Методическая разработка НОД по познавательному развитию детей «Куда снег убежал?»

Кырмызы Николаева
Методическая разработка НОД по познавательному развитию детей «Куда снег убежал?»

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования: «Детство»

Возрастная группа: старшая группа № 4

Тема: «Куда снег убежал

Цель: формировать представление о физических свойствах снега и

льда;

развивать интерес и стремление к познавательно - исследова –

тельской деятельности.

Интеграция образовательных областей:

Приоритетная область: «Познание» (Формирование целостной картины мира»)

Интегрируемые области: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество».

Задачи:

• подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и

состоянием снега и льда, свойства снега таять от любого источника тепла;

развивать умение использовать освоенные способы опознания свойств: объяснять связь снега и воды;

развивать умение заменять действия символическим изображением;

развивать наблюдательность, умение самостоятельно решать

познавательную задачу;

• воспитывать эстетическое отношение к зимним явлениям, стремление к здоровому образу жизни.

• формировать у детей знания о безопасном поведении на прогулках;

развивать воображение, ритмичность движений и умение сочетать их с пением слов.

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

Методы и приёмы:

Наглядные: показ, демонстрация.

Игровые: игровая ситуация, дидактическая игра, физминутка.

Практические: самостоятельная исследовательская деятельность детей, совместная со взрослым деятельность детей., продуктивная деятельность.

Словесные: беседа, ситуативный разговор, вопросы – ответы.

Формы организации: подгрупповая, в парах.

Средства обучения:

Демонстрационный материал: игрушка – Снеговик, картинки по теме: «Времена года», две миски со снегом и льдом, две пластиковые бутылки с тёплой и холодной водой, свеча, ложка.

Раздаточный материал: прозрачные стаканы с символическими кружками красного и синего цвета для холодной и тёплой воды, миски со снегом и льдом, бумага, карандаши, «снежки» для каждого ребёнка.

Предварительная работа:

• наблюдения на прогулке за снегом и льдом;

• чтение стихотворений, загадок;

• лепка снеговика на прогулке;

• рисование снежинок, сюжетных рисунков на тему: «Зима».

Индивидуальная работа: учить детей называть свойства снега и льда.

Словарная работа: холодный, белый, сверкающий, пушистый,

блестящий, скользкий.

Ход НОД:

1 ч. Д/игра «Чего не хватает?». Загадки о снежинках, снеге, снеговике.

Воспитатель выставляет три картинки и спрашивает детей?

В. - Какие времена года вы увидели на картинках?

Д. - Лето, осень и весну.

В. – Какого времени года не хватает?

Д. – Нет времени года – зимы.

Воспитатель добавляет 4-ю картинку с изображением зимы.

В. – Отгадайте загадки о зимних явлениях:

1. С неба сыплются пушинки, 2. Одеяло белое

Серебристые … снежинки. Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег)

2. Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза – угольки, зубы – сучки. (Снеговик)

2 ч. Беседа о зиме. Игровой момент со Снеговиком. Создание проблемной ситуации.

В. – Ребята, вы любите время года – зиму? Почему вам нравится зима?

Д. – Потому что можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках. Можно лепить снежную бабу, снеговика.

В. – Как – то раз на прогулке этой зимой мы слепили снеговика. Каждый день Снеговик встречает нас на участке. А сегодня утром я увидела, что наш Снеговик загрустил. Как вы думаете, почему?

Д. - Он устал стоять, он хочет встретиться с нами, ему скучно одному.

В. – Ребята, Снеговик рассказал мне, что ему грустно одному. Он попросился

погостить у нас в группе. Я его принесла, вот он – наш Снеговик. Вы рады встрече с ним?

Д. – Да.

В. – Посмотрите на Снеговика и скажите, какой он?

Д. – Он белый, холодный, добрый, весёлый.

В. – Почему Снеговик белый?

Д. – Снеговик сделан из снега, а снег - белый.

В. – Ребята, Снеговик рассказал мне, что однажды к нему на плечо села ворона, клюнула его и сказала, что он совсем не вкусный. Почему так сказала ворона?

Д. – Потому что у снега нет никакого вкуса.

В. – Да, ребята, хоть Снеговик и обиделся на ворону, но всё же мы знаем, что снег не имеет вкуса: он и не сладкий, и не солёный, он просто без всякого вкуса. Ребята, можно ли вам есть снег?

Д. – Нет.

В. – Почему?

Д. – Он холодный, грязный.

В. – Ребята, какое настроение у Снеговика?

Д. – Радостное, весёлое.

В. – Ребята, предлагаю вам понаблюдать, удастся ли Снеговику погостить у нас в группе и сохранится ли у него хорошее настроение.

В. – Ребята, посмотрите, наш Снеговик сделан из трёх снежных комков.

3 ч. Опыт: «Вода из снега».

В. – Снеговик принёс снега и для всех вас. Посмотрите, какой снег?

Д. – Блестящий, сверкающий, холодный, пушистый.

В. - Положите на ладошку немного снега. Что с ним произошло?

Д. – Он растаял.

В. – Во что превратился снег?

Д. – В воду.

В. – Почему растаял снег на ладошке?

Д. – Ладошка тёплая, снег растаял от тепла.

В. – Мы можем сделать вывод: снег - это вода. А в тепле снег тает быстрее.

Ребята, что же может произойти со Снеговиком в нашей тёплой группе?

Д. – Он может начать таять.

4 ч. Опыт: «Снег быстрее превращается в воду на горячем огне».

В. – Но больше всего Снеговик боится огня. И сейчас вы увидите, почему.

Посмотрите, во что может превратиться Снеговик на огне.

Воспитатель проделывает опыт: зажигает свечу, набирает ложку снега и начинает держать ложку над огнём горящей свечи.

В. – Теперь вы поняли, во что мог превратиться Снеговик?

Д. – В воду.

В. – Вывод: от горячего огня снег начинает таять быстрее и превращается в….воду.

5 ч. Физминутка: «Мы танцуем со снежками».

Мы танцуем со снежками,

Посмотрите все на нас.

Вот так топаем ногами:

Раз – два, раз – два!

А теперь снежки положим

Мы к Снеговику сюда.

И теперь в ладоши можно

Нам похлопать без труда.

Осторожно поднимайтесь,

Не забудьте взять снежок.

Поплясать теперь нам нужно,

Попляши и встань в кружок!

6 ч. Опыт: «Тёплая и холодная вода».

В. - Ребята, что произошло с нашим Снеговиком?

Д. – Он начал таять.

В. – Как вы это определили?

Д. – От Снеговика осталось только два комка.

В. – Изменилось ли настроение у Снеговика?

Д. – Да, он стал грустным.

В. – Снеговик очень хочет попить воды, но не знает, из какой бутылки ему попить воды. Какая вода в бутылках?

Дети определяют наощупь, что в одной бутылке тёплая вода, а в другой – холодная.

В. – Какой же водой мы угостим Снеговика: тёплой или холодной?

Д. – Холодной.

В. - Почему Снеговику нельзя пить тёплую воду?

Д. – Он растает от тёплой воды.

7 ч. Опыт: «Лёд – это тоже вода».

В. – Ребята, что происходит с нашим Снеговиком?

Д. – Он продолжает таять.

В. – Ребята, как выглядит наш Снеговик теперь?

Д. – У него остался только один комок.

В. – Ребята, посмотрите, что вместо носа у Снеговика?

Д. – Сосулька.

В. - Сосулька – это лёд. Какой бывает лёд?

Д. – Холодный, прозрачный, хрупкий, блестящий, скользкий.

В. – Лёд – это тоже вода, но в твёрдом состоянии. Лёд, как и снег, боится тепла. Почему?

Д. – Потому что лёд тоже тает в тепле.

В. – Снеговик принёс сосулек, льдинок. Что произошло с сосульками в тепле?

Д. – Они тают.

В. – У вас на столах стоят стаканы с водой. В одном стакане тёплая вода, а в другом – холодная. На стакане с тёплой водой красный кружок, а на стакане с холодной водой – синий кружок. Возьмите льдинки и положите в холодную и тёплую воду. Понаблюдайте, в какой воде лёд растает быстрее: в тёплой или холодной?

Д. – Лёд растаял быстрее в стакане с тёплой водой.

В. – Представьте себе, что мы занесли в группу две сосульки: большую и маленькую. Как вы думаете, какая сосулька растает быстрее, а какая будет таять дольше?

Д. – Большая сосулька тает долго, а маленькая - быстрее.

В. – Ребята, мы можем сделать вывод: лёд – это тоже вода.

В. – Ребята, можно ли брать в рот сосульки? Почему?

Д. – Можно заболеть.

В. – А ещё вы любите кататься на коньках на льду, на ледяной дорожке. Как нужно вести себя там?

Д. – На льду надо быть осторожными.

8 ч. Зарисовывание результатов опытов на листе бумаги.

В. – Ребята, а куда делся наш Снеговик?

Д. – Он растаял.

В. - А что осталось вместо Снеговика?

Д. – Одна вода.

В. – Почему так произошло?

Д. –Потому снег – это вода. Снеговик растаял в тепле и превратился в воду.

В. – Сумел ли Снеговик погостить у нас в группе?

Д. – Нет.

В. – Скажите, где Снеговику было бы лучше и где бы он сохранился и остался целым?

Д. – На улице.

В. – Давайте нарисуем на листе бумаги то, что произошло со Снеговиком.

В. – Сначала Снеговик был из трёх снежных комков, но он начал таять и осталось только два снежных комка, потом – один комок, а потом и вовсе Снеговик исчез и превратился в воду.

Воспитатель вместе с детьми зарисовывают результаты опытов на бумаге,

заменяя действия символическими изображениями.

9 ч. Итог занятия.

В. - Что мы сегодня делали?

Д. – Наблюдали за Снеговиком, снегом и льдом, за тем, что происходит со снегом и льдом в тепле.

В. – Что же такое снег и лёд?

Д. – Это вода.

В. – Молодцы, ребята! Хотя Снеговику и не удалось погостить у нас в группе, мы с вами сделаем нового Снеговика на прогулке и будем продолжать наблюдать за снегом, льдом, снежинками.

Публикации по теме:

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Оформление конспекта НОД Уважаемые коллеги. Хочу с вами поделиться планом оформления НОД. Этот макет рекомендовали на курсах повышения квалификации. Он соответствует.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Новый год
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Методическая разработка НОД по познавательному развитию детей «Куда снег убежал?»
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 16:42
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...