Папки-передвижки

Конспект занятия по формированию знаний о свойствах воды «Путешествие в лабораторию»

Наталия Горбунова
Конспект занятия по формированию знаний о свойствах воды «Путешествие в лабораторию»

Форма : Игра-экспериментирование «Путешествие в лабораторию».

Цель: Формирование знаний у детей о значении воды в нашей жизни.

Задачи:

Образовательные:

- Ознакомить детей со свойствами воды, развивать навыки проведения лабораторных опытов, закрепить умение работать с посудой.

Развивающие:

-поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Воспитательные:

Публикация «Конспект занятия по формированию знаний о свойствах воды „Путешествие в лабораторию“» размещена в разделах

-развивать собственный познавательный опыт, расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Средства:

• Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, блюдца, чайные ложки.

• Салфетки.

• Вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар, растительное масло.

• Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребёнка.

• Кипятильник.

• Зеркало.

• Микрофон.

Способы:

Создание игровой ситуации, художественное слово, опыты, беседа, вопросы, объяснения, уточнения, вопросы к детям, поощрение, рефлексия.

Ход занятия:

Звучит запись журчания ручейка.

Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Воспитатель: Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем, а некоторые вспомним.

- Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.

Топ- топ! Хлоп – хлоп!

Вокруг себя повернись

В маленьких ученых

Скорее превратись!

-Вот теперь мы настоящие ученые.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Давайте разделимся на группы. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столы.)

Воспитатель: Здесь вы видите много посуды. Какая она? (Ответы детей)

Воспитатель: Как нужно обращаться с такой посудой? (Ответы детей)

Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).

Воспитатель: Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку? (Ответы детей)

Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы? (Ответы детей)

Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму? (Ответы детей)

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку. (Самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает? (Ответы детей)

Воспитатель: А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце? (Ответы детей)

Воспитатель: Вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Воспитатель: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Вода — не вода» (физкультминутка)

Напоминаю правила: если названное слово обозначает то, что содержит воду — встать; если предмет и явление имеет не прямое отношение к воде — поднять руки; а если предмет или явление не имеет никакой связи с водой — хлопать в ладоши (лужа, облако, камень, водопад, книга, дельфин, река, окно, чай, человек, ветер, радуга, лягушка, иней, стул, снеговик, таз, озеро)

Воспитатель: Молодцы, отлично справились с этим заданием, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, шипеть и булькать? Когда это происходит? (Ответы детей)

Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: Огонь, газ, электронагреватель.

Воспитатель: В нашу лабораторию я принесла один из электроприборов. Он называется кипятильник. Давайте с его помощью нагреем воду. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта (вспомнить правила пользования электроприборами). Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит? (Ответы детей)

Воспитатель: А какая кипящая вода? (Ответы детей)

Воспитатель: Приведите пример, где вода очень – очень горячая, а где тёплая. (Ответы детей)

Воспитатель: Итак, ребята, какое свойство воды мы узнали из этого опыта? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, перестаёт кипеть, но остаётся горячей. Посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он появился? Я в банку наливала только воду. А вы знаете, откуда появился пар (высказывания детей)

Воспитатель: Если воду сильно нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки (предложить детям потрогать пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая».

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает. (Сахар)

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Воспитатель: Теперь вторая загадка:

В воде родится,

Воды боится. (Соль)

Убираем салфетку со второго блюдца.

Воспитатель: И, наконец, последняя загадка:

Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде – пенится,

Брызгается и шипит. (Масло)

Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды? (Ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. Дети рассаживаются на свои рабочие места.

Воспитатель: Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет? (Ответы детей)

Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соль. Размешайте её. Что теперь произошло. (Ответы детей)

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Что произошло с маслом? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились? (Ответы детей)

Воспитатель: В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идёт самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (Ответы детей)

Воспитатель: Куда же делось масло? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют). Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней? (Ответы детей).

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

На этом наше путешествие в лабораторию заканчивается

Топ- топ! Хлоп – хлоп!

Вокруг себя повернись

В ребят обратно

Скорее превратись!

-Вот мы и дома. А нас встречает корреспондент. Ребята, он хочет взять у вас интервью о том, где вы были и что вы видели.

Корреспондент: Спасибо, по вашему интервью будет создана газета «Волшебница вода».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по экологии «Путешествие в лабораторию почемучек» Конспект интегрированного занятия по экологии «Путешествие в лабораторию почемучек» Ход занятия. 1)Ребята,посмотрите,к нам сегодня пришли.

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие в научную лабораторию» Тема «Путешествие в научную лабораторию» Старшая группа. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в лабораторию» Цели: Способствовать осмысленному восприятию окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно-эмоционального.

Методическая разработка физкультурного праздника «Путешествие на лесную опушку» 1. Вид занятия – физическое, экологическое. 2. Тип занятия – комплексное. 3. Тема занятия - «Путешествие на лесную опушку». 4. Возраст детей.

Методическая разработка физкультурного занятия: «Три поросёнка» Образовательные области: Физкультура, чтение художественной литературы, коммуникация, музыка. Задачи: Приучить детей при метании шишек.

Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе «Путешествие Капельки» Воспитатель: Катина Н. В. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие.

Методическая разработка традиционного музыкального занятия (НОД) во 2 младшей группе Методическая разработка традиционного музыкального занятия (нод) во 2 младшей группе Цель: эмоционально откликаться на музыку бодрого, ритмичного.

Методическая разработка в помощь воспитателям конспект «Путешествие по Летнему саду» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 комбинированного вида Красносельского района г. Санкт-Петербурга.

Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ «Путешествие в царство «Зимушка-Зима»Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ «Путешествие в царство «Зимушка-Зима» Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ: «Путешествие в царство “Зимушка-Зима”» (старшая группа).

Методическая разработка занятия по теме «Русские народные музыкальные инструменты» Методическая разработка занятия по теме «Русские народные инструменты»с мультимедийным проектом (старшая группа) Работу выполнила: Мамаева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию знаний о свойствах воды «Путешествие в лабораторию»
Опубликовано: 23 октября 2015 в 13:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД