МААМ-картинки

Методическая разработка. «Управление конфликтами дошкольников со сверстниками» (консультация для педагогов)

Оксана Мойсеюк
Методическая разработка. «Управление конфликтами дошкольников со сверстниками» (консультация для педагогов)

Ссоры, конфликты, драки - неизбежное явление жизни детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций. На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими людьми (сверстниками и взрослым). Дети учатся разрешать конфликты в процессе общения со взрослыми. Если поведение ребенка в конфликте можно рассматривать как результат научения, особое значение приобретают модели, образцы взаимодействий самих взрослых в конфликте.

Публикация «Методическая разработка, „Управление конфликтами дошкольников со сверстниками“ (консультация для педагогов)» размещена в разделах

Взрослый человек (педагог, родитель) нередко становится посредником при разрешении детских конфликтов. Важна позиция, которую занимает педагог при разрешении трудных ситуаций. Задача педагога помочь детям конструктивно разрешить спор.

Причины возникновения конфликтов между детьми :

-неумение делиться игрушками;

-неумение договариваться в игре;

-неумение принимать интересы друг друга

Воспитатели нередко, желая скорейшим образом разрешить ссору детей совершают типичные ошибки:

1. Незамедлительное реагирование на острый конфликт и прямое противостояние детей (драка, ругань, плачь, крик, брань, разрушительность и т. д.). Однако пассивный протест дошкольников (уклонение от контактов, отчуждение, отсутствие взаимных симпатий, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях) зачастую остается незамеченным. Это может привести к нежелательным последствиям – выработке зависимого поведения и таких качеств личности. Как льстивость, хитрость. Иждивенчество и т. д.

2. Внимание педагога направлено на ликвидацию конфликта, а не на понимание причины возникновения разногласий и мотивы каждой из сторон. Возникает недоверие ребенка к взрослому, отношения между детьми налаживаются формально.

3. Желая как можно быстрее завершить конфликт, взрослый стремиться разъединить ссорящихся детей, прекратить их взаимодействие на некоторое время. Взрослый по сути отказывается от обучения детей правилам конструктивного разрешения конфликтов. Эти дети через некоторое время вновь возобновляют контакты и вновь повторяют те же самые ошибки в общении.

4. Реакция педагога на конфликт между детьми является стереотипной – наказать, осудить обидчика; защитить, пожалеть обиженного, а такие негативные аспекты взаимодействия в трудной ситуации (ложь, хитрость, обман ит. д.) выпадают из поля зрения. При такой реакции взрослого у детей вырабатывается стереотипное представление о конфликте, которое впоследствии ориентирует их на неконструктивное разрешение конфликтов – их подавление или игнорирование, поиск обиженного или обидчика, наделение обидчика «плохим» чертами, стремление защитить себя и обвинить другого и т. д.

5. Применение физической силы в отношении ссорящихся детей (дергание, шлепки). С увеличением строгости наказания у ребенка создается лишь видимость послушания. Он приспосабливается, привыкает к методам взрослого, Иногда он проявляет равнодушие к наказанию и начинает действовать «назло» окружающим.

6. Применение психологического насилия к детям со стороны педагога (использование угроз, запугивание, изоляция ребенка от других детей и т. д.).

К обострению конфликтных отношений между детьми может привести неумение (а возможно и нежелание) взрослых разрешить конфликт между детьми.

Перечисленные особенности реакции взрослого на ситуацию конфликта между детьми создает дискомфорт, который вызывает тревожность у ребенка и выливается в агрессию или неуверенность в дальнейшем его поведении, а значит рождает новые конфликтные ситуации.

Возникает вопрос «Как сформировать у детей способность самостоятельно решать проблемы, возникающие в ходе игрового общения со сверстниками и какие же варианты поведения взрослых в ситуации конфликта между детьми наиболее оптимальны?»

Традиционная классификация типов поведения педагога в ситуации конфликта между детьми :

1. Стратегия избегания заключается в сознательном уходе педагога от конфронтации и может быть выражена в различных неожиданных реакциях - шутке, демонстративном молчании, умении что-то «не заметить», переключить внимание ссорящихся детей на другой предмет ит. д. Такая линия поведения оправданна при незначительных конфликтах детей со сверстниками, эмоциональных срывах, неумении ребенка владеть собой. Также эта стратегия может проявляться в игнорировании проблем детей, нежелание педагога решать данную проблему. Невмешательство педагога может привести к обострению конфликтной ситуации, ухудшению отношений между детьми.

Выбор педагогом этой стратегии оптимален, когда:

- конфликтная ситуация не является острой, не требует безотлагательного решения;

- педагог уверен в самостоятельном разрешении детьми спорной ситуации;

- немедленное обсуждение конфликта может привести к его обострению.

2. Стратегия приспособления. Стремление педагога смягчить, сгладить острую конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях детей друг с другом. Она предполагает адаптацию педагога к личностным характеристикам участников конфликта, принятие их такими, какие они есть (гиперактивные, склонные к невротическим проявлениям и т. д.).

К данной стратегии поведения в конфликте педагог обращается, когда:

- хочет сохранить положительное отношение в группе детского сада;

- немедленно решить проблему невозможно, он хочет добиться окончательного позитивного ее решения в дальнейшем;

- хочет научить ребенка уступать сверстнику.

Стратегия приспособления неприемлема в тех ситуациях, когда конфликтующие дети охвачены чувством обиды и раздражения, настроены негативно к партнеру по общению, их интересы не поддаются сглаживанию.

3. Стратегия компромисса строится на двусторонних уступках. Часто компромисс служит лишь временным выходом из конфликтной ситуации.

К компромиссу обращаются в тех случаях, когда:

- другие стратегии оказались не эффективными;

- необходимо быстро решить спорную ситуацию;

- устраивает временное решение;

- дети на личном примере педагога учатся согласовывать свои интересы с желаниями другого.

4. Стратегия доминирования сводится к четкой регламентации поведения детей в конфликте, жесткой оценке их действий и поступков; предполагает возложение педагогом ответственности за происходящее на себя, а также единоличное принятие им способа решения трудной ситуации в отношениях между детьми.

Возможность быстро завершить конфликт – преимущество данной стратегии, но почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенок подчиняется и выполняет под угрозой наказания то, что требует взрослый, но без контроля ситуации со стороны взрослого, ребенок мгновенно совершает то, что ему только что усиленно запрещали.

Доминирование педагога - наиболее приемлемый способ поведения в конфликте, когда:

- педагог обладает достаточным авторитетом для принятия решения и предполагаемое им решение наилучшее;

- исход ситуации очень важен для самого педагога;

- есть угроза психическому и физическому здоровью детей, когда жизненный опыт, компетентность педагога позволяют ему принять решение.

5. Стратегия сотрудничества строится на совместном с детьми поиске конструктивных способов разрешения конфликтов. Педагог позитивно воспринимает обе конфликтующие стороны, признает право ребенка «быть другим», терпимость по отношению к детям и их поступкам. Педагог в данном случае обращается к собственному опыту дошкольников, снимая тем самым эмоциональную напряженность; направляет усилия конфликтующих детей на поиск и самостоятельное решение трудной жизненной ситуации.

В конфликтных ситуациях возможность сотрудничества появляется в тех ситуациях, когда:

- решение проблемы очень важно для обеих конфликтующих сторон;

- есть время обсудить сложившуюся ситуацию, причины ее возникновения, выбрать альтернативные варианты решения конфликта.

Итак, в управлении конфликтами между дошкольниками решающее значение имеет выбор педагогом стратегии поведения в конфликте, которая проявляется в способах и приемах взаимодействия воспитателя с конфликтующими детьми и определяется особенностями сложившейся ситуации, спецификой объекта и предмета конфликта, личностными характеристиками педагога, и индивидуальными особенностями самих детей.

Невозможно говорить о единственно правильной, как и о единственно ошибочной стратегии поведения педагога в конфликте. Педагог, воспитывающий миролюбие, должен максимально приблизиться к ребенку, внимательно выслушать его, попытаться понять причины его поступков, быть терпимым к его действиям. Только доверие педагога к ребенку и уверенность ребенка в том, что он будет принят таким, какой он есть, подготавливают его к позитивному разрешению конфликтных ситуаций. Ориентация педагога на личностную модель взаимодействия с детьми создает предпосылки для отказа от стереотипов в разрешении конфликтов между детьми. Способствует открытости и позитивному отношению педагога к детям – участникам конфликта, позволяет снизить уровень принуждения, использовать сотрудничество в качестве ведущей стратегии поведения педагога в конфликте.

В зависимости от сложившейся конфликтной ситуации следует предоставить возможность детям разрешить конфликт в игровой форме или с использованием фольклора. Например в детской субкультуре широко распространены разнообразные считалки, мирилки и др.

Важно не только разрешить острые конфликтные ситуации в дошкольной группе, но и предупредить их возможное появление, преодолеть незначительное отклонения в поведении ребенка.

Невозможно полагаться на естественное научение ребенка конструктивным навыкам поведения в конфликтной ситуации, необходимо целенаправленно обучать детей эффективным формам взаимодействия со сверстниками в ситуации конфликта.

Программа обучения «миролюбивому» поведению в конфликте в условиях ДОУ может включать:

-обучение детей анализу конфликтных ситуаций, описанных в художественной литературе;

- обсуждение реальных конфликтных ситуаций, возникающих в группе детского сада;

- моделирование жизненных ситуаций;

- включение ребенка в значимую для него ситуацию общения и деятельности со сверстниками, воспроизводящую систему конструктивно разрешаемых конфликтов.

Эффективная форма развития навыков конструктивного общения – обучение анализу конфликтных ситуаций в сказках, рассказах, мультфильмах. Художественное произведение способствует получению представлений о конфликте, возможных его причинах и способах разрешения, а также развитию чувств дошкольника. Но в отличии от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенку сложно проанализировать ту или иную ситуацию. Для обучения детей такому анализу можно использовать своеобразный алгоритм, который включает следующие вопросы:

- жили – были… (предполагает описание участников конфликта);

- хотели, думали… (описание мотивов поведения каждого из участников ссоры);

- сделали, поступили… (особенности взаимодействия героев сказки);

- чувствовали… (описание чувств и переживаний);

- разрешили… (способы разрешения конфликта).

Данные вопросы должны помочь ребенку понять смысл и содержание ситуации, особенности взаимодействия героев произведения, интерес к мотивам их поведения, их внутреннему миру и переживаниям.

При анализе конфликтных ситуаций в художественной литературе взрослый организует дискуссию среди детей, так как она способствует формированию представлений дошкольников о причинах и способах разрешения конфликта, активизации чувств, развивает способности к социальному прогнозированию. Важен перенос с представлений, полученный детьми из художественных произведений в их жизненный опыт (игра – драматизация, творческая ролевая игра)

Необходимо обсуждать с детьми и реальные конфликтные ситуации. Смысл такого обсуждения заключается в помощи детям выявить проблему, высказать свои идеи по ее разрешению, принять приемлемое для всех в этой ситуации решение и взглянуть на него со стороны после того, как конфликт исчерпан. Завершается такая ситуация поддержкой и одобрением взрослого.

Обсуждая ситуацию конфликта в отношениях между детьми взрослый должен вести себя не как судья, адвокат или прокурор, а как помощник.

Полезно выяснить с помощью детей – свидетелей ссоры, с чего начался конфликт, какие цели преследовал каждый из его участников, какие истинные мотивы ими руководили и т. д.

Помощь взрослого в разрешении конфликта наиболее эффективна для детей в возрасте 3-4 лет. В среднем (4-5) лет дети начинают самостоятельно решать возникающие у них в игре спорные вопросы. Но не всегда надо вмешиваться в ссоры детей. Взрослый, появляющийся в такой момент, может не знать всех деталей происшествия и поэтому есть риск рассудить не правильно.

Однако иногда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Чаще всего это ситуации, когда:

- дети весьма близки к выяснению отношений кулаками;

- один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника;

- один из участников ссоры оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать.

Показателями готовности ребенка самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию считаются способность детей к сопереживанию и сочувствию, позитивное принятие сверстника и признание его интересов. Конфликтные ситуации, позитивно разрешаемые ребенком (сначала при помощи взрослых, а затем самостоятельно, становятся определенными «ступеньками» формирования готовности к позитивному разрешению конфликтов, так как каждое конструктивное решение трудных ситуаций обогащает личный опыт и закрепляет удачные варианты поведения ребенка.

Публикации по теме:

Методическая разработка для педагогов «Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ» Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ Педагог-психолог МБДОУ ЦРР детского сада №179 «Алиса» г. Ульяновска.

Методическая разработка игрового пособия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Играя, дети, не просто развлекаются, они познают мир. А взрослым остается только воспользоваться этим для обучения.

Методическая разработка «Игровой метод обучения скольжению на воде у дошкольников» Методическая разработка: Игровой метод обучения скольжению на воде у дошкольников. Установлено, что формирование навыка плавания имеет.

Методическая разработка: игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников ИГРОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим.

Методическая разработка «Краеведческие игры для дошкольников» «Краеведческие игры для дошкольников» “Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. К. Паустовский Краеведение.

Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях» Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях. Введение. Патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором.

Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Хорошее настроение» Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников Тема «Хорошее настроение» Цель: Систематизация знаний о настроениях.

Методическая разработка по развитию зрительного восприятия у дошкольников. Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться.

Методическая разработка «Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством народных игр»Методическая разработка «Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством народных игр» Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья!Продолжаю знакомить вас с методическими разработками, которые я применяю в своей практике при использовании.

Методическая разработка занятия для педагогов «Коррекция синдрома профессионального выгорания» Введение «Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка. «Управление конфликтами дошкольников со сверстниками» (консультация для педагогов)
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 20:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД