Лучший педагог года

Методическая разработка «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»

Евгения Журбина
Методическая разработка «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»

Методическая разработка

«Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»

Журбина Евгения Викторовна

старший воспитатель

Методическая разработка

«Люби и знай свой край.»

Введение.

Публикация «Методическая разработка „Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО“» размещена в разделах

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подражающего поколения нравственно моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству. Начиная работу по патриотизму воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные,социальные, экономические особенности региона, где он живет. Одно из наиболее эффективных средств развития и воспитания детей — обращение к традиционной русской культуре. Детская душа очень чувствительна к родному слову, красоте нашей природы, народной музыке, поэтому русская культура должна стать для ребенка началом, порождающим личность. Элементы такой культуры являются составной частью мира взрослых и в то же время доступны каждому ребенку. Знакомясь с ней, ребенок осваивает опыт предыдущих поколений. Народная культура — основа воспитания. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без использования исконных методов и приемов народной педагогики. Ведущая роль в возрождении национальной культуры принадлежит детскому саду, как первой ступени образования. Освоение наследия традиционной отечественной культуры состоит для нас в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, истории и культуре страны.

Основу жизненного цикла составляет народный календарь, работа в соответствии с которым дает возможность ребенку лучше ориентироваться во временных понятиях. Периодичность повторения различных праздников и событий позволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, с постепенным усложнением и углублением.

Объем содержания по каждой теме можно варьировать в зависимости от уровня знаний педагога и подготовленности детей.

Методическая разработка «Люби и знай свой край.» преследует цель: заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, помочь ребенку ощутить духовную жизнь своего народа.

В ходе ее реализации решаются следующие задачи:

— создать условия, помогающие воспитывать интерес к русской народной культуре, русскому языку посредством сказок, потешек, пословиц, поговорок, считалок, загадок, закличек, приобщая детей к нравственным общечеловеческим ценностям;

знакомить дошкольников со всеми видами русской народной культуры: от архитектуры до живописи и орнамента; от танца, сказки, музыки — до театра;

— воспитывать любовь к своей семье, интерес к прошлому и настоящему нашей Родины, уважение к культуре других народов.

Материал по региональному компоненту можно включать в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой.

1. Устное народное творчество

2. Цель: формировать интерес к русскому языку, обогащать речь детей «жемчужинами» русского фольклора.

Сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, заклички, лучшие произведения русских писателей и поэтов, рассказы о защитниках земли русской способствуют увеличению словарного запаса детей, посредством ознакомления с новыми словами. Формируют нравственные качества, так как каждое произведение несет в себе духовно-нравственный потенциал, учит детей рассуждать и анализировать происходящее.

3. Народный быт

Цель: ввести детей в неповторимый мир народного быта путем его действенного познания.

Задачи:

— познакомить с предметами домашнего обихода, мужским и женским костюмами, особенностями интерьера крестьянской избы, хозяйственной утварью, орудиями труда, их названием и назначением;

— подчеркнуть историческую преемственность с современными аналогами.

Работа по народному календарю, связанная с временами года, позволяет не только научиться видеть красоту окружающего мира, но и стать его активным преобразователем.

4. Народные промыслы

Цель: стимулировать детское творчество путем ознакомления дошкольников с разными видами народно-прикладного искусства, с историей игрушки в России.

Задачи:

— учить составлять простейшие композиции, отличать предметы прикладного искусства от других видов изобразительного искусства;

— знакомить с глиняными, деревянными, игрушками, тряпичными куклами-скрутками;

— приобщать к основам рукоделия.

5. Музыкальный фольклор

Цель: знакомить с разными народными музыкальными жанрами и музыкальными инструментами.

Задачи:

- знакомить с хороводными, колыбельными, лирическими, плясовыми песнями, народными музыкальными инструментами (дудкой, гуслями, балалайкой, гармонью, трещотками, гудками, свистульками, ложками, бубенцами); с календарно-обрядовыми и семейно-бытовыми праздниками;

— учить исполнять народные танцы.

5 Народные игры

Цель: формировать навыки здорового образа жизни.

Задачи:

— знакомить с доступными народными способами укрепления здоровья, народными играми;

- развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость; проводить спортивные праздники, досуги на основе народного календаря.

Заключение.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Использование в образовательном процессе компонентов национальной культуры открывает широкие возможности в развитии дошкольника.

В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своей страны своего края. Региональный компонент выступает средством формирования в детях чувства любви к малой родине, закладывает крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории, культуре, обычаям и традициям родного края.

Основным содержанием регионального компонента является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к истории своего народа,

эмоционально, с желанием и собственно детской инициативой познавали традиции и особенности культуры своего города; проявляли искренне заинтересованное внимание к культуре, природе родного края, людям, которые живут рядом и нуждаются в помощи и поддержке.

Диагностика детей показала, что у них появился интерес к краю, где они живут. Этот интерес проявился в детских рассказах, рисунках, от детей он передаётся и родителям. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Публикации по теме:

Региональный компонент «Кузбассу — 75 лет»Региональный компонент «Кузбассу — 75 лет» Хоть мы и маленькие но тоже участвуем в жизни страны. Кузбасс - мой край родной автор: Лидия Некрасова Люблю тебя, мой край родной, Твои.

Национально-региональный компонент в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучение использованию национально-регионального компонента для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО. Методическая разработка «Где прячутся буквы?» КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «В гости к дедушке — Ытьх». Региональный компонент Конспект непрерывной образовательной деятельности «В гости к дедушке - Ытьх» (Открытый просмотр для родителей старшей группы) Образовательная.

Национально-региональный компонент РСО-АланияНационально-региональный компонент РСО-Алания Северная Осетия – край белоснежных гор – великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов. «…До конца своих дней Благодарен.

Региональный компонент Ставропольского края в подготовительной группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12» ПРЕДГОРНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Перспективный.

Региональный компонент в ДОУ Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Моё родное Ставрополье, мой родной город». Цель: Закрепление.

Региональный компонент в подготовительной группе Реализация регионального компонента в подготовительной группе компенсирующей направленности "Красота родного края, открывающаяся благодаря.

Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим – Хоть новому принадлежим. В. Шефнер Необходимость внедрения.

Региональный компонент в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я музыкальный руководитель д/с №35 «Солнышко» х. Родниковского. Сегодня хочу представить вам опыт своей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»
Опубликовано: 30 января 2018 в 14:50
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД