Получи документы

Методические рекомендации «Организация сюжетно-ролевых игр для дошкольников»

Светлана Колкнева
Методические рекомендации «Организация сюжетно-ролевых игр для дошкольников»

«Работа с детьми по организации сюжетно – ролевых игр направленных на ознакомление детей с профессиями»

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей.

От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека зависит и их интерес к труду, и уровень знаний об окружающей социальной действительности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребёнка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни.

Публикация «Методические рекомендации „Организация сюжетно-ролевых игр для дошкольников“» размещена в разделах

Знания о труде, мотивах, направленности труда, отражение в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребёнка проводится в большей степени через игру как самый доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по следующей схеме: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда.

Если младшие дошкольники знакомятся с трудом на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями, то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. Поэтому педагоги ищут пути формирования знаний о профессиях.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых это –

наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями разных профессий, которые обеспечивают наибольшую отчётливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако, наглядно воспринятое требует закрепления. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений. Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций также способствует расширению, закреплению и систематизации знаний детей. Во время таких ситуаций используются разнообразные методы и приёмы: наглядные, словесные, практические, проблемно – поисковые, игровые.

Игре отводится центральное место в работе. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда. В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений: магазин, аптека, поликлиника и т. д. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии: продавца, врача, полицейского, шофёра и т. д. В сюжетно – ролевых играх дети учатся воплощать свои замыслы, стараются изобразить профессии родителей.

Разработанные рекомендации по организации сюжетно – ролевых игр со старшими дошкольниками направлены на закрепление знаний о профессиях, развитие познавательного интереса детей к труду. Рекомендации содержат содержание развития сюжетной линии игры, перечень игровых ролей, необходимых атрибутов и игровых материалов, описание ролевых действий.

Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования знаний, но и значимое социально-эмоциональное приобщение к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми, целенаправленный процесс социализации ребёнка дошкольного возраста в окружающем мире.

«Автошкола»

Сюжет игры:

1. Запись в автошколу.

2. Занятия в автошколе.

3. Экзамены.

4. Получение водительского удостоверения.

Роли:

1. Преподаватель автошколы.

2. Инспектор ГИБДД.

3. Ученики автошколы.

4. Врач.

5. Слесарь по ремонту машин.

6. Работник автозаправочной станции.

Атрибуты, игровой материал:

дидактические игры по обучению правилам дорожного движения; плакаты; макет улицы; настольные дорожные знаки; оборудование для автогородка (кубики, конусы для полосы препятствий); макеты: светофора, учебной машины, станции техобслуживания, жилых массивов, автозаправочной станции; водительское удостоверение; набор медицинского оборудования для доктора; набор инструментов для слесаря; набор для инспектора ГИБДД; набор для инспектора автошколы; табличка «Тихо! Идёт экзамен».

Ролевые действия.

1. Преподаватель автошколы: проводит теоретические занятия по обучению ПДД.

2. Инспектор ГИБДД: проводит экзамен; регулирует движение на территории автогородка; следит за соблюдением ПДД.

Экзамены:

Теоретическая часть: ответы на экзаменационные билеты (проводится с помощью дидактических игр).

Практическая часть: вождение транспортных средств на автодроме.

3. Ученики: записываются в автошколу; сдают экзамены по вождению, на знание ПДД.

4. Врач: проводит медицинское обследование ученика, даёт разрешение на управление транспортным средством.

5. Слесарь по ремонту машин: проводит осмотр машины перед выездом.

6. Работник автозаправочной станции: заправляет машину, контролирует качество бензина.

«Ателье»

Сюжет игры:

1. Пошив одежды.

2. Ремонт одежды.

3. Изготовление одежды на продажу.

Роли:

1. Приёмщица.

2. Закройщик.

3. Швея.

4. Клиент.

Атрибуты, игровой материал:

каталоги модной одежды; бумага для зарисовок моделей одежды; образцы тканей, одежды; аксессуары: банты, ленты, украшения; карандаши; блокноты; сантиметровая лента; бланки квитанций; зеркало.

Ролевые действия.

1. Приёмщица: встречает клиентов; оформляет заказ; назначает день примерки; отдаёт готовое изделие; принимает плату за работу.

2. Закройщик: предлагает фасон, образцы тканей; снимает мерки; делает выкройку.

3. Швея: ремонтирует одежду; шьёт изделие; утюжит готовую модель.

4. Клиент: рассматривает модели одежды в каталогах; заказывает сшить платье, брюки, юбку, блузку, пальто; подбирает ткань для пошива; приходит на примерки в назначенный срок; забирает готовое изделие; оплачивает выполненную работу.

«Аэропорт»

Сюжет игры:

1. Заказ и продажа билетов на рейсы.

2. Подготовка самолёта к полёту.

3. Организация перелёта пассажиров.

4. Организации сервиса для пассажиров на борту самолёта.

Роли:

1. Кассир.

2. Лётчик.

3. Авиадиспетчер.

4. Стюардесса, стюард.

5. Пассажиры.

6. Таможенник.

7. Диктор.

Атрибуты, игровой материал:

штурвал, наушники, панель приборов, паспорта пассажиров, касса аэрофлота, билеты, деньги, багаж пассажиров, прибор для таможенного контроля, еда для пассажиров, медицинский чемоданчик.

Ролевые действия.

1. Кассир: продаёт билеты.

2. Лётчик: управляет самолётом, держит связь с авиадиспетчером.

3. Авиадиспетчер: помогает управлять самолётом во время полёта, предоставляет сведения о погоде, даёт разрешение на взлёт и посадку самолёта.

4. Стюардесса, стюард: перед взлётом осматривают салон самолёта, встречают пассажиров, проводит инструктаж перед взлётом, кормят пассажиров, оказывают медицинскую помощь.

5. Пассажиры: покупают билеты, проходят таможенный контроль, сдаёт багаж, занимает своё место в самолёте.

6. Таможенник: проверяет паспорта пассажиров. Контролирует, чтобы в багаже не было запрещённых к провозу предметов.

7. Диктор: объявляет рейсы – пункт назначения.

«Библиотека»

Сюжет игры:

1. Дети приходят в библиотеку, берут книги для чтения на дом, посещают читальный зал.

2. Принимают участие в выставках, викторинах посвящённых детским писателям.

3. Работники библиотеки предлагают детям книги, рассказывают о книгах.

Роли:

1. Библиотекарь.

2. Читатели.

Атрибуты, игровой материал:

читательские формуляры, каталоги книг, книги разнообразной тематики, портреты детских писателей.

Ролевые действия.

1. Библиотекарь: выдаёт и принимает книги; ищет нужную читателю книгу. Общается с читателями, советует, какую книгу прочесть. Устраивает выставки, посвящённые детским писателям и поэтам; выставки детских рисунков.

2. Читатели: выбирают понравившуюся ему книгу. По приглашению посещают выставки, принимают участие в литературных викторинах.

«Ветеринарная клиника»

Сюжет игры:

1. Посещение ветеринарной клиники.

2. Врач – ветеринар осматривает заболевших животных.

3. Наблюдение заболевшего животного на дому.

Роли:

1. Врач – ветеринар.

2. Хозяева животных со своими питомцами.

Атрибуты, игровой материал:

игрушки – животные, медицинские инструменты.

Ролевые действия.

1. Врач – ветеринар: осматривает животного; даёт советы по уходу за животными; назначает лечение.

2. Хозяева: приводят питомцев в клинику; рассказывают о состоянии здоровья животных; выполняет рекомендации ветеринара; ухаживает за заболевшими животными.

«Поликлиника»

Сюжет игры:

1. Посещение больными поликлиники.

2. Запись на приём к врачу в регистратуре.

3. На приёме у врача – педиатра.

4. На приёме у врача – окулиста.

5. На приёме у врача – хирурга.

6. Вызов скорой помощи на дом.

7. Приобретение лекарств в аптеке.

Роли:

1. Пациент.

2. Регистратор.

3. Врач – педиатр.

4. Врач – окулист.

5. Врач – хирург.

6. Медсестра.

7. Врач скорой помощи.

8. Водитель скорой помощи.

9. Фармацевт.

Атрибуты, игровой материал:

медицинские карты; талоны на приём к врачу; бейджи для работников регистратуры; медицинские халаты, шапочки; медицинские инструменты; рецепты; личная печать врача; таблица для определения остроты зрения; стойка с надписью «Аптека»; витрина с «лекарственными препаратами».

Ролевые действия.

1. Пациент (мама, папа, ребёнок): записывается на приём к врачу; приводят на приём ребёнка; получает талон и идёт в кабинет врача; показывают, рассказывают что болит.

2. Регистратор: записывает больных на приём к врачу; выдаёт талон на приём.

3. Врач – педиатр: выслушивает родителей; осматривает больного ребёнка; ставит диагноз; назначает лечение.

4. Врач – окулист: выслушивает пациента; осматривает глаза, проверяет остроту зрения с помощью таблицы; ставит диагноз; назначает лечение.

5. Врач – хирург: осматривает больного; предлагает медсестре обработать ушибы, перебинтовать рану; выписывает лекарство; рекомендует больному приходить на перевязки.

6. Медсестра: выполняет назначения врача; делает перевязку, прививки; выписывает рецепты.

7. Врач скорой помощи: приезжает к больному домой; выслушивает жалобы; осматривает заболевшего; при необходимости госпитализирует больного.

8. Водитель скорой помощи: везёт врача и медсестру на вызов к больному.

9. Фармацевт: подбирает больному выписанные лекарства; рассказывает об их правильном применении; принимает оплату, пробивает чек.

«Салон красоты»

Сюжет игры:

1. Клиенты посещают салон красоты.

2. Парикмахер, мастер маникюра обслуживают клиентов.

Роли:

1. Администратор.

2. Парикмахер.

3. Мастер маникюра.

4. Кассир.

5. Клиенты.

Атрибуты, игровой материал:

телефон; зеркало; туалетный столик; зеркало; наборы парикмахера; наборы для маникюра; каталоги с образцами причёсок и оформления ногтей; униформа парикмахера; накидки для клиентов; кассовый аппарат.

Ролевые действия.

1. Администратор: встречает клиентов, проводит запись клиентов к мастерам, отвечают на телефонные звонки, предлагает клиентам чай.

2. Парикмахер: выслушивает пожелания клиента, даёт советы по подбору причёски, делает причёски.

3. Мастер маникюра: выслушивает пожелания клиента, делает маникюр.

4. Кассир: принимает оплату за услуги.

5. Клиенты: делает заказ, получает услуги, общается с работниками салона.

Публикации по теме:

Организация сюжетно-ролевых с детьми 2–3 лет Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством.

Использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения дошкольников плаванию В статье представлена информация, доказывающая эффективность использования сюжетно-ролевых игр как средство оптимизации процесса обучения.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Рекомендации для воспитателей и родителей Презентация предназначена для педагогов детских садов и родителей воспитанников. Она знакомит с тем, какие атрибуты можно изготовить для.

Консультация «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников» Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный.

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что игра в детском.

Методические рекомендации «Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 5–6 лет» В воспитании ребенка дошкольного возраста семья и дошкольное учреждение решают несколько важных задач – это развитие его ума, мышления,.

Методические рекомендации по использованию возможностей сюжетно-ролевой игры для самовоспитания детей Методические рекомендации по использованию возможностей сюжетно-ролевой игры для самовоспитания детей. Игровая деятельность является ведущим.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические рекомендации «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры» [hТема: «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры» 3][/h3] Перед педагогом стоят серьезные.

Консультация для родителей «Правила организации сюжетно-ролевых игр дошкольников» Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Организация сюжетно-ролевых игр для дошкольников»
Опубликовано: 14 октября 2019 в 21:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД