МААМ-картинки

Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Жанна Тонюшкина
Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Одной из главных задач деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.

Несмотря на то, что в нашем детском саду физкультурно-оздоровительная работа ведётся в системе, состояние здоровья дошкольников продолжает вызывать опасение. Под наблюдением специалистов, имея те или иные отклонения в состоянии здоровья, ежегодно находятся от 30 до 50 % воспитанников. Данные мониторинговых исследований и показатели здоровья воспитанников за последние 3 года потребовали от педагогического коллектива принятия эффективных мер по улучшению здоровья дошкольников.

Публикация «Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Общеизвестно, что именно дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Всё это обуславливает необходимость раннего знакомства детей со способами и средствами, укрепляющими здоровье.

Важно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в двигательной активности и систематических занятиях физической культурой, что легко осуществить в условиях ДОУ.

Важнейшим условием формирования у дошкольников знаний и навыков здорового образа жизни является высокий уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей, а также готовность родителей к практической работе в этом направлении.

Проведённое нами анкетирование педагогов показало, что педагоги не совсем готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий, и этому есть несколько причин:

недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения;

несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогических кадров современным требованиям к качеству воспитательно-образовательного процесса по здоровьесбережению дошкольников;

- несформированность у педагогов умений применения в практике здоровьесберегающих технологий;

- отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому, валеологическому направлениям.

Анкетирование родителей также выявило ряд проблем:

у большинства родителей не сформирована потребность в здоровом образе жизни

недостаточно высокий уровень компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья

Перед нами встала проблема разработки модели здоровьесбережения ребенка на основе формирования здорового образа жизни педагогов и родителей.

Для решения проблемы сбережения здоровья детей разработан образовательный проект «Быть здоровыми хотим». Именно проектирование образовательного процесса даёт возможность поэтапно реализовать обозначенные задачи с учетом возрастных и психологических возможностей детей и корректировать этот процесс при необходимости.

Цели проекта «Быть здоровыми хотим» :

1. Повышение содержательной, смысловой компетентности педагогов и родителей в сфере здоровьесбережения детей, активизация субъектной позиции взрослых как носителей здорового образа жизни, сознательно пропагандирующих ценности здорового образа жизни, владеющих технологиями преумножения собственного здоровья в условиях положительных и негативных социально-экологических факторов.

2. Обучение дошкольников методам здоровьесбережения, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.

Основные задачи проекта

1. Определить наиболее эффективные формы и методы работы по здоровьесбережению дошкольников, обеспечивающие повышение уровня физического развития детей, их физической подготовленности, развития двигательных способностей, формирование ценностного отношения к самому себе и физической культуре, своему здоровью.

2. Повысить уровень компетенции и рефлексивности педагогических кадров в области здоровьесбережения и приобщения к ЗОЖ детей дошкольного возраста.

3. Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения, организации совместных мероприятий по здоровьесбережению и приобщению к ЗОЖ.

4. Качественно улучшить состояние здоровья дошкольников, снизить уровень заболеваемости, сформировать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.

5. Создать условия в ДОУ для комфортного сотрудничества всех субъектов педагогического процесса на основе здоровьесберегающих технологий и методик.

Проект долгосрочный и рассчитан на 3 года.

1 этап — подготовительный (сентябрь 2013 – август 2014г.)

Цель: подготовка коллектива и предметно-пространственной среды к созданию комплексной инновационной здоровьесберегающей системы.

2 этап - проектировочно-организационный (сентябрь 2014- август 2015 г.)

Цель: создание организационной структуры экспериментальной деятельности.

3 этап — экспериментальный (сентябрь2015 – май 2016г.)

Цель: апробирование инновационной образовательной системы, способствующей сохранению психофизического здоровья дошкольников.

4 этап - контрольно-оценочный (июнь –август 2016г.)

Цель: оценка реализации проекта на основе анализа мониторинговых исследований.

Наиболее значимыми компонентами в организации воспитательно-образовательного процесса на здоровьесберегающей основе будет:

1. Выявление педагогических условий и разработка системы психолого-педагогического обеспечения здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ;

2. Разработка и внедрение комплексной программы здоровьесбережения дошкольников с активным вовлечением родителей в реализацию программы.

3. Формирование потребностей и ценностных ориентации детей и их родителей на занятия физическими упражнениями, сочетаемыми с использованием медико-биологических средств здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья дошкольников.

В рамках проекта основными мероприятиями будут следующие формы работы :

- обучение педагогов и родителей на практических семинарах по использованию эффективных форм здоровьесбережения детей;

- обучение на лекциях по профилактике заболеваемости для родителей;

- консультирование;

- практические занятия с детьми в игровой форме по обучению навыкам здоровьесбережения и формирования ЗОЖ;

- создание и презентация валеологической и здоровьесберегающей среды в ДОУ и семье.

Условно разделив работу с дошкольниками по здоровьесбережению на два компонента, можно обозначить следующее их содержание:

1. Формирование здорового образа жизни на основе валеологического воспитания, включающего изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, включение в процесс самопознания на личностном уровне у дошкольников, формирование представлений о способах сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности и др. ;

2. Создание условий, при которых физическое воспитание, двигательная активность являются мощным стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка через активное включение дошкольника в систему занятий физическими упражнениями, которые обеспечивают устойчивый интерес к самопознанию и самосовершенствованию во всех видах физкультурно – оздоровительной работы.

К механизмам реализации здоровьесберегающих технологий, которые позволяют реализовать оба направления работы с детьми, можно отнести:

1. Специально подобранные физические упражнения и приёмы здоровьесбережения во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.

2. Интеграция данных физических упражнений и приемов здоровьесбережения в другие режимные моменты.

3. Привлечение дополнительных средств для обеспечения здорового ритма жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности воспитанников.

Эффективность реализации проекта мы сможем оценить, опираясь на следующие критерии:

1) уровень заболеваемости и физического развития детей;

2) эмоциональный фон при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием здоровьесберегающих методик;

3) степень активности детей и родителей;

4) качество образовательного процесса по физическому воспитанию на основе здоровьесберегающих методик;

5) содержание валеологической среды в ДОУ;

6) уровень освоения детьми программы по здоровьесбережению и ЗОЖ.

В результате осуществления проекта мы планируем прийти к следующим показателям:

1. В ДОУ создано единое здоровьесберегающее пространство (ребёнок-педагог -родитель).

2. Вырос уровень профессионального инновационного потенциала педагогического коллектива.

3. Разработана и действует инновационная здоровьесберегающая программа ДОУ «Быть здоровыми хотим».

4. Пополнена «методическая копилка».

5. Наблюдается положительная динамика в снижении заболеваемости детей, в укреплении эмоционально-личностной сферы, развитии физических качеств.

6. Вырос уровень физического развития детей, их здоровья, физической подготовленности.

7. У дошкольников сформирована устойчивая мотивация к здоровому образу жизни.

8. Положительная мотивация к здоровому образу жизни в семье :

- устойчивое желание отказаться от вредных привычек (в идеале отказ от них);

- активный отдых вместе с детьми;

- посещение кружков, секций оздоровительной направленности;

- проведение закаливающих процедур;

- использование рекомендаций, полученных в ходе педагогического и медицинского просвещения.

9. Усовершенствована материально-техническая база ДОУ.

Таким образом, в результате освоения детьми, педагогами и родителями содержания настоящего проекта значительно повысится их уровень компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья, изменится отношение к себе и своему здоровью, у детей появится возможность использования физических упражнений для самоутверждения, осознания своей умелости, своих двигательных способностей.

Публикации по теме:

«Неделя здоровья» как форма организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками «Неделя здоровья» как форма организации физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками Каждый день Недели здоровья посвящен определенной.

Социально педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении «Социально педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении» Уровень развития современного общества влияет и на содержание.

Консультация для старших воспитателей ДОУ «Организация оперативного контроля в дошкольном образовательном учреждении» 2 слайд Контроль в дошкольной организации – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям.

Консультирование в дошкольном образовательном учреждении Сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной,благоприятной для психического развития- главная задача педагога-психолога. Психолог.

Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении Проектный метод в ДОУ Внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие модернизации.

Организация современной системы физического развития в дошкольном образовательном учреждении Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других, так как.

Реализация «Конвенции о правах ребёнка» в дошкольном образовательном учреждении. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Воспитания толерантности ребенка в дошкольном образовательном учреждении Воспитания толерантности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Собираю добро по крупинкам, По кусочкам, по малым пылинкам. В.

Выставки организованные в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Майский детский сад «Солнышко»Выставки организованные в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Майский детский сад «Солнышко» Выставка совместных работ детей, родителей и воспитателей на тему: "Огородные чудеса". С использованием овощей и фруктов. Удивляется народ:.

Взаимодействие с семьёй в планировании воспитательного процесса в дошкольном образовательном учрежденииВзаимодействие с семьёй в планировании воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые задачи перед дошкольными образовательными учреждениями. Взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 2 октября 2015 в 09:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД