор – круглый. Красный, сочный, спелый

огурец –

лук –

морковь –

перец –

4. «ОДИН – МНОГО»

свекла – свёклы помидор - баклажан -

морковь - кабачок - горох -

5. ПОДОБРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К МЕСТОИМЕНИЯМ:

мой – горох, перец, огурец,.

моя –

моё –

мои –

6. ПОСЧИТАЙ:

1 (один, одна, одно) 2 (два, две) 5 (пять) много

огурец огурца огурцов

баклажан

морковь

свекла

капуста

лук

горох

7. ОБРАЗОВАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

Игра «СДЕЛАЕМ СОУС»

из моркови – морковный из фасоли -

из свеклы – из капусты -

из огурца – из кабачков -

из лука – из чеснока -

8. ПОДОБРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ГЛАГОЛАМ:

Что выкапывают? Что выдергивают? Что срывают?

картофель морковь помидоры

9. ЗНАТЬ родственные слова:

морковь – морковочка - морковный

10. ВЫУЧИТЬ ТРИ ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ.

11. СОСТАВИТЬ СХЕМЫ СЛОВ ПО КАРТИНКАМ К ТЕМЕ «Овощи».

12. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ:

- Что это?

- Какой формы?

- Какого цвета?

- Какой величины? (по сравнению с чем-либо?

- Какой он на вкус?

- Что можно из него приготовить?

- Где и как он растёт?

Публикации по теме:

Картотека игр и этюдов «Психогимнастика» М. И. ЧистяковойКартотека игр и этюдов «Психогимнастика» М. И. Чистяковой Картотека игр и этюдов "Психогимнастика" М. И. Чистяковой Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам оформленную мною в виде презентации картотеку,.

Праздник 8 Марта в детском садуПраздник 8 Марта в детском саду Фотоотчет с праздника 8 Марта Уважаемые коллеги! Вот и пришла весна, а с ней и первый весенний праздник – 8 Марта! Поздравляю вас всех.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Спорт и физкультура
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Методическая разработка. Картотека базовых лексических тем.
Опубликовано: 19 апреля 2013 в 16:00
+40
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 47.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...