Папки-передвижки

Методическая разработка «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»

Елена Блудова
Методическая разработка «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»

«Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования разнообразных методов и приёмов при обучении дошкольников. (СЛАЙД 1)

Задачи:

1. Раскрыть значимость используемых методов.

Публикация «Методическая разработка „Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Познакомить педагогов с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников и их практическим применением.

3. Активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса. (СЛАЙД 2)

План проведения: (САЛАЙД 3)

1. Мотивация деятельности (привлечение к активной деятельности)

2. Постановка проблемы, актуальность темы.

3. Основная часть:

- Характеристика речевого развития детей в зависимости от возраста.

— Показ приёмов, используемых в процессе мастер-класса с комментариями.

-Демонстрация дидактического материала, используемого педагогом.

-Активизация деятельности участников мастер-класса путём выполнения заданий.

-Организация самостоятельной деятельности участников, управляя мастером.

4. Рефлексия

1. Организационный момент (мотивация к деятельности)

-Добрый день, уважаемые коллеги, на своём мастер-классе я хочу познакомить вас с методами и приёмами познавательно-речевого развития дошкольников, которые использую в своей работе.

Наш мастер-класс посвящён речевому развитию дошкольника.

2. Постановка проблемы, актуальность темы

В условиях реализации ФГОС к структуре программы ДО особое внимание уделяется созданию условий для формирования необходимых физических и личностных качеств дошкольников. На современном этапе ФГОС требуют от педагогов нового подхода как и к обучению, так и к организации всего педпроцесса.

Опыт работы показывает, что последнее время наблюдается рост числа детей, речь которых не соответствует возрастным возможностям. Из данных педагогики и психологии мы знаем, что речь – это центр, в котором сходятся такие стороны психического развития как мышление, воображение, память. Поэтому, развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект.

Наиболее распространенное речевое нарушение – это нарушение развития связной речи. Как правило, такие дети испытывают трудности при освоении программы ДОУ, а в дальнейшем и при освоении программы обучения в школе.

Для того, чтобы коррекционная работа проходила успешно, необходимо создать увлекательный, проблемно – игровой процесс. Так же необходимо создать и эмоциональный контакт с ребенком, создать условия, чтобы ребенок вам доверял. Для этого можно использовать прием, который называется «Нарисуй свое настроение». Изображение, которое предоставит вам ребенок, можно обсудить вместе, попросить его прокомментировать свой рисунок.

3. Характеристика речевого развития ребенка в зависимости от возраста. (СЛАЙДЫ 5-11)

1-2 года

Запас слов от 2-3 до 20-30 (1 год)

Понимает простые просьбы, не сопровождающиеся жестом. Реагирует на своё имя (1г. 2мес.)

Произносит множество слов и словосочетаний. Хорошо развито звукоподражание. Знает 3-6 частей тела (1г. 6мес.).

2-3 года

Понимает действия и предметы на картинках (2 года)

Задаё т вопросы: «Что это?», «Где?»

В активном словаре насчитывается около 50 слов (2 года).

Пытается произносить трёхсложные и четырёхсложные слова. Произносит простые предложения из 3 -4 слов (2г. 2 мес.)

Начинает употреблять в речи предлоги.

3-4 года

Минимальный запас слов – 250.(3 года)

В звукопроизношении отсутствуют шипящие и сонорные звуки

Понимает несложные сюжетные картинки.

Начинает подбирать рифмы к словам.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами

Называет своё имя, пол, возраст

Разговаривает сам с собой, комментирует свои действия.

4 года

Словарный запас достигает 2000 – 3000 слов.

Придумывание новых слов (словотворчество)

Непроизвольное запоминание стихотворений

5 лет

Произношение всех звуков правильное.

Ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности

Умеет изменять громкость голоса, интонации

В речи употребляются все предлоги

Появляются деепричастия (сидя, лёжа, прыгая и т. д.)

Образует прилагательные от существительных (железо – железный)

В речи использует сложные предложения, все грамматические формы

6-7 лет

Словарный запас увеличивается до 3500 слов

Полностью усваивается слоговая структура слов

Ребёнок самостоятельно обобщает и классифицирует предметы по различным признакам

Таким образом,

При введении ребёнка в игровую ситуацию хорошо используется всем известный приём.

«Я предлагаю вам догадаться, о чём идёт речь. То, о чём идёт речь — особый, весёлый и загадочный мир. В древности это служило средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке это слово означало думать, размышлять. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, использование этого приёма развивает и обогащает речь, стимулирует процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления. О чём речь?» (загадка) (СЛАЙД 12)

Да, речь идёт о загадке. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Загадки-описания помогают развивать понимание речи, активную подражательность речевой деятельности, внимание, память, например:

Загадки — описания:

Хозяин лесной На ветке не птичка

Просыпается весной Зверёк - невеличка

А зимой под вьюжный вой Мех тёплый, как грелка

Спит в избушке снеговой Кто же это?

(медведь) (белка)

Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Задача педагога состоит не столько в том, чтобы помочь детям узнать и запомнить как можно больше загадок, сколько в том, чтобы научить разгадывать самые разные загадки и придумывать свои. Как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводить детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка. (СЛАЙД 13)

Загадки можно распределить по группам, внутри которых могут быть использованы единые способы разгадывания и виды работы с ними.

Можно выделить такие группы:

1) загадки- описания, в которых приводятся простая совокупность признаков

и характерные для загаданного предмета действия;

2) загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту;

3) загадки, в которых описание даётся через отрицание;

4) загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;

5) загадки, содержание которых не несёт прямого указания на загаданный

предмет (загадки, построенные с использованием сравнений, метафор).

Задание: составить участникам загадки по выбранным картинкам. (Дикие животные) (СЛАЙД 14)

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». (СЛАЙД 15)

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. (СЛАЙД 16)

Метод мнемотехники помогает решать следующие задачи:

Развивать связную и диалогическую речь.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

• Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

• Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу: «от простого к сложному». Дидактический материал предлагается в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы, делают рассказы четкими, связными и последовательными.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация, то есть текст, зашифрованный значками. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.

Если правильно научиться работать с таблицей, можно значительно уменьшить время на выполнение заданий. (СЛАЙД 17)

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации т. е. преобразование из символов в образы, например: домик — нарисовать квадрат и треугольную крышу, волк — три треугольника виде зубов, медведь — большой круг.

3 этап. После перекодирования осуществляется рассказывание с опорой на символы (образы) т. е. происходит отработка метода запоминания.

Составление рассказа по мнемотаблице. Средний возраст.

Рисуем таблицу из трёх строк и трёх столбиков. (СЛАЙД 18)

В первой строке таблицы рисуем : дом зачёркнутой крестиком; ёлочку; четыре палочки.

Во второй строке таблицы рисуем: много волнистых линий; цифру два; мордочку зайчика.

В третий строке таблицы рисуем: бутылочку с соской; морковку, капусту; заглавную букву З.

Рассказ.

Заяц — это не домашнее животное, а дикое. Он живет в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом — серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих детенышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту

Аналогичные рассказы по мнемотаблице можно составить про любого животного.

Составление рассказа по картине: «Белочка» (СЛАЙД 19)

Этапы работы со схемой-моделью:

-учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; -учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

-самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель.

Использовать схему-модель как план пересказа;

-закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.

В центральном кружочке пишем букву «Б» — почему?

Участники отвечают и пишут в центральном кружке букву «Б».

Педагог. Белка — это домашнее или дикое животное? Где она живет?

Участники отвечают и рисуют в кружочке № 1 дерево с дуплом и дом.

Педагог. Как называются детеныши белки?

Участники отвечают и рисуют в кружочке № 2 маму-белку и бельчонка.

Педагог. Чему учит мама-белка своих бельчат?

Участники описывают белку — без схемы, пишут в кружочке № 3 слово «мама».

Педагог. А кто знает врагов белки?

Участники отвечают и рисуют в кружочке № 4 зубы и ружье.

Педагог. Чем питаются белки?

Участники :Белки питаются грибами, шишками.

Педагог. Да, чтобы насытиться, белка должна за день опустошить двадцать восемь еловых шишек.

Участники в кружочке № 5 рисуют орешки, грибы, ягоды, яблоки.

Педагог. Какую пользу приносят белки людям?

Участники отвечают и рисуют в кружочке б кисточку, шубу, шапку, хвост-мех (воротник).

Педагог. А какие вы знаете стихи, потешки, загадки о белке?

Участники отвечают и рисуют в кружочке № 7 букву «Я».

Педагог. А сейчас кто хочет рассказать про белку?

Рассказ: «Белочка»

Белочка — дикое животное, она живет в лесу. Высоко на дереве ее домик — дупло. Там тепло и уютно, там она выводит своих бельчат.

Белка маленькая, рыженькая, ушки у нее с кисточками, хвост длинный и пушистый

Мама-белка учит своих бельчат выбирать дупло, правильно передвигаться с дерева на дерево, спасаться от врагов, собирать корм и делать запасы на зиму.

У белок есть враги. Главный враг — куница. Сильные и злые куницы преследуют белок, ловят их и поедают, разоряют дупла. Еще за белками охотятся люди — охотники с собаками. Умные собаки выслеживают белок. А охотник стреляет прямо в глаз белки, чтоб не испортить шкурку.

Главный корм белок — семена хвойных деревьев (еловых и сосновых шишек).

Летом и осенью они сушат шляпки грибов, легко нанизывая их на голые ветки деревьев. Собирают спелые орехи, желуди и ягоды.

Из меха белки люди шьют теплые шапки, шубки и варежки, а еще делают мягкие беличьи кисти для рисования. Мне нравится белка, потому что она быстрая и ловкая.

Заучивание стихотворения (СЛАЙД 20)

Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, я используя прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изобразить все то, что я считаю нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов, помогает освоить элементы рассказывания.

(Рассматривание мнемотаблицы к стихотворению «Пирог» П. Воронько)

(СЛАЙДЫ -20-22)

Вывод: Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

детей появилось желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;

-расширился круг знаний об окружающем мире;

-активизировался словарный запас;

-дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Вывод: чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы- модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Обучение сравнительному рассказу. (СЛАЙД 23)

Предлагается сравнить зайца и белку. Один участник говорит за белку, а другой за зайца.

— Я белка. —А я заяц.

— Я летом рыжая. —А я летом серый.

— Я питаюсь орешками -А я травкой.

— Я зимой коричневая -А я беленький

— У меня большой, пушистый хвост -А у меня маленький пушистенький

хвостик

— Я сплю в дупле -А я под кустиком

— Я травоядная -И я травоядное

Вывод: игры — парами активизируют словарную работу, грамматический строй речи.

Рефлексия (СЛАЙД 24)

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Метод синквейна не нарушает структуры образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоится.

Правила составления синквейна:

1 строчка (Кто? Что) — существительное — одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строчка (Какой? Какая? Какое) — два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) — три глагола, обозначающие действие, относящееся к теме;

4 строчка — четыре слова — ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка — одно слово-резюме (существительное) или словосочетание — ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном мы практикуем использование синквейна как заключительного задания по изученному материалу

ПРИМЕР:

СИНКВЕЙН на тему «Загадка» (СЛАЙД 25)

Загадка

Интересная, увлекательная.

Развивает, учит, заинтересовывает.

Развивает психические процессы

Головоломка.

А теперь я предлагаю участникам каждой группе составить синквейн на тему «Мастер-класс». (СЛАЙД 26)

Синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

А закончить мне хотелось бы словами Сократа: «Каков человек – такова и его речь». Так будем же заниматься развитием речи наших детей, чтобы они стали замечательными людьми!

Итоги мастер-класса

Предлагается обсудить итоги мастер-класса и ответить на вопрос «Получили ли Вы то, чего ожидали от сегодняшнего мастер-класса?» (высказывания участников)

Публикации по теме:

Методическая разработка диагностических игр по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возрастаМетодическая разработка диагностических игр по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста Диагностическая игра должна приносить радость ребенку и взрослому. Необходимо только заинтересовать его этой игрой, чтобы он играл затем.

Методическая разработка занятия «Домик семьи зайцев» для детей дошкольного возрастаМетодическая разработка занятия «Домик семьи зайцев» для детей дошкольного возраста .

Методическая разработка интегрированной НОД «В стране математических наук» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР Методическая разработка интегрированного НОД "В стране математических наук" для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Работа в группе.

Методическая разработка по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста ОО Речевое развитие. Тема «Понятие о звуках. Восприятие звуковых сигналов» Для детей 5-6 л ЦЕЛЬ:Научить различать звуки, отрабатывать умение.

Методическая разработка по ПДД для детей дошкольного возраста. Дидактические игры по ПДД ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнила старший воспитатель МБДОУ № 25 «Светлячок» станицы Отрадной Дидактические.

Методическая разработка по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Методическая разработка по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Все слова делятся на однозначные и многозначные.

Методическая разработка развлечения «День добрых дел» для детей среднего дошкольного возраста Цель. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости быть.

Методическая разработка «Традиции россиян» (для детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской.

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему «Мой дом» 1. Программное содержание 1 мл. группа Цели, задачи, содержание: Знакомить детей с улицами, домами родного села. Развивать умения детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 января 2017 в 17:23
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД