Папки-передвижки

Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста

Альбина Абраменко
Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста

Тема: «Формирование основ экологической культуры у детей 5-6 лет»

Автор: Абраменко Альбина Улугбековна, воспитатель

Пояснительная записка

Назначение 2017 года Годом экологии подтверждено официально указом президента РФ от 01.08.2015 под номером 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий». Во всем мире экологи бьют тревогу и утверждают, что наша природа гибнет с каждым днем. Россия не пожелала остаться в стороне и решила нацелить всеобщее внимание на эту важную проблему, касающуюся каждого из нас. Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.

Публикация «Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольниковчрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Наш город Нефтегорск находится в окружении трех заводов, которые оказывают на экологию негативное воздействие. Одной из экологических задач мы ставим - привлечение внимания взрослых и детей к данной проблеме. Разработанные нами мероприятия помогут нашему городу сохранить красоту и ценность природы.

Цель работы: Формирование основ экологической культуры через организацию совместной деятельности детей и взрослых. Задачи:

1. Образовательные:

• Знакомить детей с богатством природы;

Формировать у детей представления о необходимости сохранения окружающей

природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;

Формировать умение и навык наблюдать за природными объектами и явлениями.

2. Развивающие:

• Развивать познавательную активность и творческие способности детей;

Совершенствовать мыслительные операции: анализа, обобщения, сопоставления;

развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания,

восприятия;

• Развивать эстетические представления и художественный вкус детей.

3. Воспитательные:

• Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы,

осознание своей значимости в решении экологических проблем;

• Воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края.

• Воспитывать усидчивость, аккуратность, любознательность.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Формы работы с детьми

- Праздники и развлечения

- Экскурсии

- Опыты

- Наблюдения

- Экологические акции

- Чтение энциклопедической литературы

- Экологические занятия

- Участие в конкурсах

- Работа на огороде и цветниках

- Познавательная деятельность

Формы работы с родителями :

-Консультирование по темам: «Нужно детям закаляться», «Как закаливать свой организм», «Мои пернатые друзья», «Мой город», «Зачем нужна вода».

- Семинар-практикум на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми»

- Привлечение к участию в конкурсах, экскурсиях, оформление участка

- Участие в экологических проектах

Совместно были проведены следующие мероприятия:

Природоохранные акции

• Покормите птиц зимой!

• С каждого по зернышку.

• Сохраним ель – красавицу наших лесов.

• Здравствуйте птицы!

• День земли.

Экологическая ситуация в городе.

1. Покормите птиц зимой!

План проведения акции:

1. Занятие "Птичья столовая"

2. Изготовление кормушек для птиц родителями вместе с детьми.

3. Развешивание кормушек по близлежащей территории детского сада.

4. Ежедневная подкормка птиц.

5. Наблюдения за птицами и их повадками.

6. Ведение дневника наблюдений.

2. Сохраним ель – красавицу наших лесов.

План проведения акции:

1. Наблюдения за елью на участке дошкольного учреждения.

2. Занятие: «Сохраним ель - красавицу наших лесов»

3. Занятие: «Изготовление плакатов в защиту живых елей»

4. Общение со взрослыми по вопросам сохранения живых елей

5. Новогодний праздник вокруг искусственной елочки.

6. Украшение живой елочки на центральной площади города.

3. Здравствуйте птицы!

План проведения акции:

1. Занятие «Весна – красна».

2. Занятие «Птичий город на деревьях».

3. Изготовление скворечников родителями вместе с детьми.

4. Развешивание скворечников по близлежащей территории детского сада.

5. Наблюдение за заселением скворечников птицами.

4. День земли.

План проведения акции:

1. Занятие «Весна – красна».

2. Занятие «Кто больше всех радуется весне?»

3. Беседа о празднике «День Земли»

4. Праздник «День Земли»

5. Детский субботник (участвуют дети и родители всего детского сада).

5. Экологическая ситуация в городе.

План проведения акции:

1. Сезонные экскурсии по городу.

2. Беседы после экскурсии: «Почему в городе грязно?»

3. Занятие «Твой город - твое здоровье»

4. Посещение Детского музея.

5. Сбор информации вместе с родителями об истории города.

6. Выставка детских работ «Город глазами детей».

7. Мини-музей «Наш город».

Проекты:

Научно-практический проект «Выращивание кристаллов»

«Что такое вода»

«Наш город-Нефтегорск»

«Птицы»

«Огород на окне»

«Витаминный калейдоскоп»

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Опыт с водой», «Радуга в стакане», «Нефть –польза и вред», «Свойства воздуха».

Результат: Получение знания помогли научить детей и взрослых замечать изменения в природе, бережно к ней относиться.

В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение живой и неживой природы и ее значения в жизни человека, у детей формируются естественно - научные представления.

В ходе проведенных мероприятий дети, совместно со взрослыми создадут различные продукты деятельности (индивидуальные и совместные) : плакаты, рисунки, поделки, кормушки, кристаллы, вырастят живые цветы.

В своей работе я использовала в методы и приё мы педагогического воздействия: сюрпризные моменты, игровые образы, игровые ситуации. Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Основным этапом было проведение занятий по формированию экологического воспитания с использованием дидактических игр. Непосредственно образовательная деятельность была построена мною с учётом возрастных особенностей детей, составлена в игровой форме. В процессе её проведения, происходила постоянная смена видов деятельности. Дети принимали участие в непосредственно образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.

Используемая литература

1. Актуальность экологического воспитания дошкольников. С. Н. Николаева - Ниж. Новгород, 2013г.

2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2014г.

3. Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2013г.

4. Волошина О. Природа в воспитании добрых чувств у детей// Дошкольное воспитание. - 2010г. - №2.

5. Гончарова Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства, 2011г.

6. Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2005г.

7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей - М. : Издат. центр «Академия», 2014г.

8. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005г. N 7.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию элементарных экологических представлений (старшая группа) «Лед — вода — пар» Дидактическая задача. Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном.

Формирование элементарных экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста посредством экологических сказок ТЕМА: Формирование элементарных экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста посредством экологических сказок. В современном.

Конспект интегрированной ООД по формированию элементарных экологических представлений «Волшебные камешки» Пояснительная записка. Вид организации деятельности воспитанников: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная,.

Конспект НОД по формированию у детей элементарных экологических представлений Конспект НОД по формированию у детей элементарных экологических представлений. Диагностика экологических знаний. Образовательные задачи:.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа «492» Структурное подразделение.

НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста «Путешествие в Нетландию» НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста. Тема: «Путешествие в Нетландию» Задачи: • Закреплять.

Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений у детей подготовительных к школе групп. Сентябрь. 1.«Муравьи - санитары леса». Экскурсия на экологический объект «Муравейник». Расширять представление детей о роли муравьев в жизни.

Семинар «Формирование элементарных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста» 2017 год объявлен годом экологии в России. В связи с этим хочу представить Семинар для педагогов на тему: "Формирование элементарных экологических.

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «В стране насекомых» Конспект по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе. Тема: «В стране насекомых». Дата проведения: 15. 04.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 июня 2017 в 16:44
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД