Лучший педагог года

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Вода-волшебница»

Елена Шишкина
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Вода-волшебница»

Методическая разработка непосредственно образовательной

деятельности

«Вода - волшебница»

Шишкина Елена Алексеевна

воспитатель дошкольной группы

с. Каменный Яр. 2019 год.

Цель:

Формирование у детей представлений о свойствах воды в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

Задачи.

Обучающие:

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Вода-волшебница“» размещена в разделах

1. Закрепить и расширить знания детей о воде, её свойствах (прозрачная, не имеет цвета, вкуса, запаха, окрашивается в разный цвет, вода растворитель, о её трёх состояниях (жидком, парообразном, твёрдом);

2. Углубить понимание детьми роли воды в жизни человека и всего живого на Земле;

3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов, закреплять умение работать с лабораторным оборудованием, соблюдать необходимые меры безопасности.

Развивающие:

1. Способствовать развитию у детей любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, интереса к экспериментировпнию.

2. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас за счёт слов, обозначающих свойства воды.

Воспитательные:

1. Прививать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

2. Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям Родного края.

Тип:Итоговое.

Форма проведения. Опытно - экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций.

Форма организации детей: Групповая.

Возраст детей: Разновозрастная группа (3-6 лет)

Образовательная область : «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Интеграция образовательных областей :«Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: Учёные, научная лаборатория, «институт Воды», эмблема, исследование, колба, пробирка, сосуд, фильтр, месторождение, объём, опока, минеральные гранулы.

Оборудование:Ноутбук, искусственный фонтан, глобус.

Демонстрационный материал: Кувшин с водой, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка, две емкости (колбы) с грязной и чистой водой, кусочки марли, ватные диски, вата, контейнеры с опокой и минеральными гранулами опоки.

Раздаточный материал:Салфетки, кусочки льда, полоски цветной бумаги (фиолетовая, зелёная, жёлтая, розовая, одноразовые ложки, кисточки, одноразовые пластиковые стаканы с водой, одноразовые пластиковые стаканы пустые – по количеству детей. Пластиковые контейнеры с опокой и минеральными гранулами опоки, упаковки с гуашью, пластиковые тарелки с сахарным песком, солью – по количеству столов.

Предшествующая работа по подготовке к занятию.

Изучили «Познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников», составили перспективное планирование по познавательно - исследовательской деятельности, провели анкетирование, консультации с родителями по данной тематике. С помощью родителей и школы оформили «мини-лабораторию», сшили детские белые халаты на каждого ребёнка, составили «Картотеку опытов, экспериментов для детей «Опыты с водой».

Предварительная работа с детьми.

Провели беседы «Вода в жизни человека», «Водоёмы Земли», «Вода друг - вода враг» и т. д. Разучивание стихов о воде, разгадывание загадок. Наблюдения за водой в разных её проявлениях на прогулке. Организация подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр. Подборка книг, иллюстраций, репродукций художников, альбомов о воде в природе и быту, о профессиях людей, о видах спорта, связанных с водой, о правильном поведении на воде. Обучение самостоятельному экспериментированию с водой, исследованию её свойств.

Структура занятия.

1. Вводная часть (организационный момент, мотивационный момент)

2. Основная часть (приход и беседа «Учённого» с детьми, превращение детей в юных учённых, уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе экспериментирования, приглашение в лабораторию, показ атрибутов для исследования, проведение опыта №1-№2, формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем возрасте, физкультминутка (во время физкультминутки взрослый обращает внимание на осанку детей, проведение опыта №3-4., игра, проведение опыта №5-6. Обобщение познавательно- исследовательской деятельности «Учённым».

3. Заключительная часть (Рефлексия). Оценка деятельности детей. Художественное слово.

Ход НОД:

Звучит запись «Шум воды ручейка»

Воспитатель:

- Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз занятия:

С голубого ручейка,

Начинается река.

А занятие начинается – с улыбки.

- А о чем будет сегодня наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадки: Бежит, бежит, не выбежит,

Течет, течет, не вытечет (вода)

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …. (воды)

Воспитатель:

- О чем все эти загадки?

Дети:

- О воде.

Воспитатель.

- Сегодня, ребята, мы продолжим с вами разговор о воде, о её свойствах и значении воды.

Воспитатель.

- Скажите, какая бывает вода?

Дети:

- Тёплая, горячая, холодная, прозрачная, газированная….

Воспитатель:

- Где в природе можно встретить воду?

Дети:

- В реке, луже. Вода- дождь, туман, роса, снег, лёд, град….

Воспитатель:

-Правильно, ребята, всё это вода.

Воспитатель:

- Сегодня я на занятие пригласила интересного гостя.

- Дети встречайте (входит учёный «института Воды»)

Учё ный :

- Здравствуйте ребята! Я - Учёный «института Воды». Наши сотрудники «института Воды» попросили вас помочь нам в исследованиях воды. А все результаты ваших исследований вы передадите в институт через видеописьмо.

Учё ный:

-Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в научную лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории? Кто в ней работает?

Дети:

- Проводят опыты, исследования. Работают учёные.

Учё ный:

- Правильно. Учёные занимаются наукой. Наука - это познание.

Учё ный :

- Сейчас я всем вам и вашему воспитателю прикреплю эмблемы нашего «института Воды» и все вы станете учёными.

Воспитатель:

- Ну что, юные учённые, отправимся в нашу научную лабораторию? Вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать, выполнять предложенные действия, нельзя нечего брать в рот).

(Воспитатель обращает внимание на искусственный водопад находящийся в лаборатории. Дети подходят к водопаду и внимательно рассматривают его.)

Воспитатель:

- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?

Дети:

- Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Воспитатель:

- Значит она какая?

Дети:

- Жидкая

Воспитатель:

- А вот имеет ли вода форму, мы сейчас проверим. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

Опыт 1. «Какой формы вода

Воспитатель:

- На столе лежит кубик и шарик. Какой формы эти предметы?

Дети:

- Кубик квадратный, шарик круглый.

Воспитатель:

- А имеет ли форму вода? Для этого возьмём прозрачный кувшин с водой и перельём эту воду в стаканчик и колбу.

Воспитатель:

- Воду можно переливать, наливать, слить, вылить. Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

Вывод: Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость.

Опыт 2.«Лед - твердая вода»

Воспитатель:

- Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить.

Дети:

- Лёд тает.

Воспитатель:

- Как вы думаете, почему лёд растаял?

Дети:

- От тепла ладони.

Воспитатель:

- Что осталось на ладошке?

Дети: Вода.

(Воспитатель предлагает детям взять салфеточки и протереть руки)

Вывод: Так что же такое лёд? Лёд- это вода в твёрдом состоянии.

Учё ный:

- Вот вы и провели первые исследования и определили, что вода может быть в жидком и твёрдом состоянии.

Учё ный:

-Ребята, сотрудники нашего «института Воды» также заботятся и о водоемах. Какие вы знаете водоемы?

Дети:

- Река, озеро, пруд, море.

Учё ный:

- А какой в вашем селе есть водоем?

Дети:

- Река Волга.

Учё ный:

- Давайте немножко отдохнем и сходим к реке.

Физкультминутка.

К реке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это — брасс.

Одной, другой — это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Здорово нам было тут,

Но вернемся в институт!

Много знаний и открытий,

В институте нас всех ждут!

Воспитатель:

- Ой, а что же это случилось с нашей рекой? Посмотрите, какая у нас стала река?

Дети:

- Грязная.

Воспитатель:

-Коллеги, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы? Что случится с водой в реке, если бросать мусор?

Дети:

- Воду нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в воде.

Воспитатель:

- Что же нам делать? Коллеги, давайте с вами подумаем, можно ли очистить воду?

Опыт 3. «Очистка воды»

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, у меня на столе две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Дети:

- Одна чистая, другая грязная.

Воспитатель:

- Грязная вода, образец, набранный в грязной реке. А как вы думаете, можно очистить грязную воду? Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в нее, сложенную в несколько раз марлю и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Дети:

- Вода становится чистой.

Воспитатель:

- А что стало с нашим фильтром - марлей?

Дети:

- Вся грязь осталась на фильтре - марле.

Учё ный:

- Уважаемые коллеги, а в нашем «институте Воды» прослышали о вашем «Каменноярском месторождении опок» (показывая камни-опоки). Опоку дробят и получают минеральные гранулы (показывает гранулы, которые используют для очистки воды.

(Проводится аналогичный опыт. Фильтром очистки служат минеральные гранулы опоки).

Вывод:Итак, мои юные учёные, грязную воду очистить можно, но всю воду в мире так очистить нельзя. Поэтому воду нужно беречь, не загрязняя водоёмы.

Воспитатель:

- Продолжим наши исследования.

Опыт 4 «Вода прозрачная».

Воспитатель:

- Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Поднесите поочередно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет вашей полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с цветом вашей полоски?

Дети:

- Нет.

Воспитатель:

- Какого же тогда цвета вода?

Дети:

- Бесцветная, прозрачная.

Воспитатель:

- Дорогие коллеги, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем. Возьмите кисточки, опустите её в краску и перемешайте в воде. Изменила вода свой цвет или нет?

Дети:

- Да.

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, но может менять свой цвет.

Воспитатель:

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Не плохо бы и нам немножко отдохнуть. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов.

(Проводится игра, «Какая бывает вода» : Дети стоят в кругу, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу.

Итак, отвечая на вопрос «Какая бывает вода», дети могут назвать воду в реке, озере, ручейке, воду в море и океане, воду в роднике, водопроводную воду, газированную воду, воду горячую холодную. После игры педагог показывает детям на глобусе: реки и озёра моря и океаны (они занимают очень большую площадь, ручейки, ледники на вершинах гор. На иллюстрациях педагог показывает айсберги, иней и росу на траве, сосульки, тучи и облака в небе).

Воспитатель:

- Продолжим изучение воды.

Опыт 5 «Вода - растворитель».

Воспитатель:

-Уважаемые учёные, у меня возник ещё один вопрос: есть ли у воды вкус? Как это можно определить?

Дети:

- Попробовать.

(Дети пробуют воду и высказывают своё мнение)

Воспитатель:

- Предлагаю вам размешать в одном стаканчике сахар, в другом - соль. Что произошло с сахаром и солью?

Дети:

- Они растворились.

Воспитатель:

- Попробуйте снова воду на вкус. Что изменилось?

Дети:

- У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.

Воспитатель:

- А, что случилось с веществами, которые мы положили воду?

Дети:

- Растворились.

Вывод: Дети приходят к выводу, что своего вкуса у воды нет. Вода растворяет такие вещества, как соль и сахар.

(Проблемная ситуация. Воспитатель пытается вспомнить рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка» и просит детей помочь ей в этом)

Воспитатель:

- Что сделала галка, чтобы напиться воды?

Дети:

- Галка набросала камней в кувшин. Вода под тяжестью камней поднялась выше.

Воспитатель:

- Правильно. Давайте проверим, это действительно так?

Опыт 6 «Вода – увеличивается в объёмах».

Воспитатель:

- Наливаем воду в стакан, отмечаем уровень воды и бросаем туда камушки. Что происходит?

Дети:

- Уровень воды повышается.

Вывод: Уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Учё ный :

- В ходе исследовательской деятельности и опытно - экспериментальным путём вы расширили и закрепили знания о свойствах воды. Пришли к выводу, что вода, благодаря своим свойствам, может являться интересным материалом для опытов, наблюдений и творчества.

- Спасибо вам, ребята, за работу. Вы сегодня были, настоящими учёными и хочу, вам пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь.

- Эмблемы «института Воды» остаются вам, мои юные исследователи за ваши старания и научные открытия.

Воспитатель:

- Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:

В природе путешествует вода.

Она не исчезнет ни когда.

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда,

Эта волшебница наша вода.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода» Цель: Формировать представления о том, что вода.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике «Идет волшебница весна» в старшей группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике «Идет волшебница весна» в старшей группе. Подготовила: воспитатель.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с природой «Вода бывает разной» Конспект занятия по ознакомлению с природой «Вода бывает разной. Организованная образовательная деятельность «Живая – неживая природа. Вода.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Цель: расширять представления о важных компонентах здорового образа жизни – солнце, воздухе и воде. Задачи: расширять представления детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Вода» с детьми средней группыКонспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Вода» с детьми средней группы Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №143 Невского района Конспект непосредственно образовательной.

Конспект непосредственно образовательной деятельности c элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»Конспект непосредственно образовательной деятельности c элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Юлия БоулКонспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему:«Волшебница - вода»Подготовила воспитатель: Боул.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Вода — источник жизни на Земле» - Цель: Обращать внимание детей на качества и свойства объектов неживой природы (вода). Продолжить знакомить с тем, в каком виде вода.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебница вода» Задачи 1. Образовательные:- ознакомление детей со свойствами воды: - отсутствие собственной формы; - текучесть; - пар тоже вода; - вода.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Волшебница Вода» «Волшебница Вода» Цель: Создание условий для накопления у детей представлений о свойствах воды, развития интереса к опытно-экспериментальной.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Волшебница вода» Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Тисульский детский сад №4 Структурное подразделение Урюпинский детский сад Конспект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Вода-волшебница»
Опубликовано: 15 августа 2019 в 12:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД