МААМ-картинки

Методическая разработка «Примерный план работы логопеда в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении»

Алина Лебедева
Методическая разработка «Примерный план работы логопеда в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении»

Методическая разработка : «Примерный план работы в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении»

составители:

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №66 «Белочка» 1квалификационной категории Синдицкая Ирина Михайловна

студентка 4 курса психолого-педагогического факультета направления «Логопедия» СМОЛГУ Лебедева Алина Андреевна

Публикация «Методическая разработка „Примерный план работы логопеда в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

Полноценным средством общения речь является лишь тогда, когда сохранны все ее структурные компоненты. К сожалению, у современных детей дошкольного возраста все чаще встречаются недостатки, как структурных компонентов, так и речи в целом, что мешает программному усвоению, а в дальнейшем затрудняет обучение в школе. Поэтому главный принцип, по которому отбираются дети в кружок – это наличие у детей тяжелых нарушений речи.

Цель данного кружка – это своевременная профилактика речевых нарушений.

Занятия по коррекции речевых нарушений, в условиях кружка реализуются через следующие задачи:

1. Развивать речевой аппарат;

2. Формировать правильное речевое дыхание;

3. Развивать голос и интонацию;

4. Развивать фонематические процессы;

5. Совершенствовать общую и мелкую моторику;

6. Учить ориентироваться в пространстве;

7. Развивать навыки творческого мышления.

В соответствии с задачами были выделены следующие методы, реализации данных задач:

1. Артикуляционные упражнения. Цель упражнений – развивать гибкость и подвижность речевого аппарата. В течение занятия детям предлагается не более 5 – 6 упражнений. Когда дети начнут выполнять эти упражнения четко, через 2 – 3 занятия педагог знакомит их с другим упражнением. Затем постепенно добавляются следующее.

2. Дыхательные упражнения. Целесообразно проводить после артикуляционных упражнений. Цель упражнений – формировать навыки и умения правильного речевого дыхания; отрабатывать длительный выдох.

3. Развитие речевого голоса и интонации. Цель упражнений – научить детей пользоваться свойствами голоса и интонации, изменять тембр, темп, ритм речи, выделять ударные слоги.

4. Развитие фонематических процессов. Цель упражнений – развитие слухового восприятия, фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематической памяти, внимания, способности к его переключению и п.

5. Совершенствование моторики. Цель упражнений – благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развитие координации движений, укрепление мелкой моторики.

6. Обучение ориентации в пространстве. Цель упражнений – учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле, а также развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

7. Развитие навыков творческого мышления. Цель упражнений - развитие зрительного внимания, памяти, формирование интеллектуальных умений, творческого мышления детей, как необходимой работы формированию предпосылок к обучению в школе, т. ч. навыков развернутого высказывания.

Программа коррекционной работы построена в соответствии с принципами:

1. Концентрическим – это означает, что ознакомление детей с определенной с определенной областью знаний от этапа к этапу усложняются, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи;

2. Принцип единства диагностики коррекции азвития неразрывности речевого и психологического развития ребенка.

Определяет тесную связь формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребенка, а именно состоянием эмоционально – волевой сферы, восприятием, памятью, мышлением, воображением. Коррекционное обучение предполагает развитие всех речевых компонентов, в работе это реализуется параллельным воздействием на словарь, фонематику, грамматический строй, так чтобы речь возможно быстрее становилась коммуникативным средством общения.

3. Дидактические принципы:

- принцип последовательности и системности в воспитании и развитии детей, в логике (от простого к сложному, от близкого к далекому, от хорошоизвестного к неизвестному);

- принцип индивидуализации и гуманизма.

4. Специфические принципы:

- принцип культурного обогащения содержания деятельности детей в соответствии с особенностями познавательного развития детей 5 – 7 лет;

-принцип взаимосвязи в логопедической деятельности с продуктивными видами деятельности;

-принцип интеграции различных видов деятельности с изобразительным искусством и художественной деятельностью;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности, воспитание думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего человека;

- принцип обогащения сенсорного и сенсомоторного чувственного опыта.

Ожидаемые результаты:

• улучшение произношения отдельных звуков;

• дифференциация звуков речи;

• различение звукового состава слов;

• выделение ударного слога;

• активизация общения;

• укрепление мелкой моторики;

• развитие ориентации в пространстве, в собственном теле;

• организация устных, по возможности, развернутых высказываний детей.

Структура и содержание занятий.

Каждое занятие состоит из двух частей. Первая часть направлена на профилактику речевых нарушений, вторая часть – на формирование творческого мышления, развитие ориентации в пространстве, совершенствование моторики. Общая продолжительность занятия – 25 минут.

Первая часть занятия состоит из следующих этапов (13мин.) :

• упражнения для выразительности мимики, жестов, движений (2мин.);

• артикуляционные упражнения (4мин.);

• дыхательные упражнения (2мин.);

• развитие речевого голоса и интонации (2мин.);

• развитие фонематических процессов (3мин.).

Вторая часть состоит из следующих этапов (12мин.) :

• совершенствование мелкой моторики (3мин.);

• развитие ориентации в пространстве (4мин);

• развитие навыков творческого мышления (5мин.).

Поскольку любое занятие есть творчество педагога, то в данной работе мы ограничиваемся проведением кратких конспектов в соответствии с вышеизложенным содержанием занятий.

КОНСПЕКТ

Тема: «Звук [А]»

Цель: Профилактика речевых нарушений.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- обучить плавному свободному выдоху;

- развивать выразительность мимики, движений, голоса;

- развивать пространственную ориентацию.

Коррекционно - развивающие:

- выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата;

- развивать общую и мелкую моторику;

-развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно – воспитательные:

-воспитывать у детей усидчивость;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: картинка врач слушает мальчика.

Лексико – грамматический материал: слова, стихи.

План занятия :

1. Организационный этап.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Введение звука.

4. Упражнение по развитию речевого голоса и интонации.

5. Дыхательная гимнастика.

6. Упражнение по развитию фонематических процессов.

7. Деление слов на слоги.

8. Беседа об осени.

9. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.

10. Упражнение на совершенствования навыков творческого мышления у детей.

11. Итог занятия.

Ход урока

1. Организационный этап.

Логопед : Здравствуйте дети. Я очень рада вас видеть. Давайте встанем в кружок и поздороваемся со всеми. Начну я, а вы продолжите. Логопед здоровается с ребенком, который стоит по правую руку от него. Далее дети продолжают.

-Молодцы, садитесь на места.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Наше занятие мы начнем с артикуляционной гимнастики. Нам нужно размять наш язычок и губки, чтобы мы могли хорошо разговаривать. Первое упражнение – «Окошечко». Широко открываем ротик и попробуем его удерживаем.

Логопед читает стихотворение и показывает образец того, как надо правильно выполнять упражнение. Далее дети вместе с логопедом выполняют упражнение.

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Логопед : Следующее наше упражнение - «Лягушка». Давайте улыбнемся так, чтобы были видны наши зубки. Сначала посмотрите, как выполняю упражнение я, а потом сделаем все вместе.

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану

Логопед читает стихотворение и показывает образец того, как надо правильно выполнять упражнение. Далее дети вместе с логопедом выполняют упражнение.

Логопед : Молодцы! А теперь давайте поиграем в «слоника», сомкнем губки и вытянем их вперед. Логопед показывает, дети выполняют по образцу.

Буду подрожать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их опускаю

И на место возвращаю.

Дети выполняют каждое упражнение по 4-5 раз, после показа логопеда.

3. Введение звука.

Логопед : Дети, посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

Дети: Доктор слушает мальчика.

Логопед : Правильно. А что мы произносим, когда доктор смотрит наше горлышко?

Дети: Аааа.

Логопед : Правильно, звук [а]. Давайте все вместе произнесем звук [а].

Дети с логопедом произносят звук [а].

Дети: Ааааа.

Логопед : Молодцы! А что делают наш ротик, когда мы произносим звук [а]?

Дети: Широко открыт.

Логопед : Правильно ротик широко открыт. А что делает наш язычок?

Дети: Лежит.

Логопед : Правильно, язычок лежит за нижними зубками. Молодцы! Значит, когда мы произносим звук [а], то наш ротик широко открыт, язык лежит за нижними зубками.

4. Упражнение на развитие речевого голоса и интонации.

Логопед : Давайте с вами широко откроем ротик и попробуем разбудить наш голосок. Я начну, а вы продолжите.

Громким голосом произносим: Ааа!

Средним голосом произносим: Ааа!

Тихим голосом произносим: Ааа!

Дети по образцу логопеда произносят звук [а] сначала громко, потом средне и тихо. Итак, по 4-5 раз.

Логопед : Молодцы, вы хорошо справились.

5. Дыхательная гимнастика.

Логопед : Вот мы с вами произносили звук [а], а теперь давайте с вами попробуем его подышать.

А) Ножки ставим вместе, ровненько. Спинкой облокачиваемся на стульчик, ручку кладем на животик. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [а].

Сначала логопед детям демонстрирует правильное выполнение упражнения, затем дети выполняют сами 4-5 раз.

Б) Молодцы! А теперь давайте встанем и попробуем выполнить это же упражнение стоя. Стоим ровненько, ножки вместе. Руку кладем на живот. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [а].

Логопед демонстрирует упражнение, затем дети выполняют его 4-5 раз.

6. Упражнение по развитию фонематических процессов.

Логопед : А) Дети, у меня для вас есть очень интересная игра. Давайте представим, что наши колени это клавиши от пианино. Сейчас мы положим ручки на колени и попробуем проиграть песенку «А». Только слушайте и повторяйте за мной внимательно.

Логопед вместе с детьми кладет руки на колени. Далее он произносит звук [а] и одновременно хлопает правой рукой по правому колену. Затем он еще произносит звук [а] и одновременно хлопает левой рукой по левому колену.

Далее задача усложняется. Логопед произносит 2 раза звук [а] : аа – аа; потом 3 раза: ааа – ааа. Дети повторяют за ним.

Б) Молодцы! Ручками у вас очень хорошо получилось играть. А теперь давайте попробуем поиграть ножками.

Логопед с детьми проигрывает тоже, что и в предыдущем задании. Сначала а-а-а-а; аа-аа; ааа-ааа.

В) Молодцы! Ребята посмотрите, как я умею звать слова. Аня!

Логопед произносит слово, выделяя звук [а]. Все слова подбираются так, чтобы звук [а] находился в начале слова и был в сильной позиции.

-А вы хотите научиться звать слова?

Дети: Да.

Логопед : Тогда повторяйте за мной.

Логопед по очереди произносит слова, выделяя звук [а]. (Аист, арка, азбука, ангел, август).

7. Деление слов на слоги.

Логопед : Молодцы, вы хорошо справились. А вы знаете, что слова можно не только звать, но можно и отхлопывать. Посмотрите, как я сейчас отхлопаю слово аист. Логопед показывает, как правильно можно отхлопать слово.

Логопед : А-ист. А теперь давайте попробуем еще раз, отхлопать слово аист.

Дети вместе с логопедом отхлопывают по подражанию следующие слова: арка, азбука, ангел, август.

8. Беседа об осени.

Логопед : Молодцы! Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Логопед : Правильно. А что люди собирают осенью?

Дети: Урожай.

Логопед : А какой урожай они собирают?

Дети: Овощи.

Логопед : Правильно. А какие овощи вы знаете?

Дети: морковка, капуста, помидор, огурец и тд.

Логопед : Молодцы. А где растут овощи?

Дети: На грядке.

9. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.

Логопед : Правильно. Ребята, а послушайте и посмотрите, какое хорошее и красивое стихотворение я знаю об огороде и овощах.

В огород пойдем, (Маршировать на месте)

Урожай соберем. (Идти по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты (Имитировать, как срезают, таскают, копают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (Показать руками)

Щавеля нарвем немножко ("Рвут")

И вернемся по дорожке. (Идти по кругу, взявшись за руки)

Логопед сначала сам проговаривает и показывает стихотворение. Затем он проговаривает с детьми. И только после этого, проговаривает и показывает стихотворение вместе с детьми.

10. Упражнение на совершенствование навыков творческого мышления.

Логопед : Ребята, давайте сейчас с вами поиграем в очень интересную игру. Посмотрите, вот это ковер. Давайте договоримся. Там, где мы стоим, - это низ ковра. Противоположная сторона – это вверх ковра.

Педагог встает в цент ковра.

- По моей команде вы должны встать там, где я скажу.

- Внимание! Встаньте вверх ковра.

- Где вы стоите? (Вверху ковра.)

- Встаньте в низ ковра.

- Где вы стоите? (В низу ковра.)

- Девочки, встаньте вверх ковра.

- Где стоят девочки? (Вверху ковра.)

- Где стоят мальчики? (В низу ковра.)

Логопед учит детей ориентироваться в понятиях вверх и низ.

11. Итог занятия.

Логопед : Молодцы вы хорошо справились со всеми заданиями. О чём мы говорили на занятии? Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии, вы большие молоды!

Публикации по теме:

План работы на летний оздоровительный период в дошкольном образовательном учреждении " План работы на летний оздоровительный период" в дошкольном образовательном учреждении Цель работы: Сохранение и укрепление физического.

Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении Авторская позиция: По моему мнению, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений.

Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» (1 часть) СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ…. 3 ГЛАВА I. Научно-теоретические основы проблемы исследования….….6 1.1. Здоровьесберегающих.

Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» (3 часть) 3. Технологии музыкального воздействия - музыкотерапия. Используется 2 – 4 раза в месяц. Музыкотерапия - создание такого музыкального сопровождения,.

Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» (2 часть) ГЛАВА II. Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в МКДОУ Светловский детский сад «Светлячок» 2.1. Здоровьесберегающие.

Обобщение опыта работы по подбору и расстановке кадров в дошкольном образовательном учреждении Дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Качество образовательного процесса зависит от профессиональных знаний,.

Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении .

«Предметно-развивающая среда по экспериментированию в дошкольном образовательном учреждении» (опыт работы) Предметно-развивающая среда по экспериментированию в дошкольном образовательном учреждении. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают.

Организация здоровьесберегающей среды в современном дошкольном учреждении (из опыта работы) Самигуллина Светлана Павловна Ст. Восп. МБДОУ д\с присмотра и оздоровления №20 для детей с туберкулезной интоксикацией функционирует с.

Разнообразные и результативные формы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (из опыта работы) Тема: Разнообразные и результативные формы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Здоровье – это базовая ценность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Примерный план работы логопеда в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 3 марта 2016 в 21:40
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД