МААМ-картинки

Методическая разработка речевых игр «Семья слов» (5 фото)

Юлия Цыбирганова
Методическая разработка речевых игр «Семья слов»

Я работаю учителем-логопедом в группе детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы – фонетики, лексики, грамматики, а также, как правило, высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, внимания.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня,имеют бедный словарный запас. По результатам логопедического обследования и мониторинга выясняется, что дети не понимают и не знают значения многих слов, их словарный запас качественно отличается от нормы речевого развития. Дети с общим недоразвитием без предварительного обучения самостоятельно не выполняют задания по выполнению упражнений на словообразование. Целью работы по ознакомлению дошкольников с родственными словами- является установление родственных связей между однокоренными словами.

Публикация «Методическая разработка речевых игр „Семья слов“» размещена в разделах

План последовательного ознакомления детей с ОНР

с родственными словами :

1. Наблюдения, подводящие детей к осознанию родственных слов тексте;

2. Упражнения в определении родственных слов в тексте;

3. Упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор;

4. Упражения,направленные на использование родственных слов детьми с собственной речи (составление предложений с заданными словами, пересказ текстов,составление рассказов).

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова-родственники не просто имеют похожую часть,но и должны быть связаны по смыслу. Детям предлагаю стихотворение:

Мы слова похожие,

Как родственники схожие.

Мы живём одной семьёй,

Поиграть хотим с тобой.

Мною разработаны речевые игры «Семья слов» по подбору родственных слов по темам и изготовлены пособия к ним:

Возрастная направленность -старший дошкольный возраст

Рекомендации по использованию: использовать в НОД в образовательной области- коммуникация,познание

Цель: познакомить с понятием «родственные слова» по темам: «Грибы», «Цветы» «Рыбы», природными явлениями- дождь,вода

Задачи: активизировать предметный словарь, словарь- признаков,глагольный словарь, развивать чувство рифмы и логическое мышление,речеслуховую память, внимание

Материал: предметные картинки с изображением родственных слов на силуэтах предметов (по темам) ,панно -грибная полянка, небо, земля, аквариум, цветочная полянка.

Ход игры:(вариант задания)

Педагог предлагает подобрать к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию,загадкам. Затем педагог читает стихотворение и просит выделить родственные слова из него.

1группа: Гриб (грибок, грибочек, грибник, грибной, грибище, грибница)

Как – то раннею порой вдруг полился дождь… грибной

И из дома в тот же миг в лес отправился…. грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… .грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… .грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… .грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле- грибница.

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков и грибков,

А тому,кто долго ищет,попадется и …грибище.

2 группа: Дождь (дождик,дождинка,дождевой,дождевик, дождевой, дождить)

Дождь осенний задождил,

Всю листву дождем умыл.

Мы по лужам дождевым

Скачем по дорожке,

На плечах- дождевики,

На ногах- сапожки.

День дождливый, ну и пусть!

Не страшны тоска и грусть!

Мы дождинки на лету

Соберем в ладошки,

Пусть осенний дождик льёт,

Пляшут наши ножки….

3группа:Вода (водоём,водяной,водолаз,водичка,водопад,водица,водовоз,водопой)

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

4группа: Рыба (рыбак,рыболов,рыбный,рыбалка,рыбачка,рыбёшка,рыбина,рыбачит)

В Подмосковье у реки

Ловят рыбу рыбаки.

Здесь рыбачка, там- рыбак,

На крючке сидит червяк.

Ну,а юный рыбачок

Сажает муху на крючок.

На рыбалке не кричат,

А рыбачат и молчат.

Ты ловись,рыбёшка, рыбка, не зевай!

Червячков, личинок, блёсны- всё хватай!

Будут рыбу жарить, парить и солить,

Будут вкусный рыбный суп-уху варить.

А самый главный рыболов

Подсчитать не смог улов.

5группа:Цветок (цветочек,цветик,цветник,цветовод,цветочница. цветные,цветы)

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая,цветущая,

Ну а тётушка у нас -цветочница поющая.

Работа с пособиями:

Объясняя детям, что в каждом стихотворении «спрятались» слова- родственники,что они похожи на главное слова,помещаю его в центр панно (грибная полянка, небо, земля, аквариум, цветочная полянка).Стихотворение читается второй раз и совместно с детьми выделяются родственные слова, а на панно прикрепляются новые картинки на предметах (грибочки. дождевые капли,тучки, рыбки, цветочки).Затем детям предлагается самостоятельно назвать слова- родственники к главному слову.

После того, как дети начнут легко узнавать родственные слова, научатся выделять на их группировку и самостоятельный подбор. Детям предлагается закончить рифмованные строчки нужными словами- родственниками. Умение быстро подбирать родственные слова говорит о том, что дети глубже начинают осознавать их значение и смысловые связи между ними.

Придумала я три словечка :

Река, реченька и речка.

Ну а хитренький мальчонка

Подсказал слово….(речонка).

Бородатый старичище

Вдруг назвал слово (речища).

А с косичками девчушка

Слово вспомнила (речушка).

У реки песок какой?

Все ответили - (речной).

На реке цветы какие?

Ну, конечно же (речные).

А вода в реке какая?

Ясно всем,она ….(речная).

Раз. два, три,четыре, пять!

Пора родственников звать!

Рекомендации по использованию:

Рекомендовано включать в НОД по развитию речи для детей старших и подготовительных к школе групп при знакомстве с определёнными лексическими темами. Предлагаемые задания имеют разную степень сложности. Знакомство с родственными словами можно начать в старших группах, затем цикл продолжить в подготовительных группах. Можно использовать виды нетрадиционного оборудования – (прищепки) для закрепления родственных слов в стихотворениях.

В процессе лексико - грамматических игр и упражнений с родственными словами дети лучше усваивают количество новых слов (обогащение словаря,новые смысловые оттенки форм слов. Они начинают употреблять новые слова в словосочетаниях и предложениях. Это повысит эмоциональный и интеллектуальный уровень детей.

Рекомендовано использовать в работе с дошкольниками воспитателям логопедических и массовых групп.

Методическая разработка речевых игр «Семья слов»
Фото «Семья слов»
Методическая разработка речевых игр - фото
Фото №1 Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уровня имеют бедный словарный запас Фото №2 По результатам логопедического обследования и мониторинга выясняется что дети не понимают и не знают значения многих слов их словарный запас качественно отличается от нормы речевого развития
Публикации по теме:

Игры на развитие фонематического слуха.Игры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.

Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с ЗПР авторы: учитель - дефектолог: Ларионова В. А педагог - психолог: Белокриницкая В. Н. музыкальный руководитель: Белова О. Е. С каждым годом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка речевых игр «Семья слов»
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 17:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД