Методическая разработка НОД по познавательному развитию детей «Куда снег убежал?»

Кырмызы Николаева
Методическая разработка НОД по познавательному развитию детей «Куда снег убежал?»

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования: «Детство»

Возрастная группа: старшая группа № 4

Тема: «Куда снег убежал

Цель: формировать представление о физических свойствах снега и

льда;

развивать интерес и стремление к познавательно - исследова –

тельской деятельности.

Интеграция образовательных областей:

Приоритетная область: «Познание» (Формирование целостной картины мира»)

Интегрируемые области: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество».

Задачи:

• подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и

состоянием снега и льда, свойства снега таять от любого источника тепла;

развивать умение использовать освоенные способы опознания свойств: объяснять связь снега и воды;

развивать умение заменять действия символическим изображением;

развивать наблюдательность, умение самостоятельно решать

познавательную задачу;

• воспитывать эстетическое отношение к зимним явлениям, стремление к здоровому образу жизни.

• формировать у детей знания о безопасном поведении на прогулках;

развивать воображение, ритмичность движений и умение сочетать их с пением слов.

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

Методы и приёмы:

Наглядные: показ, демонстрация.

Игровые: игровая ситуация, дидактическая игра, физминутка.

Практические: самостоятельная исследовательская деятельность детей, совместная со взрослым деятельность детей., продуктивная деятельность.

Словесные: беседа, ситуативный разговор, вопросы – ответы.

Формы организации: подгрупповая, в парах.

Средства обучения:

Демонстрационный материал: игрушка – Снеговик, картинки по теме: «Времена года», две миски со снегом и льдом, две пластиковые бутылки с тёплой и холодной водой, свеча, ложка.

Раздаточный материал: прозрачные стаканы с символическими кружками красного и синего цвета для холодной и тёплой воды, миски со снегом и льдом, бумага, карандаши, «снежки» для каждого ребёнка.

Предварительная работа:

• наблюдения на прогулке за снегом и льдом;

• чтение стихотворений, загадок;

• лепка снеговика на прогулке;

• рисование снежинок, сюжетных рисунков на тему: «Зима».

Индивидуальная работа: учить детей называть свойства снега и льда.

Словарная работа: холодный, белый, сверкающий, пушистый,

блестящий, скользкий.

Ход НОД:

1 ч. Д/игра «Чего не хватает?». Загадки о снежинках, снеге, снеговике.

Воспитатель выставляет три картинки и спрашивает детей?

В. - Какие времена года вы увидели на картинках?

Д. - Лето, осень и весну.

В. – Какого времени года не хватает?

Д. – Нет времени года – зимы.

Воспитатель добавляет 4-ю картинку с изображением зимы.

В. – Отгадайте загадки о зимних явлениях:

1. С неба сыплются пушинки, 2. Одеяло белое

Серебристые … снежинки. Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег)

2. Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза – угольки, зубы – сучки. (Снеговик)

2 ч. Беседа о зиме. Игровой момент со Снеговиком. Создание проблемной ситуации.

В. – Ребята, вы любите время года – зиму? Почему вам нравится зима?

Д. – Потому что можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках. Можно лепить снежную бабу, снеговика.

В. – Как – то раз на прогулке этой зимой мы слепили снеговика. Каждый день Снеговик встречает нас на участке. А сегодня утром я увидела, что наш Снеговик загрустил. Как вы думаете, почему?

Д. - Он устал стоять, он хочет встретиться с нами, ему скучно одному.

В. – Ребята, Снеговик рассказал мне, что ему грустно одному. Он попросился

погостить у нас в группе. Я его принесла, вот он – наш Снеговик. Вы рады встрече с ним?

Д. – Да.

В. – Посмотрите на Снеговика и скажите, какой он?

Д. – Он белый, холодный, добрый, весёлый.

В. – Почему Снеговик белый?

Д. – Снеговик сделан из снега, а снег - белый.

В. – Ребята, Снеговик рассказал мне, что однажды к нему на плечо села ворона, клюнула его и сказала, что он совсем не вкусный. Почему так сказала ворона?

Д. – Потому что у снега нет никакого вкуса.

В. – Да, ребята, хоть Снеговик и обиделся на ворону, но всё же мы знаем, что снег не имеет вкуса: он и не сладкий, и не солёный, он просто без всякого вкуса. Ребята, можно ли вам есть снег?

Д. – Нет.

В. – Почему?

Д. – Он холодный, грязный.

В. – Ребята, какое настроение у Снеговика?

Д. – Радостное, весёлое.

В. – Ребята, предлагаю вам понаблюдать, удастся ли Снеговику погостить у нас в группе и сохранится ли у него хорошее настроение.

В. – Ребята, посмотрите, наш Снеговик сделан из трёх снежных комков.

3 ч. Опыт: «Вода из снега».

В. – Снеговик принёс снега и для всех вас. Посмотрите, какой снег?

Д. – Блестящий, сверкающий, холодный, пушистый.

В. - Положите на ладошку немного снега. Что с ним произошло?

Д. – Он растаял.

В. – Во что превратился снег?

Д. – В воду.

В. – Почему растаял снег на ладошке?

Д. – Ладошка тёплая, снег растаял от тепла.

В. – Мы можем сделать вывод: снег - это вода. А в тепле снег тает быстрее.

Ребята, что же может произойти со Снеговиком в нашей тёплой группе?

Д. – Он может начать таять.

4 ч. Опыт: «Снег быстрее превращается в воду на горячем огне».

В. – Но больше всего Снеговик боится огня. И сейчас вы увидите, почему.

Посмотрите, во что может превратиться Снеговик на огне.

Воспитатель проделывает опыт: зажигает свечу, набирает ложку снега и начинает держать ложку над огнём горящей свечи.

В. – Теперь вы поняли, во что мог превратиться Снеговик?

Д. – В воду.

В. – Вывод: от горячего огня снег начинает таять быстрее и превращается в….воду.

5 ч. Физминутка: «Мы танцуем со снежками».

Мы танцуем со снежками,

Посмотрите все на нас.

Вот так топаем ногами:

Раз – два, раз – два!

А теперь снежки положим

Мы к Снеговику сюда.

И теперь в ладоши можно

Нам похлопать без труда.

Осторожно поднимайтесь,

Не забудьте взять снежок.

Поплясать теперь нам нужно,

Попляши и встань в кружок!

6 ч. Опыт: «Тёплая и холодная вода».

В. - Ребята, что произошло с нашим Снеговиком?

Д. – Он начал таять.

В. – Как вы это определили?

Д. – От Снеговика осталось только два комка.

В. – Изменилось ли настроение у Снеговика?

Д. – Да, он стал грустным.

В. – Снеговик очень хочет попить воды, но не знает, из какой бутылки ему попить воды. Какая вода в бутылках?

Дети определяют наощупь, что в одной бутылке тёплая вода, а в другой – холодная.

В. – Какой же водой мы угостим Снеговика: тёплой или холодной?

Д. – Холодной.

В. - Почему Снеговику нельзя пить тёплую воду?

Д. – Он растает от тёплой воды.

7 ч. Опыт: «Лёд – это тоже вода».

В. – Ребята, что происходит с нашим Снеговиком?

Д. – Он продолжает таять.

В. – Ребята, как выглядит наш Снеговик теперь?

Д. – У него остался только один комок.

В. – Ребята, посмотрите, что вместо носа у Снеговика?

Д. – Сосулька.

В. - Сосулька – это лёд. Какой бывает лёд?

Д. – Холодный, прозрачный, хрупкий, блестящий, скользкий.

В. – Лёд – это тоже вода, но в твёрдом состоянии. Лёд, как и снег, боится тепла. Почему?

Д. – Потому что лёд тоже тает в тепле.

В. – Снеговик принёс сосулек, льдинок. Что произошло с сосульками в тепле?

Д. – Они тают.

В. – У вас на столах стоят стаканы с водой. В одном стакане тёплая вода, а в другом – холодная. На стакане с тёплой водой красный кружок, а на стакане с холодной водой – синий кружок. Возьмите льдинки и положите в холодную и тёплую воду. Понаблюдайте, в какой воде лёд растает быстрее: в тёплой или холодной?

Д. – Лёд растаял быстрее в стакане с тёплой водой.

В. – Представьте себе, что мы занесли в группу две сосульки: большую и маленькую. Как вы думаете, какая сосулька растает быстрее, а какая будет таять дольше?

Д. – Большая сосулька тает долго, а маленькая - быстрее.

В. – Ребята, мы можем сделать вывод: лёд – это тоже вода.

В. – Ребята, можно ли брать в рот сосульки? Почему?

Д. – Можно заболеть.

В. – А ещё вы любите кататься на коньках на льду, на ледяной дорожке. Как нужно вести себя там?

Д. – На льду надо быть осторожными.

8 ч. Зарисовывание результатов опытов на листе бумаги.

В. – Ребята, а куда делся наш Снеговик?

Д. – Он растаял.

В. - А что осталось вместо Снеговика?

Д. – Одна вода.

В. – Почему так произошло?

Д. –Потому снег – это вода. Снеговик растаял в тепле и превратился в воду.

В. – Сумел ли Снеговик погостить у нас в группе?

Д. – Нет.

В. – Скажите, где Снеговику было бы лучше и где бы он сохранился и остался целым?

Д. – На улице.

В. – Давайте нарисуем на листе бумаги то, что произошло со Снеговиком.

В. – Сначала Снеговик был из трёх снежных комков, но он начал таять и осталось только два снежных комка, потом – один комок, а потом и вовсе Снеговик исчез и превратился в воду.

Воспитатель вместе с детьми зарисовывают результаты опытов на бумаге,

заменяя действия символическими изображениями.

9 ч. Итог занятия.

В. - Что мы сегодня делали?

Д. – Наблюдали за Снеговиком, снегом и льдом, за тем, что происходит со снегом и льдом в тепле.

В. – Что же такое снег и лёд?

Д. – Это вода.

В. – Молодцы, ребята! Хотя Снеговику и не удалось погостить у нас в группе, мы с вами сделаем нового Снеговика на прогулке и будем продолжать наблюдать за снегом, льдом, снежинками.

Публикации по теме:

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Оформление конспекта НОД Уважаемые коллеги. Хочу с вами поделиться планом оформления НОД. Этот макет рекомендовали на курсах повышения квалификации. Он соответствует.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Методическая разработка НОД по познавательному развитию детей «Куда снег убежал?»
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 16:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...
Сценарий осеннего утренника в средней группе «В осеннем лесу»
В ОСЕННЕМ ЛЕСУ. ( средняя группа) Дети под осеннюю песенку забегают в зал. Становятся полукругом. Ведущая: Наступила снова Осень, Птицы в теплый край...