Методическая разработка «Книжка-игрушка»

Татьяна Михайловна Деревнина
Методическая разработка «Книжка-игрушка»

Разработала: Деревнина Татьяна Михайловна

воспитатель 2 квалификационной категории

МБДОУ Детский сад №14 «Колокольчик»

г. Чайковский, Пермский край

Пояснительная записка

Для ребенка игра - это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир. Любая игра с ребенком должна проходить как насыщенный эмоционально - познавательный разговор. Связная речь помогает ребенку осознавать свои действия, анализировать и исправлять ошибки, корректировать свою деятельность. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого дошкольника. Это убедительно доказано как научными исследованиями, так и многолетней практикой работы педагогов, логопедов, дефектологов. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому развитие, усовер-шенствование движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, «тормозит» такое развитие. Малыши, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, застегивать, испытывают большие трудности.

Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны для детей, и поэтому мною было создано дидактическое пособие «Книжка - игрушка», включающая в себя различные виды игр, позволяющие ребенку переключать внимание, чаще менять вид занятий, что позволяет поддерживать интерес к обучению.

Цель:

формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством обучающих и развивающих игр.

Задачи:

1. Обогатить сенсорный опыт детей в ходе предметно - игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

2. Сформировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

3. Сформировать речевые навыки.

4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Благодаря этой книжке ребёнок получит не только замечательную игрушку, но и сможет в игровой форме (прогноз):

• развивать общую и мелкую моторику, формировать различные умения (пальцевой захват мелких и крупных деталей, удерживание деталей, обучение действия двумя руками);

• развивать восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение);

• воздействовать на тактильные ощущения;

• развивать логику;

• изучать цвета;

• формировать представления о количестве (много – мало, один – много, большие – маленькие);

• расширять кругозор и обогащать словарный запас;

Книжка - игрушка имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Её можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, для коррекционных игр. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду. Эту многофункциональную игрушку я рекомендую использовать в своей работе не только воспитателям, но и логопедам, психологам и социальным педагогам.

Алгоритм работы по данному пособию следующий:

1. Тема

2. Цель

3. Вводная часть.

• Беседа по теме и художественное слово, определяющее тему.

4. Основная часть.

• Непосредственная работа по пособию.

• Самостоятельная игровая деятельность детей.

5. Заключительная часть.

• Итог игры.

Описание опыта работы с использованием дидактического пособия.

Пятая страница развивающей книжки. Тема: «Бабочки и цветы».

Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась,

Села на цветок выпить сладкий сок.

Цвет зелёный у листочка,

Красный цвет - у помидора.

Синий - это неба цвет

Жёлтый - самый яркий цвет!

Развивающие элементы: бабочки и цветочки четырёх основных цветов на липучках; две бабочки пристрочены.

Дидактические игры

Игра «Растения и насекомые» способствует развитию речи, мелкой моторики, знакомит с животным и растительным миром.

Игра «Бабочки и цветы» способствует развитию логического мышления, цветового восприятия.

Игра «Большие и маленькие» способствует развитию навыков сопоставления предметов по величине, развитию глазомера, логического мышления, наблюдательности.

Игра «Сравни предметы» способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования предметов по цвету.

Игра - занятие «Бабочки и цветы»

Цель: развитие логического мышления, цветового восприятия.

Материал: бабочки и цветочки на липучке четырёх основных цветов.

Ход игры:

1. Вводная часть. Беседа о природе и художественное слово, определяющее тему.

Сегодня мы познакомимся с удивительным миром насекомых.

Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась,

Села на цветок выпить сладкий сок.

На нашей Земле много бабочек. Они летают днем и ночью. Крылья бабочек яркие, красивые, но очень хрупкие. У бабочки есть длинный ротик-хоботок, которым она пьет сладкий нектар с цветочков.

2. Основная часть. Действия с предметом обозначаются словом.

Летом, на лугу растут красивые и яркие цветы. Посмотрите и скажите, какого они цвета? «Это красный цветок. Это…» и т. д. Над лугом порхают бабочки. По-смотрите на бабочек и назовите их цвет: «Эта бабочка зелёная. Это…» и т. д. Захотели бабочки сесть отдохнуть. А чтобы стать незаметными, каждой бабочке нужно сесть на цветок такого же цвета, как она сама. Помогите бабочкам спрятаться.

2. Непосредственно игровая деятельность детей.

а) Ребенок уже имеет представление о происходящем через показанное действие и результат; совместные действия ребенка и педагога при направляющем педагогическом руководстве.

Дайте ребёнку бабочек, чтобы он посадил их на цветы такого же цвета. Попросите ребёнка рассказать о бабочках. «Жёлтая бабочка села на цветок жёлтого цвета» и т. д. «Все бабочки спрятались. Их не видно».

Динамическая пауза «Бабочка»

Утром бабочка проснулась. Плавные взмахи руками.

Потянулась, улыбнулась. Выполнять движения в

Раз – росой она умылась. соответствии с текстом.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

б) Ребенок действует сам (без помощи взрослого); педагог дает полное, доступное пониманию ребенка комментирующее описание всего, что ребенок делает, побуждая его вступить в речевое общение.

4. Заключительная часть. Вывод.

Апробация пособия показала следующие результаты:

1. Дети научились определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические фигуры.

2. У детей сформировалось умение сравнивать объекты по величине.

3. Уровень развития познавательного процесса имеет положительную динамику.

Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Всего труднее оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений - замедленный.

По итогам диагностики определена коррекционная работа через систему разнообразных игр, упражнений, заданий.

В дальнейшем планируется создание тематических книжек - игрушек: «Обувь», «Одежда», «Игрушки», «Транспорт» и др.

Результаты мониторинга

Познавательная сфера

Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год

первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год

второй год обучения 2010 – 2011 уч. год

первый год обу-чения

Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года

Высо-кий 8,7% 35,5% 33,9% 61,4% 13,2% 27,2%

Сред-ний 37,3% 45,5% 57% 38,6% 26,3% 46,4%

Низ-кий 54% 19% 9,1% - 60,5% 26,4%

Восприятие цвета

Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год

первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год

второй год обучения 2010 – 2011 уч. год

первый год обу-чения

Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года

Высо-кий 7,6% 36,2% 44% 66% 30,8% 44%

Сред-ний 52,8% 33% 40,6% 34% 27,4% 36,2%

Низ-кий 39,6% 30,8% 15,4% - 41,8% 19,8%

Восприятие формы

Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год

первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год

второй год обучения 2010 – 2011 уч. год

первый год обу-чения

Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года

Высо-кий - - 19,8% 55% 17,6% 39,6%

Сред-ний 25,2% 47,2% 51,6% 45% 38,4% 34%

Низ-кий 74,8% 52,8% 28,6% - 44% 26,4%

Художественная сфера (развитие мелкой моторики)

Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год

первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год

второй год обучения 2010 – 2011 уч. год

первый год обу-чения

Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года

Высо-кий 6,3% 58,1% 63,5% 83,4% 31,7% 34%

Сред-ний 56,7% 24,7% 24,6% 16,6% 43,2% 48,9%

Низ-кий 37% 17,2% 11,9% - 25,1% 17,1%

Методическая разработка «Книжка-игрушка»
Публикации по теме:

Проект «Книжка — самоделка»Проект «Книжка — самоделка» Руководитель: Деревнина Татьяна Михайловна воспитатель 2 квалификационной категории МДОУ Детский сад №10 «Солнышко» г. Чайковский, Пермский.

Стихотворные инструкции для формирования навыков самообслуживания детей первой младшей группы Стихотворные инструкции для формирования навыков самообслуживания детей первой младшей группы 1. «Моем руки» Кран откроем, руки моем,.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Безопасность детей
  • Этикет
Автор публикации:
Методическая разработка «Книжка-игрушка»
Опубликовано: 9 сентября 2013 в 19:49
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...