МААМ-картинки

Методические рекомендации «Ознакомление старших дошкольников с народным костюмом родного края» (3 фото)

Ирина Ельцина
Методические рекомендации «Ознакомление старших дошкольников с народным костюмом родного края»

Методическая разработка

«Ознакомление старших дошкольников с народным костюмом своего края»

Методические рекомендации «Ознакомление старших дошкольников с народным костюмом родного края»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании порастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного воспитания разработан с учетом региональных национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, но не в каждом регионе существует система работы по формированию этнокультурной компетентности дошкольников. А именно в дошкольном возрасте, как отмечает Борис Михайлович Неменский «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к дереву культуры своего народа»[2]. Изделия народных мастеров вызывают у ребенка нравственно эстетические переживания, помогают увидеть своеобразие и миропонимание народа. Особенно ярко это отражено в народном костюме, который воспитывает художественный вкус, раскрывает характер русского человека. Знакомить детей с русским народным костюмом и народным костюмом своего края нужно через яркие, интересные и незабываемые формы работы в доступной для них форме.

Публикация «Методические рекомендации „Ознакомление старших дошкольников с народным костюмом родного края“» размещена в разделах

Из этого следует необходимость в разработке интересных мероприятий, педагогических технологий и создании условий для формирования знаний о народном костюме своего края.

1.2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

Данное мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Можно использовать и для детей младшего школьного возраста, как внеклассное мероприятие.

1.3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога

(связь с другими мероприятиями, преемственность)

С помощью данной методической разработки дети старшего дошкольного возраста обобщили и систематизировали знания и умения, полученные ранее на занятиях по познавательному развитию. Тема реализуется через все виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно - исследовательскую, музыкальную.

Представленная разработка – это практический материал, который может использоваться воспитателями, как отдельными элементами (дидактические игры и упражнения, так и в целом.

В школе, начиная с первого класса, можно отметить использование этой темы на уроках рисования и уроках по родному языку: «Во что одевались в старину»1.

Методическая разработка может использоваться при проведении открытых мероприятий, например, «День открытых дверей», так как есть возможность включения в данное мероприятие взрослых: родителей или педагогов района. Например, помощь в подготовке выставки старинных вещей, организации дефиле народного костюма своего края.

1.4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: Закрепление знаний детей о народном костюме Никольского района «Парочка».

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания детей о Никольском народном костюме «Парочка» и мужском костюме (порты, рубаха-косоворотка);

- Формировать умение называть и узнавать элементы украшения женского костюма «Парочка», мужского костюма и изображать их на картонных заготовках (кукла);

- Формировать умение составлять костюм «Парочка» из множества деталей, выкладывать на столе (моделировать, работать в паре;

- Мотивировать детей к самостоятельному подбору ткани и украшений (лент, кружев) для создания костюма «Парочка».

Развивающие:

- Развивать наблюдательность, мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений и практической деятельности;

- Развивать умение самостоятельно планировать свою работу;

- Развивать словарный запас детей (костюм «Парочка», кофта-баска, передник, воротник, складки, атласные ленты, кружево, лапти, кушак, рубаха-косоворотка, ткань - ситец, сатин, атлас);

- Активизировать в речи детей слова: «Парочка», «передник», «кофта-баска». «рубаха-косоворотка», «лапти», «портки», «кушак».

- Развивать ретроспективный взгляд на предметы одежды (старинный народный костюм Никольского района).

Воспитательные:

- Воспитывать желание создавать поделки своими руками, самостоятельность, интерес к экспериментальной деятельности, любовь к Родному краю.

Планируемые результаты:

- Развитие желания узнавать новое, навыков коллективной работы и работы в паре, формирование успешности и результативности деятельности;

- Развитие наблюдательности, логического мышления, навыков анализа и синтеза.

1.5. Форма проведения, обоснование ее выбора

Данное мероприятие, организованная образовательная деятельность, проводится в игровой форме, где соревнуются пары, за правильный ответ получают фишку, в конце занятия подсчитываются фишки-лапти, самые активные участники первыми получают медальки – умники и умницы. Вторая часть занятия - практическая деятельность: народный костюм Никольского района для куклы, создание и украшение бумажных элементов костюма кружевом, лентами, стразами. Дети вырезают самостоятельно по шаблону элементы костюма для куклы и украшают. В мероприятии много практических методов, которые обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы.

1.6. Педагогическая технология, методы и приемы

Вся деятельность, организуемая с детьми в данном мероприятии, основана на технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

Используются следующие методы и приемы:

Игровой метод (хороводная игра, использование дидактических игр)

Метод экспериментирования,

Практический метод (изготовление кукол в костюмах,

Рассматривание,

Создание ситуации успеха,

Поощрение творческой активности детей,

Предоставление возможности каждому ребенку задать вопрос взрослому или другому ребенку,

«Намеренная ошибка»,

Моделирование,

Рефлексивный анализ,

Физминутка,

Обращение к образцу,

Работа в парах.

1.7. Ресурсы необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Кадровые

Педагог, знающий историю своего края, историю появления костюма «Парочка», владеющий ИКТ- компетенциями.

Материально-технические

Демонстрационный материал: красиво упакованный USB -флеш - накопитель, видео «Матица, народный костюм «Парочка», куклы вНикольском народном костюме «Парочка», экспонаты – старинные женские и мужские народные костюмы, бумажные и картонные заготовки – куклы и элементы одежды, образец готового изделия – куклы картонные в народных костюмах, указка для выставки.

Раздаточный материал: дидактическая игра «Составь «Парочку», «Что носили раньше, что сейчас», цветные ситцевые и сатиновые (и другие виды плотной ткани) лоскуты ткани, ленты атласные цветные и кружево, элементы старинного народного костюма «Парочка», бумажные и картонные заготовки

– куклы и элементы одежды шаблоны (для мальчиков и девочек), маркеры цветные, цветные восковые мелки, клей, ленты, кружево, скотч двусторонний, ножницы, штампики, доска для лепки.

1.8. Рекомендации по использованию методической разработки

На основе данной методической разработки можно спланировать организованную образовательную деятельность, или другое мероприятие, с детьми 5-8 лет по ознакомлению с народным костюмом своего края, чуть изменив игровой материал, в соответствии с особенностями своей малой родины. Если в мероприятии вы планируете задействовать родителей или педагогов района, то заранее, в приглашении, нужно предупредить их об участии в мероприятии, о том, что нужно принести народный костюм парочка или его элемент.

Рекомендуемый план проведения мероприятия:

1. Организационный момент. Просмотр видео «Матица», Никольский народный костюм «Парочка»;

2. Рассматривание выставки «Народный костюм Никольского района» или демонстрацию - дефиле парочек (показ взрослыми, гостями или родителями, беседа (из какой деревни Никольского района, чем украшена).

3. Закрепление знаний о женском народном костюме Никольского района «Парочка» и мужском костюме. Работа в парах:

- «Собери «Парочку» и расскажи, чем она украшена» (Приложение №1);

- «Что носили раньше – что сейчас» (Приложение №2);

- Экспериментирование «Подбери ткань и элементы украшения для создания парочки»;

- Д/и «Чего не стало?»;

- Народная игра «Оленем» (Приложение №3).

4. Физминутка, русская народная песня с движениями «На горе-то калина»;

5. Практическая деятельность: народный костюм Никольского района для куклы, создание и украшение бумажных элементов костюма кружевом, лентами, стразами. Дети вырезают самостоятельно по шаблону элементы костюма для куклы (Приложение №4);

6. Итог.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

Предварительная работа: ООД «Народный костюм», беседа «Народный костюм Никольского района «Парочка», дидактическая игра «Составь костюм «Парочка», народная игра Никольского района «Оленем», разучивание русской народной песни «На горе-то калина». Организация выставки народного костюма «Парочка» с помощью родителей.

2.2. Описание проведения мероприятия

Организованная образовательная деятельность

«Народный костюм Никольского района «Парочка»

1 часть. Организационный момент:

Ребята, посмотрите, что сегодня утром дала мне наша заведующая, сказала, что это для ребят группы и для меня. (воспитатель показывает сверток с флеш-накопителем) Что это? (распаковываем сверток) Хотите узнать, что там? Тогда присаживайтесь на свои места и вместе посмотрим. (просмотр видео «Матица»).

2 часть. Рассматривание экспонатов выставки «Народный костюм Никольского района».

Воспитатель: Ребята, что мы увидели?

Дети: Никольский народный костюм «Парочка»

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Одета кофта-баска, сарафан, передник-фартук.

Воспитатель: Да вы правильно сказали это наш Никольский костюм «Парочка», а все это происходило в городе Вологде, там были продемонстрированы костюмы со всей нашей Вологодской области. Посмотрите сегодня на наших гостей и выставку, во что одеты гости?

Дети: Народный костюм «Парочка» и рубаху – косоворотку.

Воспитатель: Давайте попросим их продемонстрировать костюмы, которые они принесли. (Дефиле парочек, показ взрослыми, гостями под русскую народную мелодию).

Воспитатель и дети задают вопросы гостям: - Из какой деревни Ваш костюм? Чем украшен?

3 часть. Закрепление знаний о женском народном костюме Никольского района «Парочка» и мужском костюме. Работа в парах:

Воспитатель: Ребята, а давайте разделимся парами и поиграем, покажем нашим гостям, что мы знаем о народном костюме Никольского района, согласны?

«Собери «Парочку» и расскажи, чем она украшена»;

Воспитатель: Первое задание такое: каждой паре нужно из предложенных карточек собрать «Парочку», рассказать чем она украшена и куда можно было так нарядиться. (фишка за правильный ответ)

Дети(отвечают в паре по очереди): Наша «парочка» красного цвета, кофта-баска и сарафан, а фартук белого цвета. Украшена кофта-баска кружевом белым и голубыми атласными лентами, Внизу сарафан украшен тоже голубой атласной лентой. Фартук украшен белым кружевом и вышивкой. (фишка за правильный ответ)

«Что носили раньше – что сейчас»

Воспитатель: Второе задание, каждой паре нужно определить по современному элементу одежды и что носили раньше, рассказать об этом предмете, что вы знаете. (фишка за правильный ответ)

Дети: У нас пара современные туфли-обувь и лапти. Лапти- это тоже обувь, только старинная, такую обувь носили очень давно и зимой, и летом.

Экспериментирование «Подбери ткань и элементы украшения для создания парочки»;

Воспитатель: Ребята я приглашаю вас в магазин тканей. Третье задание, нужно подобрать ткань и элементы украшения для костюма «Парочка» и рассказать, почему вы выбрали именно эту ткань и украшения. (Дети в паре решают какую ткань выбрать и украшения, затем присаживаются на свои места и рассказывают, что выбрали)

Дети: Мы выбрали желтую ткань в белый горошек для сарафана и кофты-баски, фартук у нас будет синего цвета и украшен желтой атласной лентой, для украшения кофты баски и сарафана мы взяли синие ленты и белое кружево. Эти ткани хорошо сочетаются по цвету.

- Д/и «Чего не стало?»;

Воспитатель: Сейчас игра на внимание, чего не стало, закрываем глаза и открываем по моему сигналу. (фишка за правильный ответ)

Дети: Не стало сарафана.

Воспитатель: Давайте посчитаем ваши фишки, у кого больше? Я вижу, что вы все знатоки русского костюма, хотите немного отдохнуть и поиграть в игру «Оленем»?

- Народная игра «Оленем»(на закрепление названий элементов народного костюма, каждый ребенок берет себе по одному элементу костюма)

4. Физминутка.

Русская народная песня с движениями «На горе-то калина» Воспитатель: Для гостей мы подготовили музыкальный номер.

5. Практическая деятельность: народный костюм Никольского района для куклы, создание и украшение бумажных элементов костюма кружевом, лентами, стразами.

Воспитатель: Ребята, вы многое знаете о народном костюме, а хотите сами его создать современную модель костюма «Парочка», тогда приглашаю всех за стол, сделать костюмы для кукол Танечки и Ванечки, мальчики делают мужской костюм, девочки женский. Посмотрите, что у вас дано для украшения, что не использовалось раньше, в старину?

Дети: Стразы.

(самостоятельная работа детей в парах, помогают, по надобности друг другу)

Итог.

Что нового вы узнали?

Что научились делать?

Для чего, это пригодится вам в жизни?

Все ли у вас получилось?

Что было самым трудным?

Что расскажите дома родителям?

Давайте посчитаем у кого сколько фишек и наградим медалями самых активных. (первыми получают медальки самые активные)

Воспитатель: Хотите мы организуем из ваших кукол выставку для родителей и гостей нашего детского сада (делаем выставку кукол на стенде в раздевальной комнате)

2.3. Список использованной литературы и источников

Список литературы:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. –СПб. : Детство – Пресс, 2002.

2. Косарева В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 - 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012.

3. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд-М. : Просвещение, 2005 -156 с.

4. Тихомиров С. А. «Никольская старина»: Исторические и этнографические очерки / Вологда: «Древности Севера», 2000

Источники интернет:

5. https://e-koncept.ru/en/2017/170044.htm Моя статья в научно-методическом журнале «Концепт», Ельцина И. В. Создание условий для знакомства дошкольников с бытом и культурой на основе краеведческого материала.

Приложение

Приложение №1

Дидактическая игра «Народный костюм Никольского района «Парочка»»

Фото «Ознакомление старших дошкольников с народным костюмом родного края»

Цель: знакомство с народным костюмом Никольского района «парочка».

Материал: картинки с изображением фартуков, сарафанов и кофты «баски» из различных тканей и украшенных разнообразными лентами и кружевом.

Число участников игры: 2-4 человека.

Описание игры: игрокам раздаются картинки с кофтой - баской, нужно подобрать подходящий сарафан и передник. «Парочки» бывают разные не только по цвету ткани, но и по составу (простая и передняя, главное, чтобы два элемента костюма были одного цвета, простая парочка (кофта и сарафан, передняя парочка кофта и передник.

Итог игры: Выигрывает тот, кто соберет больше пар.

Игру нашла в книге: И. С. Слепцова, И. А. Морозов «Не робей, воробей!» Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. Москва, 1995 год.

В данной игре можно знакомить детей с устаревшими словами никольского района, предметами одежды, закреплять навыки движения под русскую народную мелодию, воспитывать дружеские взаимоотношения, создать радостную атмосферу праздника.

Приложение №2

Карточки для игры «Что носили раньше, что сейчас»

Приложение №3

Хороводная игра «Оленем» Никольский район

(для детей от 6 лет и старше)

Количество игроков от 6 и более.

Правила: выбранного игрока сажали в центр круга, на стул, а все остальные ходили вокруг, обхвативши друг друга за талию или взявшись за руки и пели:

Речевой текст: «Сидит олень, сидит молодой,

Под кустиком, под орешником.

-Тепло ли те олень?

- Мне-ко ночь тепло.

Мне-ко день студено!

-приведите-ка оленя.

Принакушкайте, принакулешкайте!

Со девушки платок,

С молодушек венок,

Со старой со старушки,

Со шуреночка,

С малого ребеночка,

Рубашка с плеч.

Каждый из игроков клал на голову «Оленя» платок или шапку, прикрывал его.

«Олень» получал что-нибудь от каждого игрока.

Подведение итогов игры:

Олень вставал, брал первый попавший платок или шапку и напевал:

«Уто чье это добро

Толочу я волочу.

Я на тогргсволоку

Да за денежку продам!

Хозяин добра, выйдя в круг, отвечал:

«Я не дам толочить,

Я не дам волочить,

Я повыскочу, повыпляшу!

Плясал по кругу «русского». За что олень возвращал ему платок или шапку.

Современный вариант игры:

В игре использую различные элементы старинной одежды (платки, шали, картузы, лапти, кушаки,венчики, которые дети называют во время игры (когда наряжаются).

Если много игроков, то «Олень» берет по несколько вещей, и в центре танцуют сразу несколько детей.

Включаю аудиозапись веселой русской народной мелодии, и в кругу ребенок исполняет элемент русского народного танца.

Приложение №4

Шаблоны кукол и элементов народного костюма.

Методические рекомендации - фото
Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Русское наследие очень важно для развития маленького человека. Любая образовательная программа дошкольного воспитания включает в себя темы.

Конспект совместной образовательной деятельности в младшей группе «Чьи бусы. Ознакомление с птицами родного края»Конспект совместной образовательной деятельности в младшей группе «Чьи бусы. Ознакомление с птицами родного края» Конспект СОД в младшей группе «Чьи бусы» Разработали:Ирина Николаевна Ардашева, музыкальный руководитель I категории, Елена Александровна.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Ознакомление старших дошкольников с народным костюмом родного края»
Опубликовано: 28 января 2024 в 22:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД