Лучший педагог года

Методическая разработка «Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством народных игр» (5 фото)

Елена Дербишева
Методическая разработка «Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством народных игр»

Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья!Продолжаю знакомить вас с методическими разработками, которые я применяю в своей практике при использовании народных игр в речевом развитии.

Методическая разработка «Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством народных игр»

Это раздел из моего дипломного реферата, который я защитила этой весной в ЧИППКРО по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования».

Публикация «Методическая разработка „Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством народных игр“» размещена в разделах

Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством народных игр

В первой главе нашего исследования мы обосновали роль народной игры в формировании речевых компетенций дошкольника, представили программно-методический комплекс «Наш дом - Южный Урал», где обозначены задачи работы и с учётом регионального компонента. Свою работу мы начали с создания музея «Русская изба».

Включение музея «Русская изба» в образовательное пространство обогатило развивающую речевую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открылись возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширились возможности подачи информации именно посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Создавая музей «Русская изба», мы решали следующие речевые задачи :

1. Формирование речевых навыков : звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, связной речи.

2. Развитие психических процессов: слуховая, зрительная память, внимание, словесно-логическое мышление.

3. Развитие мелкой моторики рук, что является основой развития речевых процессов.

Направление деятельности музея:

1. пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

2. проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

3. проводить мероприятия разной направленности: НОД, развлечения, досуги и т. д. ;

4. осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

5. проводить экскурсии для воспитанников, родителей.

Подобрали дидактический материал:

1. Картотеки: русских народных игр и народов Южного Урала, потешек, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок.

2. Картотека игр по речевому развитию с использованием фольклора (см. Приложение 3).

3. Наглядный материал для активизации речевого общения детей.

4. Изготовлен пальчиковый, настольный театр.

5. Пополнили книжный уголок русскими народными сказками, загадками.

В своей работе мы используем следующие методы : словесный, наглядный, практический.

Словесный метод : рассказы о народной игре, её правилах; объяснение значений старинных слов; беседы с элементами диалога; вопросы - ответы; заучивание текста народных игр.

Наглядный метод : рассматривание иллюстраций к играм; рассматривание предметов старинной утвари, мебели; рассматривание костюмов; показ презентаций.

Практический метод : проведение народных игр; изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм; проведение праздников и развлечений; консультации для родителей.

В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется :

- знакомство с лучшими образцами народного игрового творчества;

- личный пример при разучивании игр;

- пример ребёнка при создании игрового образа;

- использование костюмов, атрибутов (в группе создана костюмерная русских народных костюмов на каждого ребенка и воспитателя).

Используя в работе музея малые формы фольклора: пестушки, заклички, потешки, прибаутки, колыбельные; позволило нам реализовать идеи «воспитания оптимистического мироощущения». Помимо названных жанров мы знакомили детей с докучными сказками, небылицами, загадками и пословицами.

Создали условия для самостоятельного исполнения детьми фольклорных произведений в сюжетно-ролевых, театрализованных играх.

Дети активно стали исполнять колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.

Проводя досуги и другие мероприятия в «Русской избе», мы знакомили детей с небылицами докучными сказками как жанром фольклора, их назначением и особенностями. (см. Приложения 4, 5)

Таким образом, проведенные нами мероприятия по внедрению в практику речевой работы музея «Русская изба» позволило добиться качественного улучшения речевого развития детей.

1. У детей появился активный интерес к народному слову, к образам произведений фольклора.

2. Сформировалось понимание основного содержания фольклорных произведений.

3. Сформировалось представления об отличительных особенностях (назначение, происхождение, форма) разных жанров фольклора.

4. Сформировались умения выделять выразительные средства фольклорных произведений (сравнения, эпитеты, олицетворения).

5. Активно развивается эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.

6. Активно развиваются творческие способности детей (придумывание колыбельных, небылиц, дразнилок).

7. Активно развиваются исполнительские умения детей на материале фольклорных произведений.

8. У детей появились умения использовать фольклорные произведения в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.

9. Обогатилась речь детей лексикой фольклорных произведений.

Особенное внимание в работе по речевому развитию мы уделяем интеграции речевых задач во все виды детской деятельности детей.

Эту интеграцию мы применили в работе нашего музея «Русская изба», проводя непрерывную образовательную деятельность. В этом году мы провели следующие НОД с интеграцией в разных областях развития :

- «Путешествие в Кукляндию» : Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественное творчество, Развитие игровой деятельности.

Фото «Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством народных игр»

- «В гости к Зимушке-Зиме» : Познавательное развитие, Речевое развитие, Развитие игровой деятельности.

Методическая разработка - фото

- «Русская матрешка» : Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественное творчество.

- «В гости к самовару» : Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие.

Фото №1 Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья Продолжаю знакомить вас с методическими разработками которые я применяю в своей практике при использовании

- «В гости к бабушке Варваре» : Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественное творчество, Физическая культура.

Фото №2 Народная культура фольклор народных игр в речевом развитии

Рассмотрим данное направление на примере непрерывной образовательной деятельности «В гости к бабушке Варваре».

В нашем городе с 2013 года в дошкольных образовательных организациях реализуется проект по региональному компоненту под названием «Я-Златоустовец». Этот проект выполнен по заказу Главы Златоустовского городского округа Жилина В. А. при поддержке Собрания депутатов Златоустовского городского округа.

Представленная деятельность очень тесно связана с данным проектом.

Цель НОД: Знакомство с предметами быта коренных жителей Златоуста.

Задачи:

Познавательное развитие :

- познакомить детей с особенностями русской печи;

-воспитывать с любовь и уважение к старинному быту;

-воспитывать ценностное отношение к собственному труду.

Речевое развитие :

-Пополнить словарный запас словами: изба, сруб, лавка, печь;

-Продолжать учить детей согласовывать речь с движениями;

-Закреплять пересказ знакомых сказок;

-Учить читать потешку «Ай, качи, качи, качи!»

Художественное творчество:

-Закрепить умение лепить предметы кольцеобразной формы.

Физическая культура:

-Продолжать развивать двигательную активность детей в малоподвижных играх.

В предварительной работе использованы следующие методы и приемы :

-Словесный метод : знакомство детей с русскими народными сказками, потешками, небылицами;

-Наглядный метод : рассматривание иллюстраций с домами, печкой, с хлебобулочными изделиями.

-Практический метод : проведение русских народных игр, дидактических игр «Народный быт», «Прошлое и настоящее» и т. д.

Во время проведения игр и в предварительной работе и в НОД использованы сюрпризные моменты с превращениями (дети переодевались в русские наряды, воспитатель превращалась в Бабушку).

Данное мероприятие проводилось в помещении музея.

Использовались разнообразные методы, позволяющие вызвать интерес, эмоциональный отклик на произведения фольклора: выразительное исполнение, занимательный рассказ педагога.

В процессе непрерывной образовательной деятельности дети:

-Познакомились с предметами быта старинного быта коренных жителей Златоуста, обогатив словарь новыми словами (изба, сруб, лавка, печь, калачи, баранки, бублики).

-Учились согласовывать движения рук и текст в играх: «Дрова», «Собираемся на прогулку», «Мы спросили нашу печь».

-Закрепили пересказ знакомой сказки «Курочка ряба».

-Научились лепить баранки из соленого теста.

В нашей рабочей программе прописаны промежуточные планируемые результаты развития детей по региональному компоненту по каждой образовательной области:

-Речевое развитие : знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А. Б. Горская, М. С. Гроссман, Н. В. Пикулева, Л. А. Преображенская, Л. К. Татьяничева и др.).

-Познавательное развитие : знаком с природой Южного Урала; знаком с бытом народов Южного Урала; имеет представление о региональной культуре г. Златоуста.

-Художественно-эстетическое развитие : имеет представление о художественных промыслах Южного Урала; знаком с некоторыми видами искусства мастеров города Златоуста; проявляет интерес к календарно-обрядовым праздникам народов Южного Урала.

- Физическая культура: с интересом участвует в подвижных играх;

-Социально-коммуникативное развитие : знаком с подвижными и хороводными играми, игрушками народов Южного Урала; имеет элементарные представления об истории и быте жителей Златоуста;

имеет элементарные представления о семейных традициях и обычаях жителей Златоуста; знаком с достопримечательностями родного города.

Таким образом, Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками, поэтому данный проект будет продолжаться в следующем учебном году.

Публикации по теме:

Данная методическая разработка закрепляет знания детей о правах ребенка посредством «проигрывания» детьми фрагментов сказок Игровые тренинги по правовому воспитанию по содержанию русских народных сказок. ЦЕЛЬ: поставить самого ребенка на место героя сказки и «проиграть».

Методическая разработка «Адаптация детей посредством художественной литературы с использованием регионального компонента»Методическая разработка «Адаптация детей посредством художественной литературы с использованием регионального компонента» Направленность: развитие всех компонентов устной речи. Предпосылки: обогащение материально- технической базы и развивающей среды группы.

Методическая разработка «Краеведческие игры для дошкольников» «Краеведческие игры для дошкольников» “Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. К. Паустовский Краеведение.

Методическая разработка НОД по речевому развитию в младшей группе «Рассказывание потешек с использованиею тряпочных кукол»Методическая разработка НОД по речевому развитию в младшей группе «Рассказывание потешек с использованиею тряпочных кукол» Цель: развитие интереса к театральной деятельности. Задачи: 1. Обучать детей приемам манипулирования тряпичными куклами. 2. Закреплять правильное.

Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Хорошее настроение» Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников Тема «Хорошее настроение» Цель: Систематизация знаний о настроениях.

Методическая разработка «Примерный план работы логопеда в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении» Методическая разработка: «Примерный план работы в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении» составители: учитель-логопед МБДОУ.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального.

Педагогический совет Тема: «Организация работы по речевому развитию в ДОУ посредством интерактивных методов обучения» Педагогический совет Тема: «Организация работы по речевому развитию в ДОУ посредством использования интерактивных методов обучения» Старший.

Мастер-класс «Оздоровление дошкольников посредством народных игр» Добрый день, уважаемые коллеги! Одна из основных задач нашего детского сада - оздоровление и здоровьесбережение воспитанников. А это в настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством народных игр»
Опубликовано: 6 ноября 2016 в 18:24
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД