МААМ-картинки

Методическая разработка «Натюрморт как жанр изобразительного искусства»

татьяна середа
Методическая разработка «Натюрморт как жанр изобразительного искусства»

Введение

К натюрмортам сегодня в общей массе людей незаслуженно пренебрежительное отношение. Что думают о натюрморте? Ну ваза с цветами. Ну корзина с фруктами. Или, может, набор необычных предметов. Не более.

Но это заблуждение. Натюрморт — это целый мир. Это философия. Это портрет — и в прямом, и в переносном смысле. С одной стороны, включение человека в композицию предметов не отменяет натюрморта. С другой — даже предметы без изображения человека содержат в себе невидимый с первого взгляда образ художника: его характер, замысел, настроение.

Публикация «Методическая разработка „Натюрморт как жанр изобразительного искусства“» размещена в разделах

В картине-натюрморте художники стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.

Классификация жанра натюрморт

Натюрморт (фр. nature morte букв. мертвая природа) – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики.

Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т. п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, так как в нем начинающий художник постигает законы цветовой гармонии, приобретает техническое мастерство живописной моделировки формы.

Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.

Основной составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.

Существует несколько видов натюрмортов:

– сюжетно-тематический; – учебный;

– учебно-творческий; – творческий.

Натюрморты различают:

– по колориту (теплый, холодный);

– по цвету (сближенные, контрастные);

– по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);

– по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);

– по времени исполнения (краткосрочный – «нашлепок» и долговременный – многочасовые постановки);

– по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т. д.).

Натюрморт в пейзаже (на пленэре) может быть двух типов: один - составленный в соответствии с избранной темой, другой – естественный, «случайный». Он может быть как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена сами лишь дополняют натюрморт.

Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетном соподчинении с интерьером.

Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.

Учебный натюрморт носит также название академический или, как говорили выше, постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности «Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника».

Правила составления натюрморт

Составление натюрморта необходимо начинать с замысла, в нашем конкретном случае, с постановки учебной задачи (конструктивной, графической, живописной и т. д.). Через сравнительный анализ приходят к определению наиболее характерных особенностей формы и обобщению наблюдений и впечатлений. Необходимо помнить, что каждый новый предмет в постановке – «новая мера всех входящих в неё вещей, и появление его подобно революции: предметы меняются и меняют свои отношения, будто попадая в иное измерение».

Немаловажно правильно, соответственно определенной учебной задачи, выбрать определенную точку зрения, т. е. линию горизонта (ракурс).

а). Предметная плоскость расположена ниже уровня глаз и наиболее часто встречаемая. При данном положении, все предметы в натюрморте, учащиеся видят сверху, что позволяет увидеть внутреннее пространство, как в пустотелых предметах (чашки, тарелки, горшки, чайники без крышки и т. д., так и между предметами. В зависимости от задач натюрморта, например передача ощущения тяжести, весомости предметов, предметная плоскость может находиться на уровне пола. Если предметы являются легкими, воздушными (изящные вазы, сухой букет и т. д., то предметная плоскость стремится к среднему положению между полом и уровнем глаз.

б). Предметная плоскость расположена на уровне глаз. При данном положении предметов хорошо читается контур предметов на переднем плане, но предметы второго и последующих планов перекрываются частично или полностью. Передача пространства при этом затруднена и, как правило, не ставится. Это положение можно использовать при декоративном подходе, когда главной задачей является условность и обобщение форм, а также красота и изящество предметов в целом.

в). Предметная плоскость расположена выше уровня глаз. Данное положение используется в учебном натюрморте крайне редко, в основном, при передаче натюрморта в интерьере, если полка с предметами расположена высоко на стене, или трактовка темы обуславливает необходимость данного.

г). В особых случаях, когда предметы имеют большой разброс по высоте или достаточно большую разницу в размере между собой, а также при многоуровневой композиции, происходит совмещение нескольких точек зрения.

Следующим этапом составления натюрморта является компоновка предметов в пространстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции.

Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево.

Особая роль отводится ритму в композициях, где присутствуют предметы народного и декоративно-прикладного искусства. Разнообразные орнаменты и узоры на драпировках и предметах построены на определенном ритмическом 13 чередовании элементов, это обогащает ритм композиции, а иногда и задает его, подчиняя все окружающие предметы этому ритму

При пространственном решении натюрморта на первый план в виде акцента можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету от других предметов. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки, подчеркивая, таким образом, еще и разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань может быть гладкой и с узором или рисунком, но она не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов. Её часто размещают по диагонали, чтобы направить взгляд от зрителя в глубину, к композиционному центру для лучшего пространственного решения.

Таким образом, можно заключить, что суть композиции заключается в том, чтобы найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов, которые содействовали бы выявлению содержания.

Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение – искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.

В учебных натюрмортах подбирают предметы различной тональности, не соединяя в одной постановке только светлые или темные предметы и при этом учитывая формы падающих теней.

Вот, какие рекомендации дает С. Е. Игнатьев для составления натюрморта.

– состоит из трех предметов (одного большого – центра композиции и двух-трёх меньшего размера) и драпировок;

– предметы разные по цвету, но не интенсивных цветов;

– маленькие предметы могут быть активными по цвету (по ним ведут сравнение цветовых характеристик);

– предметы и драпировки должны иметь выраженную тональную разницу;

– размещение постановки при прямом дневном освещении (легко читаются большие цветовые отношения, имеют декоративную привлекательность).

Соблюдение этих правил позволит обучающимся в процессе практической работы над учебным натюрмортом наиболее четко выявить основные живописные отношения, нацелит на правильное видение тональных различий, способствующее верной передаче цветом материальности вещей.

Практическая работа над натюрмортом

Организация рабочего места

В работе над натюрмортом желательно использовать дневное освещение (боковое, оконное) и необходимо помнить, что свет при этом частично рассеянный и холодный.

На практических занятиях «Учебный натюрморт» в аудитории ставятся две натурные постановки, каждую из которых пишут 9-12 человек, располагаясь полукругом на расстоянии примерно двух метров от натуры (не менее 2-3-х величин натюрморта по высоте).

Допускается ученикам при невыгодной точки зрения в смысле композиции (нежелательное перекрытие одного предмета другим, неудачное местоположение одного предмета относительно другого и т. п.) перемещать предметы у себя на листе в ту или другую сторону, а также увеличение или уменьшение объемов предметов, подчиняя эти действия продуманному композиционному решению.

Выполнение форэскизов

Практическая работа над учебным натюрмортом начинается с выбора точки наблюдения и выполнения предварительных эскизов (форэскизов) на небольших по размеру форматах листа различной формы – квадратном, вытянутом в высоту, положенном по горизонтали. В них заключен поиск композиции, основных цветовых и тональных отношений. Использование видоискателя (в листе бумаги вырезан прямоугольник, соответствующий формату основного листа) позволяет четче определить композицию натурной постановки. Необходимо также учесть – в композиционном решении рисунка натюрморта важное место занимает анализ формы предметов, учитывается и величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. Среда, окружающая изображаемые предметы (фон, предметная плоскость, имеет большое значение в композиции натюрморта. О важности предварительных поисковых эскизах отмечают в своих пособиях многие преподаватели, подчеркивают, что «выбор орнаментально-ритмической основы или строя живописного произведения в технике темперной живописи производится обычно на предварительных эскизах небольшого размера (форэскизах) и заключается в поисках лучшего композиционного решения с точки зрения нахождения устойчивого зрительного равновесия всех элементов орнаментально-ритмического строя живописного произведения.

Необходимость форэскизов обосновывается, во-первых, тем, что они выполняют функцию поисков композиционного решения, во-вторых, при длительном изображении натуры происходит процесс привыкания к постановке, а краткосрочный эскиз даёт возможность передать первое впечатление от увиденного, и сохранить его надолго, и, в-третьих, форэскизы позволяют не портить лист бумаги при неудачной композиции.

Выбрав наиболее удачный из эскизов, можно приступить непосредственно к рисованию.

Композиционное размещение предметов на плоскости листа

Если вопросы композиции предварительно уже были решены в эскизах, то наиболее удачная найденная композиция может быть повторена и перенесена на выбранный формат листа. Если же такого поиска не было, то изображение компонуют прямо на плоскости листа, при этом определяют наибольшую ширину и высоту все изображаемой постановки, а также приблизительную глубину, т. е. заход предметов одного за другой. Затем определяют большие пропорциональные соотношения между предметами, найдя каждому их место на плоскости стола и одновременно наметив их общую форму.

Определение основных пропорций и конструктивное построение с предварительным уточнением расположения предметов.

Нахождение отношений основных цветовых пятен с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности (её силы и спектрального состава) очень важно.

Поиск цветотоновых «растяжек»

Необходим поиск цветотоновых «растяжек» в пределах найденных основных отношений, а также цветовая лепка объемной формы отдельных предметов.

Таким образом, при работе над натюрмортом в цвете важно соблюдать «общее тоновое и цветовое состояние натуры, являющиеся результатом разной силы освещения. Чтобы передать состояние разной освещенности (утром, днем, вечером или в серый день, при построении цветового строя этюда не всегда используются светлые и яркие краски палитры.

Считается, что передний план композиции, так как он ближе всего к зрителю – более яркий, а задний – более темный. В действительности же, передний план как раз и самый светлый, и самый темный одновременно; поскольку именно этот своеобразный контраст света и тени действует вблизи всего сильнее, делая контуры предметов наиболее отчетливыми. Чем дальше они расположены от глаз наблюдателя – тем бесцветнее и неопределеннее их контуры; чем неопределённее противоположность света и тени – тем слабее воздушная перспектива. Этот эффект наиболее ярко выражен в натюрморте.

Стадия обобщения

В стадии обобщения – в смягчении резких контуров предметов, приглушении или усилении тона или цвета отдельных предметов, выделении главного, подчинении ему второстепенного.

И в конечном итоге все живописное изображение приводится к единству и целостности, к тому впечатлению, которое получает зрение при цельном видении натуры, выделяя композиционный центр.

Обобщить изображение натюрморта в технике акварели можно, проведя сырой кистью по нему, где необходимо смягчая, либо усиливая цветовые контрасты.

6. Художественные материалы и техники, используемые при изображении натюрморта (живопись)

На первых парах учащиеся используют при работе над учебным натюрмортом К концу обучения в учебной практике на занятиях живописью используется техника гуашь. Данные краски отличаются кроющей способностью и позволяют делать исправления. Возможно сочетание живописи гуашью с акварелью. Живопись маслом используется лишь в домашних работах.

Основой всех красок являются пигменты, но определяют технику живописи связующие вещества. Так, например, в темперной живописи – эмульсия (яичная, казеиновая, масляная, ПВА, в энкаустике – воск, в масляной живописи – растительные масла.

Работа акварелью характеризуется чистотой, прозрачностью и интенсивностью красочного слоя и возможностью передавать тончайшие оттенки цвета. В акварельной живописи существует два метода работы. Первый из них это метод «алла прима», в основе которого лежит живопись в один прием, без предварительных прорисовок и подмалевка. Все цвета берутся в полную силу, используя механическое смешение красок. Цвета получаются свежие и звучные. Данный метод чаще всего используется для форэскизов, «нашлепков», но имеет место и в самостоятельных работах.

6.1 Акварель в технике алля – прима

(от итальянского – alla prima, сразу, с первого раза).

Отличительные особенности этой техники:

Эта техника способствует раскрытию личности «художника» как ни одна другая из перечисленных выше. Написать работу на одном дыхании, сразу поймать и цвет и тон натюрморта довольно сложно, поэтому желательно эту технику оставить на последок, когда появятся хоть какие-то навыки в работе с акварелью.

Положительное влияние на учащихся:

Цельное видение постановки, крупных тональных и цветовых отношений.

Этапы работы:

1. Можно работать на планшете и на листе бумаги, не натянутом на

жесткую основу.

2. Предварительный рисунок может быть нанесен карандашом или

кистью, в зависимости от степени мастерства компоновать в заданном формате.

3. Так как нашей задачей является написать натюрморт за один раз,

верно уловив все особенности постановки в цвете, тоне, то начинать работу цветом рекомендуется с полутени. Именно в полутени можно увидеть ЛОКАЛЬНЫЙ цвет предмета. Найдя верно этот цвет, можно будет составить точную картину всей постановки, по следующим характеристикам: яркость, насыщенность, приглушенность, светоносность, глубина и т. д.

4. Работа над тенями - собственной и падающей. Раз уже найдены локальные цвета всех составляющих данную постановку форм, легче будет определиться с тенями. Собственная тень предмета всегда темнее его полутени (нельзя забывать о рефлексах). С падающей тенью сложнее, так как все зависит от цвета предмета отбрасывающего тень и цвета окружающей этот предмет среды,на которую падает тень.

5. Самые светлые или освещенные места в натюрморте

прорабатываются в последнюю очередь, оставляя белую бумагу не тронутой там, где это необходимо.

6. На последнем этапе можно поставить акценты, либо проработать

детали, не выпадая из общей пластической манеры.

После знакомства с техниками акварели, их постепенном освоении – можно говорить о поиске своего собственного стиля в работе с этим богатым материалом

Второй метод работы с акварельными красками – это лессировка, многослойная живопись, основанная на использовании прозрачности краски и свойстве изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя краски на другой (оптическое сложение цветов).

Акварель в технике лессировки.

Отличительные особенности этой техники:

Возможность тонкой проработки пространства, формы, деталей, фактур, оттенков цвета.

Технические особенности:

Так как эта техника построена на МНОГОКРАТНОМ прохождении цветом по одному и тому же месту, возникает угроза появления грязных оттенков, что снижает качество живописи. Поэтому рекомендуется работать чистыми цветами, а сложные цветовые оттенки возникают в конце работы, за счет оптического смешения цвета. На любой стадии работы необходимо сохранять прозрачность и светоносность акварели. Каждый слой краски должен полностью высохнуть!

Положительное влияние на учащихся:

Глубокий разбор формы, цвета. Умение вовремя остановиться в проработке деталей или формы.

Но необходимо соблюдать, чтобы нанесенный красочный слой высыхал окончательно, и наложений было не более трех слоев, только с этим условием достигается глубина, чистота и насыщенность цвета. Метод лессировки используется в длительных по времени натюрмортах.

Этапы работы:

1. Натянуть бумагу на планшет.

2. Без использования карандаша, тонкой кистью, цветом, не противоречащим колориту натюрморта – начать построение. Плюсы: не травмируется поверхность бумаги, не пачкается. На стадии построения происходит анализ формы и цветовой гаммы постановки. Хотя можно выполнить подготовительный рисунок карандашом, не 35 травмируя бумагу, еле заметно.

3. Плавный переход от построения к работе цветом, а именно: Найдя точное положение предметов в пространстве и пропорции

необходимо пройти крупные куски ПЕРВОЦВЕТОМ, т. е. цветом, который присутствует в предметах, драпировках, цветах и фруктах. Дать первому слою полностью высохнуть.

4. Собственно лессировка.

Поэтапная работа с большими плоскостями, используя технику заливки. Начинать надо с самых темных мест, объединяя собственные и падающие тени, не раскрашивая отдельные предметы по контуру.

5. Постепенное уменьшение плоскостей заливок. Именно на этом этапе 36 происходит детальная проработка формы всех объемов и пространства.

6. Завершение работы. Этот этап направлен на обобщение и расстановку акцентов в натюрморте.

7. Дать полностью высохнуть работе и срезать с планшета при помощи резака. Работа идеально ровная и аккуратно обрезанная.

Третий метод письма акварелью - «по сырому», когда мазки накладываются на увлажненный формат без предварительного рисунка сразу в полную силу, используя механическое смешение красок.

Работа гуашью

Работа гуашью (от французского -gouache и от итальянского - guazza, водяной). отличается от акварельной техники плотностью, корпусностью красочного слоя и наличием в составе белил. После высыхания краски светлеют и приобретают красивую бархатистую матовую поверхность. Поэтому важно при письме гуашью подобрать необходимый цвет и тон. Можно в технике гуаши сочетать тонкие слои с пастозным письмом, но не очень увлекаться последним, поскольку красочный слой хрупкий и ломкий при малейшей деформации бумаги. «Гуашевыми красками можно вести работу колерами, т. е. заранее составленными цветовыми смесями, испробованными на высыхание… Смешивая колеры, можно получить промежуточные тона».

Необходимо помнить, что выразительные возможности разнообразных материалов неотделимы от самой сути художественно-образного мышления рисующего. В большей степени произведение начинает воздействовать на наши чувства и эмоции лишь при органической «впаянности» специфики изобразительного материала в художественно-образное содержание. Тем самым учебная, творческая работа приобретает особое звучание и яркую выразительность.

Основные правила работы с цветом

1. Локальный цвет предмета находится в полутени. На свету он светлее (на солнце – теплее, при освещении лампами дневного света - холоднее, а в тени – темнее (на солнце – холоднее, при освещении лампами дневного света - теплее).

2. Так как занятия в школе проходят при искусственном освещении, то горизонтальная плоскость освещена больше, чем вертикальная. Это правило работает при отсутствии дополнительного источника света.

3. Понятие «рефлекса» в рисунке и в живописи не идентичны. Если в рисунке– это прием, позволяющий выявить объем, не считая явно выраженных отражений на глянцевых поверхностях. То в живописи – это еще и взаимовлияние цветом всех составляющих натюрморт предметов и драпировок, друг на друга.

4. Занятия живописью необходимо начинать со знакомства учащихся с материалами, применяемыми в этой технике. А затем рассказать о цветовом спектре, о ахроматических цветах (группа черно – белых цветов или бесцветных). Существует несколько цветовых систем. Приводим самый оптимальный, на наш взгляд, вариант.

Три основных цвета или «основная триада» (эти цвета невозможно получить смешиванием других цветов, это – желтый, красный и синий. При их смешении образуется первая группа дополнительных цветов, или «вторичная триада» – оранжевый, зеленый, фиолетовый. При смешении основного цвета, с цветом из первой группы дополнительных цветов - получается вторая группа дополнительных цветов, или «дополнительная триада» – красно – оранжевый, желто - зеленый, кобальт, желто – оранжевый, изумрудный, пурпурный.

Все цвета спектра характеризуются цветовым тоном, который определяет место цвета в спектре. Оттенки, отличающиеся различной цветностью называются хроматическими (цветными). Каждый цвет имеет две характеристики: насыщенность – степень удаления цвета от серого той же светлоты (самые насыщенные цвета - 43 спектральные, и светлота (она же - яркость) – положение цвета на шкале от белого до черного. Характеризуется словами – темный и светлый. Оттенки одного цвета называются монохромными и применяют в работе над гризайлью, в самом начале знакомства с живописью. Все цвета спектра делятся на теплые (от зеленого до пурпурного) и холодные (от красного до зеленого). Все это относится к чистым спектральным цветам.

Цветовая гармония, построенная на трех цветах, называется аналогичная и достигается использованием трех цветов спектра, расположенных рядом.

Трехцветная гармония – триада, достигается использованием трех цветов, лежащих на равном расстоянии друг от друга в круге. Это самая сложная гармония. Гармония равнобедренного треугольника достигается использованием какого – либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным. Это более мягкое сочетание цветов.

Кроме этого существует масса дополнительных факторов: конфигурация, масса пятна, ритм, направление линий и пятен, контрастность и т. д.

Данная Методическая разработка не является единственно возможной методикой преподавания. Она лишь дает представление о нашем субъективном понимании этой темы, основанном на практическом и многолетнем опыте работы с учащимися.

Публикации по теме:

«Мир природы» — результат работы кружка изобразительного искусства«Мир природы» — результат работы кружка изобразительного искусства Здравствуйте коллеги, рада видеть вас на своей страничке! Вот уже несколько месяцев я веду кружок изобразительного искусства по программе.

«Мир животных» — результат работы кружка изобразительного искусства«Мир животных» — результат работы кружка изобразительного искусства «Мир животных» - результат работы кружка изобразительного искусства. Очень хочется поделиться результатами кружковой работы со вторым.

Фотоотчет об уроках изобразительного искусства «Рисуем осенний натюрморт» с младшими школьникамиФотоотчет об уроках изобразительного искусства «Рисуем осенний натюрморт» с младшими школьниками Фотоотчет уроков изобразительного искусства «Рисуем осенний натюрморт» с младшими школьниками. Натюрморт в переводе с французского означает.

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Музей искусства» Технологическая карта урока изобразительного искусства Антинг Валентины Германовны. Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения:.

Проект «В мире изобразительного искусства»Проект «В мире изобразительного искусства» Актуальность проекта. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним.

Конспект урока изобразительного искусства «Фантастические животные»Конспект урока изобразительного искусства «Фантастические животные» "Фантастические животные которые не существуют". Цель: построение формы фантастического животного; Задачи: -предметные: научить соединять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Натюрморт как жанр изобразительного искусства»
Опубликовано: 12 января 2024 в 12:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД