МААМ-картинки

Методическая разработка раздела образовательной программы

Екатерина Бубнова
Методическая разработка раздела образовательной программы

Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства.

Публикация «Методическая разработка раздела образовательной программы» размещена в разделах

Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и реализуются первые проявления творчества.

У современных детей фантазии и воображения более чем достаточно. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.

Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и

воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенса-

ции зрительной недостаточности. Детям, имеющим нарушения функций зрения, нелегок путь познания. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности, необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их характерные признаки.

Процесс рисования сказывается на детях весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.

Доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия

- внимания, усидчивости

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмо

циональной отзывчивости.

Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира в нетрадиционной технике рисования или с нетрадиционными материалами, ребенок получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством. В совместном творчестве с детьми, используя нетрадиционные материалы и техники, ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы совместной деятельности и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Все это говорит о том, что с детьми, страдающими нарушением зрения, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных приемов изображения.

Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, т. е. позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

Цели и задачи

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» посредством использования нетрадиционных техник и материалов направлено на достижение целей формирования у детей с нарушением зрения первоначальных изобразительных навыков и умений, интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

• знакомство детей с различными изобразительными материалами и разнообразными технологиями исполнения;

• совершенствование навыков изодеятельности посредством внедрения новых техник;

• развитие графических умений, ориентировка в ограниченной плоскости;

• формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

• формирование нравственных качеств личности, эмоциональной отзывчивости к изобразительной деятельности;

• формирование сенсорных эталонов;

• формирование предметных представлений и способов обследования предметов,

• развитие восприятия сюжетных изображений;

• развитие осязания и мелкой моторики.

• формирование, уточнение и обогащение представлений об объектах окружающего мира;

• развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала детей с нарушением зрения 5- 7 лет

Психофизическое развитие слепых детей имеет те же закономерности, что и развитие детей с нормальным зрением, но отсутствие ряда зрительных образов, визуальной ориентировки не может не сказываться на социальном опыте ребенка, его понимании окружающего мира.

Так как зрение в значительной степени управляет развитием моторики и обусловливает общение с окружающими, то крайне необходимо стимулировать функциональное развитие разных органов чувств. Только при условии грамотно построенной работы родителей и тиф-лопедагогов с ребенком можно скорректировать отклонение в развитии ребенка.

Изобразительная деятельность тесно связана с умственной деятельностью ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами, а также со специфическими особенностями, которые обусловлены зрительной патологией.

При нарушении зрения у дошкольников страдает восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование представлений об окружающем. Именно поэтому необходима предварительная работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов при обследовании предмета, его качеств и свойств. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта способствует более полному формированию предметных представлений. Таким образом происходит развитие аналитико-синтетической деятельности: способности видеть отдельные свойства предмета и объединить их в целостных образ.

Изобразительной деятельности всегда предшествует наглядно - практическая. Это могут быть сюжетно-ролевые и дидактические игры, наблюдения на прогулке, экскурсии. Целесообразно использование следующих игр и упражнений:

1. Сравнение предметов и их изображений (нахождение сходства и отличия) .

2. Соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений и реальных объектов.

3. Обводка по контуру, силуэту, трафарету.

4. Определение и поиск недостающих деталей в изображении.

5. Определение и устранение ошибок и неточностей в изображении.

Необходимо помнить о том, что дети со зрительной патологией зачастую не умеют пользоваться своим нарушенным зрением. Кроме того, для них характерно нарушение зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточных зрительный контроль за движением рук. Именно поэтому необходимо повышать уровень сформированности навыков обследования. Выделяют следующие этапы обследования предмета:

1. Характеристика предмета педагогом.

2. Анализ основных частей и деталей предмета детьми.

3. Соотнесение выделенных частей с сенсорными эталонами цвета, формы и величины.

4. Определение строения предмета, определение пространственного положения всех составных частей.

5. Повторное восприятие предмета в целом.

Объект для обследования должен быть достаточно крупного размера, яркого цвета, контрастно выделяющимся на фоне. Желательно, чтобы дети могли тесно контактировать с объектом.

Важное значение имеет организация осязательного обследования предмета. Педагог берет обе руки ребенка в свои и показывает, как обхватить предмет обеими руками, как продвигать руки сверху вниз, демонстрирует способы действия пальцами при осязании.

В процессе осязательного обследования дети анализируют округлость формы, наличие граней, углов, плоскости, вогнутости и другие осязательные признаки предмета.

Большие трудности возникают у детей с нарушениями зрения при восприятии и отображении пространственных отношений предметов. Понимание и правильный перенос пространственных признаков предмета на плоскость листа во многом зависит от того, как организованы занятия по рисованию. Необходимо развивать восприятие перспективы через наблюдение объектов вблизи и вдали. Дети учатся понимать таким образом величину предметов в зависимости от их расположения в пространстве. Для этого следует подбирать иллюстрации, на которых можно показать изображение перспективы. Например, дома вдали очень маленькие, а на переднем плане люди - по размеру больше, чем дома.

На занятиях по рисованию для коррекции и развития цветовосприятия дети упражняются в различении, назывании цвета, учатся воспринимать цветовую гамму. При некоторых видах глазных патологий нарушается цветоразличение и цветовосприятие, поэтому рассматривание цвета в реальных предметах способствует обогащению опыта и знаний о цвете. Дети определяют цветовую насыщенность, тональность и контрастность в окраске предметов. Когда ребенок затрудняется в подборе красок, ему на помощь приходит педагог, который учит его способам получения нужного цвета, тональности, насыщенности в изображении. Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное влияние на ребенка с нарушением зрения, поэтому педагог учит детей ориентироваться в эталонах цвета соответственно спектру цвета. При этом он обращает внимание детей на то, что цвет является одним из выразительных средств, используемых в изображении, и им надо правильно пользоваться.

Таким образом, можно говорить о том, что изобразительная деятельность в целом и подготовительная работ к ней в частности является важным средством развития и коррекции зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Это касается таких важнейших разделов как :

- формирование сенсорных эталонов;

- формирование предметных представлений и способов обследования предметов,

- восприятие сюжетных изображений;

- развитие осязания и мелкой моторики.

Подобный комплексный подход является залогом успешности коррекционного процесса.

Публикации по теме:

Аппликация из мятой бумаги и жгутиков «Дерево на пригорке». Кружок «Умелые ручки»Аппликация из мятой бумаги и жгутиков «Дерево на пригорке». Кружок «Умелые ручки» На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребта получают информацию о разноообразии окружающего мира, уточняют свои.

Рисование с применением нетрадиционных материалов и техникРисование с применением нетрадиционных материалов и техник (пальчиками, кистью с поролоном на конце, ватной палочкой) Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка раздела образовательной программы
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 23:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД