Методическая разработка «Книжка-игрушка»

Татьяна Михайловна Деревнина
Методическая разработка «Книжка-игрушка»

Разработала: Деревнина Татьяна Михайловна

воспитатель 2 квалификационной категории

МБДОУ Детский сад №14 «Колокольчик»

г. Чайковский, Пермский край

Пояснительная записка

Для ребенка игра - это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир. Любая игра с ребенком должна проходить как насыщенный эмоционально - познавательный разговор. Связная речь помогает ребенку осознавать свои действия, анализировать и исправлять ошибки, корректировать свою деятельность. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого дошкольника. Это убедительно доказано как научными исследованиями, так и многолетней практикой работы педагогов, логопедов, дефектологов. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому развитие, усовер-шенствование движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, «тормозит» такое развитие. Малыши, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, застегивать, испытывают большие трудности.

Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны для детей, и поэтому мною было создано дидактическое пособие «Книжка - игрушка», включающая в себя различные виды игр, позволяющие ребенку переключать внимание, чаще менять вид занятий, что позволяет поддерживать интерес к обучению.

Цель:

формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством обучающих и развивающих игр.

Задачи:

1. Обогатить сенсорный опыт детей в ходе предметно - игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

2. Сформировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

3. Сформировать речевые навыки.

4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Благодаря этой книжке ребёнок получит не только замечательную игрушку, но и сможет в игровой форме (прогноз):

• развивать общую и мелкую моторику, формировать различные умения (пальцевой захват мелких и крупных деталей, удерживание деталей, обучение действия двумя руками);

• развивать восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение);

• воздействовать на тактильные ощущения;

• развивать логику;

• изучать цвета;

• формировать представления о количестве (много – мало, один – много, большие – маленькие);

• расширять кругозор и обогащать словарный запас;

Книжка - игрушка имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Её можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, для коррекционных игр. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду. Эту многофункциональную игрушку я рекомендую использовать в своей работе не только воспитателям, но и логопедам, психологам и социальным педагогам.

Алгоритм работы по данному пособию следующий:

1. Тема

2. Цель

3. Вводная часть.

• Беседа по теме и художественное слово, определяющее тему.

4. Основная часть.

• Непосредственная работа по пособию.

• Самостоятельная игровая деятельность детей.

5. Заключительная часть.

• Итог игры.

Описание опыта работы с использованием дидактического пособия.

Пятая страница развивающей книжки. Тема: «Бабочки и цветы».

Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась,

Села на цветок выпить сладкий сок.

Цвет зелёный у листочка,

Красный цвет - у помидора.

Синий - это неба цвет

Жёлтый - самый яркий цвет!

Развивающие элементы: бабочки и цветочки четырёх основных цветов на липучках; две бабочки пристрочены.

Дидактические игры

Игра «Растения и насекомые» способствует развитию речи, мелкой моторики, знакомит с животным и растительным миром.

Игра «Бабочки и цветы» способствует развитию логического мышления, цветового восприятия.

Игра «Большие и маленькие» способствует развитию навыков сопоставления предметов по величине, развитию глазомера, логического мышления, наблюдательности.

Игра «Сравни предметы» способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования предметов по цвету.

Игра - занятие «Бабочки и цветы»

Цель: развитие логического мышления, цветового восприятия.

Материал: бабочки и цветочки на липучке четырёх основных цветов.

Ход игры:

1. Вводная часть. Беседа о природе и художественное слово, определяющее тему.

Сегодня мы познакомимся с удивительным миром насекомых.

Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась,

Села на цветок выпить сладкий сок.

На нашей Земле много бабочек. Они летают днем и ночью. Крылья бабочек яркие, красивые, но очень хрупкие. У бабочки есть длинный ротик-хоботок, которым она пьет сладкий нектар с цветочков.

2. Основная часть. Действия с предметом обозначаются словом.

Летом, на лугу растут красивые и яркие цветы. Посмотрите и скажите, какого они цвета? «Это красный цветок. Это…» и т. д. Над лугом порхают бабочки. По-смотрите на бабочек и назовите их цвет: «Эта бабочка зелёная. Это…» и т. д. Захотели бабочки сесть отдохнуть. А чтобы стать незаметными, каждой бабочке нужно сесть на цветок такого же цвета, как она сама. Помогите бабочкам спрятаться.

2. Непосредственно игровая деятельность детей.

а) Ребенок уже имеет представление о происходящем через показанное действие и результат; совместные действия ребенка и педагога при направляющем педагогическом руководстве.

Дайте ребёнку бабочек, чтобы он посадил их на цветы такого же цвета. Попросите ребёнка рассказать о бабочках. «Жёлтая бабочка села на цветок жёлтого цвета» и т. д. «Все бабочки спрятались. Их не видно».

Динамическая пауза «Бабочка»

Утром бабочка проснулась. Плавные взмахи руками.

Потянулась, улыбнулась. Выполнять движения в

Раз – росой она умылась. соответствии с текстом.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

б) Ребенок действует сам (без помощи взрослого); педагог дает полное, доступное пониманию ребенка комментирующее описание всего, что ребенок делает, побуждая его вступить в речевое общение.

4. Заключительная часть. Вывод.

Апробация пособия показала следующие результаты:

1. Дети научились определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические фигуры.

2. У детей сформировалось умение сравнивать объекты по величине.

3. Уровень развития познавательного процесса имеет положительную динамику.

Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Всего труднее оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений - замедленный.

По итогам диагностики определена коррекционная работа через систему разнообразных игр, упражнений, заданий.

В дальнейшем планируется создание тематических книжек - игрушек: «Обувь», «Одежда», «Игрушки», «Транспорт» и др.

Результаты мониторинга

Познавательная сфера

Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год

первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год

второй год обучения 2010 – 2011 уч. год

первый год обу-чения

Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года

Высо-кий 8,7% 35,5% 33,9% 61,4% 13,2% 27,2%

Сред-ний 37,3% 45,5% 57% 38,6% 26,3% 46,4%

Низ-кий 54% 19% 9,1% - 60,5% 26,4%

Восприятие цвета

Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год

первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год

второй год обучения 2010 – 2011 уч. год

первый год обу-чения

Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года

Высо-кий 7,6% 36,2% 44% 66% 30,8% 44%

Сред-ний 52,8% 33% 40,6% 34% 27,4% 36,2%

Низ-кий 39,6% 30,8% 15,4% - 41,8% 19,8%

Восприятие формы

Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год

первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год

второй год обучения 2010 – 2011 уч. год

первый год обу-чения

Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года

Высо-кий - - 19,8% 55% 17,6% 39,6%

Сред-ний 25,2% 47,2% 51,6% 45% 38,4% 34%

Низ-кий 74,8% 52,8% 28,6% - 44% 26,4%

Художественная сфера (развитие мелкой моторики)

Уро-вень раз-вития 2008 – 2009 уч. год

первый год обу-чения 2009 – 2010 уч. год

второй год обучения 2010 – 2011 уч. год

первый год обу-чения

Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года Нача-ло года Конец года

Высо-кий 6,3% 58,1% 63,5% 83,4% 31,7% 34%

Сред-ний 56,7% 24,7% 24,6% 16,6% 43,2% 48,9%

Низ-кий 37% 17,2% 11,9% - 25,1% 17,1%

Методическая разработка «Книжка-игрушка»
Публикации по теме:

Проект «Книжка — самоделка»Проект «Книжка — самоделка» Руководитель: Деревнина Татьяна Михайловна воспитатель 2 квалификационной категории МДОУ Детский сад №10 «Солнышко» г. Чайковский, Пермский.

Стихотворные инструкции для формирования навыков самообслуживания детей первой младшей группы Стихотворные инструкции для формирования навыков самообслуживания детей первой младшей группы 1. «Моем руки» Кран откроем, руки моем,.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Наша армия
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Методическая разработка «Книжка-игрушка»
Опубликовано: 9 сентября 2013 в 19:49
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...