Папки-передвижки

Методическая разработка «Этнокультурный компонент на занятиях по рисованию и аппликации со старшими дошкольниками»

Лариса Ботоева
Методическая разработка «Этнокультурный компонент на занятиях по рисованию и аппликации со старшими дошкольниками»

Методическая разработка (из опыта работы)

Этнокультурный компонент на занятиях по рисованию и аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.

Выполнила: воспитатель Ботоева Лариса Васильевна

МДОУ детский сад «Родничок»п. Усть-Ордынский 2016г

Содержание:

1. Пояснительная записка -3

2. Актуальность методической разработки-4

3. Иннвационность методической разработки - 4

4. Цель и задачи- 5

5. Прогнозируемые результаты-5

Публикация «Методическая разработка „Этнокультурный компонент на занятиях по рисованию и аппликации со старшими дошкольниками“» размещена в разделах

6. Организационно педагогические условия в группах для реализации поставленных задач- 5

7 Тематический план в старшей группе. - 7

8. Тематический план в подготовительной группе -8

9. Перспективный план занятий в старшей группе -9

10. Перспективный план занятий в подготовительной к школе группе. 16-24

11. Конспекты занятий для старшей группы, подготовительной к школе группы. 25-34

12. Литература -35

Пояснительная записка

В данной методической разработке представлены апробированные занятия по рисованию и аппликации с детьми старшего дошкольного возраста по этнокультурному компоненту, все занятия сгруппированы по темам недели: «Здравствуй, детский сад!», «Осень в гости к нам пришла. Природа нашего края», «Животные нашего леса», «Мой дом- моя семья», «Родной поселок», Здравствуй зимушка-зима!», «Священное озеро Байкал», «Край, в котором мы живем», «Народная культура и традиции. Буряты коренные жители Сибири», «Весна. Родная природа», «Здравствуй, лето красное!». Введение этнокультурного компонента в содержание занятий по изобразительному искусству способствует развитию представлений дошкольников о коренной культуре и искусстве края, в котором они проживают, формированию комплекса умений и знаний, решению развивающих и воспитательных задач в условиях целенаправленной подачи материала на занятиях.

В процессе занятий знакомим детей с элементами бурятского орнамента, рисуем по мотивам бурятских народных сказок и легенд, а также рисуем картины посвященные нашему краю. Пособие построено с учетом особенностей развития дошкольников, с постепенным усложнением программных задач, направлено на решение таких задач как: Приобщение детей к народному искусству, развитие художественных навыков и умений, воспитание любви к малой Родине. Содержание занятий учитывает преемственность, взаимосвязь изобразительного творчества детей с различными видами деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, коммуникативная, познавательная. Для того, чтобы заинтересовать детей, обязательным компонентом развивающей предметно-пространственной среды в группе должны стать альбомы, открытки, книги, знакомящие детей с искусством, макеты, образцы народного творчества, а также слайды и видеоматериалы.

Выбор методов и приемов, используемых педагогом, определяется задачами конкретного занятия и его содержанием. Для выполнения поставленных задач предусмотрены несколько видов занятий : рисование на различные темы (сюжетное, декоративное рисование., творческие задания (рисование по замыслу). Почти на каждом занятии детям предоставляется выбор в содержании изобразительных работ, в композиции, в подборе цвета или способах изображения, что способствует самостоятельности, развитию творческих способностей. Методическая разработка составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием части, формируемой участниками образовательных отношений Основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ детский сад «Родничок» п. Усть-Ордынский.

Актуальность темы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как члена семьи, гражданина страны. Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и традициях. Личные впечатления, которые появляются у детей в процессе изобразительной деятельности с использованием материалов по ознакомлению с природой родного края, с традициями и обычаями, с бурятским народным декоративным творчеством усиливают эффективность эстетического и нравственного воспитания. Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.

Инновационость методической разработки.

Инновационость методической разработки заключается во внедрении этнокультурного компонента в художественное образование. Внедряя, этнокультурный компонент в занятия по рисованию и аппликации с детьми используем информационные технологии. Информационные технологии делают доступными и интересными процесс приобщения дошкольника к народной бурятской культуре, природе родного края, окружающей среде в условиях детского сада. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом дошкольном образовательном учреждении за счет организации детского мини-музея в группах.

Цель: Внедрение этнокультурного компонента в художественное образование детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Знакомить детей ближайшим окружающим миром, с природой родного края, с бурятским народным творчеством, обычаями и традициями. 4

• Знакомить с произведениями изобразительного искусства.

• Развивать художественные навыки и умения.

• Упражнять в рисовании геометрических, растительных, роговидных

элементов бурятского орнамента.

• Обогащать опыт композиционного решения.

• Развивать фантазию, творческие способности, умение

работать разными материалами.

• Воспитывать любовь к малой Родине.

Планируемый результат в старшей группе :

-Различает произведения изобразительного искусства (живопись, графику, народно-декоративное искусство)

- выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композицию)

- знает особенности изобразительных материалов.

- создает изображение предметов, сюжетное изображение.

-Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

-Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов

-Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства

Планируемый результат в подготовительной к школе группе:

(целевые ориентиры образования в

дошкольном возрасте по ФГОС ДО)

ребенок овладевает основными культурными способами

деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в

разных видах деятельности; ребенок обладает развитым воображением, которое

реализуется в разных видах деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы.

Организационно-педагогических условия в группах для реализации поставленных задач

Изобразительная деятельность по своему содержанию требует соответствующей организации предметно – пространственной среды, эстетически обдуманной, поскольку эстетическое отношение, чувство прекрасного проявляется в тесном контакте с действительностью, материальным окружением. 5

Характер детской деятельности, её задачи во многом определяют и характер материального оснащения. Предметная среда помогает развитию интересов и способностей детей к данной деятельности, тем самым активизируя её. Прежде всего следует создать условия для проявления интересов детей. В каждой группе должно быть выделено удобное для изобразительной деятельности место, где дети всегда могли бы найти необходимые материалы и оборудование, которые хранят в определённом месте, чётко распределив по видам деятельности.

В каждой группе должен быть фонд наглядных материалов: различные предметы, игрушки, иллюстрации, репродукции произведений живописи, скульптура малых форм, изделия декоративно – прикладного искусства, наличие презентаций о родном крае, о бурятском народном творчестве.

В старшей и подготовительной группах, в уголке изобразительной деятельности необходимо разместить: бумагу разного размера, формата и цвета; силуэты предметов вырезанные из бумаги: пиалы, унты, варежка и т. д. ; простой и цветные карандаши; фломастеры; гуашевые краски, акварель, сангина, восковые мелки, пастель; кисти; баночки для воды; тряпочки, подставки под кисточки, палитры. Для закрепления приёмов аккуратного закрашивания используют альбомы, в которых перед ребёнком ставят задачи – дорисовать, раскрасить и самому что-то нарисовать; цветные масляные мелки; разнообразные кисти; точилки.

Для работы по аппликации воспитатель заготавливает бумагу, картон цветной, цветную бумагу и т. д., готовые детали разной формы, величины, цвета, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овалы); клей; клеёнки; тряпочки; подносы, кисточки, подставки под кисточки, ножницы.

В каждой группе должен быть стенд для анализа детских работ по рисованию, аппликации, а также экспозиционный стенд для демонстрации иллюстрированных пособий, изделий народных мастеров и работ детей.

Педагог должен следить за тем, чтобы продуктивная деятельность воспитанников была целенаправленной, чтобы они доводили начатое дело до конца. Рассматривая с детьми их рисунки, аппликацию, воспитатель отмечает тех, у кого интересные композиционные решения, кто придумал что-то новое, своё. Доброжелательная оценка, поощрение творческих проявлений положительно влияют на развитие способностей детей.

Тематический план: Рисование, аппликация в старшей группе .

Тема недели: «Здравствуй детский сад»

- Рисование : Мой любимый детский сад.

- Рисование : На прогулке

Тема недели: Осень в гости к нам пришла. Природа нашего края

- Рисование : Идет дождь

- Рисование : Осенний лес

Тема недели: Животные нашего леса

- Рисование : Ежиха с ежатами

- Рисование : Лиса и зайцы на лесной поляне

Тема недели: Мой дом- моя семья»

- Рисование : Портрет моей мамы

- Рисование :Как я с мамой и папой иду из детского сада домой

Тема недели: Родной поселок

Рисование : Моя родная улица

Рисование : Автобус, украшенный флажками едет по улице нашего поселка

Аппликация : Дома на нашей улице (коллективная работа)

Тема недели: «Здравствуй, зимушка-зима!»

- Рисование : Зима

- Рисование : Наша нарядная елка

Тема недели: Священное озеро Байкал

- Рисование : Байкал бывает разным

- Рисование : Подводный мир Байкала

- Рисование : Растения Байкала

- Аппликация : Красивые рыбки на Байкале

Тема недели: «Край, в котором мы живем»

- Рисование : Улица г. Иркутска

- Рисование : Пароход плывет по реке Ангаре

Аппликация : Пароход плывет по реке Ангаре

Тема недели: Народная культура и традиции. Буряты- коренные жители Сибири»,

- Рисование : Юрта

- Знакомство и зарисовка элементов росписи бурятского орнамента»

- Рисование : Украшение рукавицы бурятским орнаментом

- Рисование : Украшение пиалы бурятским орнаментом

- Рисование : Кукла в национальном костюме

- Аппликация :- Кукла в национальном костюме

Тема недели: «Весна. Родная природа»

- Рисование : Весна идет

- Рисование : Расцвела черемуха

Тематический план: Рисование, аппликация в подготовительной к школе группе.

Тема недели: «Здравствуй детский сад»

-Рисование : Мой любимый детский сад.

- Рисование : Моя воспитательница

Тема недели: Осень в гости к нам пришла. Природа нашего края

- Рисование : Дары Осени

- Рисование : Золотая Осень

Тема недели: Животные нашего леса

- Рисование : Белка

- Рисование : Нарисуй животное из нашего леса (по выбору)

Тема недели: Мой дом - моя семья»

- Рисование : Папа, мама и я гуляем по улице нашего поселка

- Рисование : Семейный портрет

Тема недели: Родной поселок

- Рисование : Мой поселок вечером

- Рисование : Родного поселка любимый уголок

- Рисование : Праздник урожая в нашем поселке

Тема недели: «Здравствуй зимушка-зима!»

- Рисование : Зимний пейзаж

- Рисование : Как мы играем зимой

Тема недели: Священное озеро Байкал

- Рисование : На Байкале

- Рисование : Животные, живущие вокруг озера Байкал

- Рисование : Как мы с семьей отдыхали на Байкале

- Рисование по мотивам сказки «Омулевая бочка»

- Рисование : «Красавица Ангара по мотивам легенды о «Байкале и Ангаре».

- Аппликация : Корабли на Байкале

Тема недели: «Край, в котором мы живем»

- Рисование : С чего начинается Родина

- Рисование : Кони пасутся

- Аппликация : Символика города Иркутска

Тема недели Народная культура и традиции. Буряты коренные жители Сибири»,

- Рисование Украшение предметов быта по мотивам бурятского орнамента.

- Рисование : Украшение унтов

- Рисование : «Роспись куклы в национальной бурятской одежде»

- Рисование : Рисование по мотивам сказки «Мышь и верблюд»

- Рисование : «Знакомство с творчеством художника Л. Бертаковой»

- Рисование : На празднике Сагаалган

Аппликация

- Украшение ковра по мотивам бурятского орнамента

- Украшение пиалы бурятским орнаментом

- Украшение рукавицы бурятским орнаментом

Тема недели: «Весна. Родная природа»

- Рисование : Весна идет

- Рисование : «Летят перелетные птицы в родные края.

Публикации по теме:

«К насекомым с добром и пониманием!» Экологическая беседа со старшими дошкольниками Образовательная область: «Познавательно-речевое развитие» Цель: Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире насекомых.

«Кубанские игры в работе с дошкольниками». Дидактический материал (региональный компонент) На протяжении более трехсот лет на Кубани в среде казачества сформировались самобытные народные игры, которые развивались, передаваясь от.

Книгоиздательство со старшими дошкольниками «Дома бывают разные»Книгоиздательство со старшими дошкольниками «Дома бывают разные» С ДЕТЬМИ СВОЕЙ ГРУППЫ БЫЛ РЕАЛИЗОВАН ПРОЕКТ «ДЕТСКОЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО» Были поставлены следующие задачи: 1. Углубить интерес детей к книге.

Методическая разработка «Формирование самостоятельности детей на музыкальных занятиях» Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ «Академия детства», г. Нижний Тагил Свердловской области. Развитие навыков самостоятельности.

Методическая разработка — конспект занятия по аппликации «Январское утро» в подготовительной группе (дети 6–7 лет)Методическая разработка — конспект занятия по аппликации «Январское утро» в подготовительной группе (дети 6–7 лет) Задачи занятия: - упражнять детей задумывать и осуществлять задуманный сюжет на тему «Январское утро» с помощью различных материалов и.

Методическая разработка занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Осенние мотивы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида №16» Методическая разработка.

Методическая разработка освоения скольжения на занятиях по плаванию в ДОУ (младший, средний и страший дошкольный возраст)Методическая разработка освоения скольжения на занятиях по плаванию в ДОУ (младший, средний и страший дошкольный возраст) Младший дошкольный возраст Задачи освоения: Образовательные: - Сформировать безбоязненное отношение к воде - Освоить вдоха и выдоха в воду.

Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях» Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях. Введение. Патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором.

Методическая разработка занятия рисованию «Медведь»Методическая разработка занятия рисованию «Медведь» Методическая разработка НОД по художественному творчеству на тему «Рисование медведя с помощью кругов и овалов» (Группа – подготовительная.

Народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования. Аннотация. Сохранение прошлого – это ключевая характеристика любой культуры. Ключевые слова. Мультикультурное образование. Этнокультурный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Этнокультурный компонент на занятиях по рисованию и аппликации со старшими дошкольниками»
Опубликовано: 19 января 2017 в 10:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД