Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей «Слышать, слушать, понимать друг друга»

Татьяна Касаткина
Семинар-практикум для родителей «Слышать, слушать, понимать друг друга»

Цель практикума: понимание роли игры в развитии навыков общения детей дошкольного возраста

Задачи:

-знакомство родителей с коммуникативными играми и их влиянием на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста;

-сплочение группы, совершенствование коммуникативных навыков родителей, создание положительного эмоционального климата;

-развитие умения анализировать конкретные педагогические ситуации, находить пути выхода из предложенных ситуаций.

Участники: педагоги детского сада, родители, дети

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Слышать, слушать, понимать друг друга“» размещена в разделах

Место проведения: групповая комната (музыкальный зал ДОУ)

Средства: рисунки, фотографии,

микрофон,

анкеты для родителей,

памятки для родителей

Способы: решение педагогических ситуаций,

игры,

мини-лекция,

художественное слово,

обсуждение анкет,

вопросы,

игра на рефлексию

Структура семинара – практикума :

1 этап: Мотивационный.

Игра «Волшебный микрофон»

Цель: вхождение в тему, привлечение внимания родителей к проблеме общения детей и взрослых, создание доброжелательной обстановки, располагающей к общению.

2 этап: Основной.

1. Анализ анкет «Как мы общаемся с ребенком».

Цель: выявление мнения родителей о необходимости общения с детьми, о развитии у дошкольников навыков общения.

2. Вступительное слово воспитателя.

Цель: вхождение в тему.

3. Анализ педагогических ситуаций.

Цель: осознание роли взрослых в развитии навыков общения у детей.

4. Мини-лекция «Роль коммуникативных игр в развитии навыков общения».

Цель: осознание роли коммуникативных игр в развитии навыков общения.

5. Мастер-класс «Играя, учимся общаться».

Цель: знакомство с игрой как средством развития коммуникативных навыков дошкольников.

3 этап: Рефлексия

«Синквейн».

Цель: выражение отношения к теме семинара-практикума.

Оформление. Помещение оформить детскими работами, фотографиями с детьми, играющими в коммуникативные игры. Включить спокойную, негромкую музыку.

Ход мероприятия.

1 этап. Мотивационный.

Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости, мы очень рады, что вы нашли время и посетили нашего семинара - практикума. Цель нашего мероприятия: научиться лучше понимать своих детей. И в этом нам помогут сами дети. Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о развитии коммуникативных умений детей. Как вы понимает что такое «Общение», «Коммуникативные умения»? У нас с вами есть «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Общение», «Коммуникативные умения».

(Родители по очереди передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает их).

1 этап. Основной.

1. Анализ анкет, обсуждение результатов анкетирования.

Цель: выявление мнения родителей о необходимости общения с детьми, о развитии у них навыков общения.

2. Вступительное слово воспитателя.

Цель: вхождение в тему.

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.

Общение ребенка-дошкольника с взрослыми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.

3. Решение педагогических ситуаций.

Цель: осознание роли взрослых в развитии навыков общения у детей.

В процессе общения у нас с детьми возникают разные ситуации. Подумайте и скажите, как бы Вы поступили?

1 ситуация

Однажды Гриша (4года) пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко разговаривал, спорил, затевал споры с товарищами по игре, отнимал игрушки и даже с трудом прислушивался к просьбам. В чем причина?

Вечером, когда отец пришел за сыном, мы решили выяснить у него необычность поведения ребенка. Отец сказал:

- Утром поспорили с женой. Из-за пустяка… Ссор у нас не бывает в серьез. А сын притих, все прислушивался, а потом сначала подошел ко мне и сказал: «Зачем маму обижаешь!», а затем к маме: «Зачем папу обижаешь!». А она взяла, да шутя и подшлепнула сына потихоньку. Конечно, не больно. Но он обиделся и всю дорогу капризничал.

Вопросы: Чем вызвано необычное поведение ребенка?

Возможные ответы родителей.

Воспитатель: В детях, как в фокусе отражается настроение родителей. Если взрослые веселы, уравновешены, то и дети спокойны, жизнерадостны. Особенно влияют на поведение ребенка эмоциональная атмосфера семьи, стиль отношения взрослых. Ребенок чутко улавливает малейшие семейные распри и по-своему глубоко реагирует на них.

Описанная ситуация подтверждает это: мальчик выведен из равновесия, конечно не тем, что его мать шутя подшлепнула. Его взволновало необычное поведение родителей.

2 ситуация

Мать в присутствии пятилетнего ребенка рассказывает о нем, каков аппетит, что ест с удовольствием, кого больше любит – папу, маму или бабушку, чем переболел, начиная со дня рождения. Конечно, не умалчивается и об игрушках – сколько их и какие они, как сумели «достать» такие диковинные. А потом о главном: что сын умеет, какой он «необычный ребенок», смышленый, цитирует его высказывания и в итоге говорит:

- Вот только непослушный, упрямый – ни каких авторитетов не признает, на все у него собственное мнение. Так, ответит, что и взрослый не придумает! Да и отца ни во что не ставит! И все от того, что не в меру смышлен.

Мать беспомощно разводит руками, поглядывая на сына, а тот отвернулся в сторону, будто не слышит.

Мальчик озорно посматривает по сторонам. Теперь он то и дело старается выкинуть какой-нибудь «необыкновенный номер» : лезет к маме в сумку, в карман, Целится ногой в воображаемый мяч, прерывает разговор взрослых.

Вопросы: Чем можно объяснить поведение мальчика? Почему ребенок, «ни каких авторитетов не признает»? Доступно ли в присутствии ребенка говорить о нем, что он «необычный ребенок», «отца ни во что не ставит»? Как это влияет на ребенка, какие качества формируются в нем?

Воспитатель: Разговор в присутствии ребенка всегда требует от взрослого особого такта. Недопустимо, чтобы он чувствовал себя в центре внимания, ибо это не содействует воспитанию в нем скромности, сдержанности. В данном случае мальчик слышит, как восторженно отзывается мать не только о его достоинствах («необычный ребенок», но и о его недостатках. Отсюда и соответствующее поведение ребенка: ему хочется привлечь внимание окружающих, доказать, что он действительно «необычный». Так развивается тщеславие, чувство исключительности, превосходство над сверстниками.

4. Мини-лекция «Роль коммуникативных игр в развитии навыков общения».

Цель: осознание роли коммуникативных игр в развитии навыков общения.

Один из способов развития коммуникативных навыков детей - коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Цель коммуникативных игр:

- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Значение коммуникативных игр:

- переживание радости со сверстниками, оптимистическое отношение к жизни,

умение ладить с людьми,

успешно решать жизненные проблемы,

добиваться поставленных целей.

Коммуникативные игры направлены на повышение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива, формирование положительного отношения к сверстникам.

5. Мастер-класс «Играя, учимся общаться».

Цель: знакомство с игрой как средством развития коммуникативных навыков.

Воспитатель: А теперь мы пригласим самых главных участников. (В зал входят дети, читают стихи).

1 ребенок: Нужны в общении слова.

И ты об этом знаешь.

И их направленность важна,

К кому их обращаешь.

2 ребенок: Мысли выразят слова,

Речь их подкрепляет.

Чем привлекут они тебя,

А может, напугают?

3 ребенок: Мамы и папы, бабушки и дедушки.

Сегодня мы покажем, как мы учимся общаться друг с другом с помощью специальных игр и научим вас этим интересным играм.

Дети и родители становятся в круг.

Ребенок: И первая наша игра называется «Ласковое имя»

Воспитатель: Цель: упражнение позволяет запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Ребенок: Мы будем бросать друг другу мячик. Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его и называет ласково по имени и, называет свое. И так по кругу.

Ребенок: Вторая игра «Солдат и тряпичная кукла»

Воспитатель: А это игра снятие агрессии и напряжения, наши дети очень любят эту игру.

Ребенок: Дорогие родители, вам нравится с нами играть, а хотите еще поиграть.

Ответы и высказывания родителей.

Ребенок: Тогда еще одна игра «Надежное падение»

Воспитатель: А это игра, знакома всем с детства, цель игры, формировать чувство единства и взаимного доверия. Нужно поделиться на пары взрослые со взрослыми, дети с детьми.

Ребенок: Один игрок падает, стоя к другому игроку спиной, а другой его ловит. Затем нужно поменяться местами.

Ребенок: Давайте потрем свои ладошки, а затем пожмем друг другу руки и почувствуем тепло близкого человека.

Воспитатель: Уважаемые родители, надеемся, что эти игры помогут вам лучше понять своих детей, а поможет вам в этом наша картотека коммуникативных игр (приложение 5).

3 этап. Рефлексия «Синквейн».

Цель: выражение отношения к теме семинара-практикума.

Воспитатель: На этой теплой ноте мы заканчиваем наш семинар - практикум. Надеемся, что вам понравились наши игры.

Сыграем в заключительную игру с интересным названием «Синквейн», в ней мы выразим свое отношение к теме нашего семинара-практикума в стихотворной форме.

Воспитатель объясняет правила составления синквейна

Предлагаются слова: общение, игра.

Пример: 1 строка – игра.

2 строка – какая? (увлекательная, интересная)

3 строка – что делает? (учит, увлекает, развивает)

4 строка – предложение (в ней дети познают мир)

5 строка – тезис (общение)

Молодцы, и ребята, и родители, хорошо справились со всеми заданиями.

Воспитатель: Подводя итоги нашей встречи, хотелось бы сказать что, коммуникативные игры направлены на повышение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива и установления понимания и более теплых отношений в семье, а также всех участников педагогического процесса, формирование положительного отношения к сверстникам и взрослым.

Публикации по теме:

Физкультурное занятие в рамках семинара-практикума для родителей с детьми Конспект открытого физкультурного занятия инструктора по ФК Гордеевой Ольги Юрьевны "Семинар-практикум для родителей с детьми младшей.

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Так важно понимать друг друга» Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Так важно понимать друг друга» Автор: Рудакова Маргарита Сергеевна, воспитатель.

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Методическая разработка «Учитесь слушать музыку» Методические рекомендации «Учитесь слушать музыку» Музыка занимает в нашей жизни большое место. Ни один праздник, ни одно важное торжественное.

Конспект занятия по развитию речи с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ «Терем-теремок» Методическая разработка конспекта «Терем — теремок» Развитие речи с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ + английский язык. Цель:.

Методическая разработка «Мы друг друга сумеем понять» (для детей старшего дошкольного возраста) Программное содержание: • Развивать диалогическую речь, смысловую сторону речи, разворачивать сюжет истории • Формировать умение устанавливать.

Плана-конспект родительского собрания на тему «ФГОС дошкольного образования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.

Методическая разработка родительского собрания «Книга — друг и учитель» «Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством». М. Горький. Много высказываний великих писателей.

Разработка семинара-практикума «Планета детства, орбита — семья». Приложение 3 (часть 1) Приложение 3 Разработка семинара – практикума «Планета детства, орбита – семья» (семинар проводится в музыкальном зале, без участия детей).

Разработка внеурочного мероприятия-практикума «Как найти друга» для обучающихся 5 класса песня «Настоящий друг». Надеюсь, что тема нашего разговора никого не оставит равнодушным! Человек – это существо общественное. Он не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Слышать, слушать, понимать друг друга»
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 22:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД