Получи документы

Методические рекомендации «Музыкальный уголок в детском саду»

Ттьяна Куркина
Методические рекомендации «Музыкальный уголок в детском саду»

Методические рекомендации для воспитателей

«Музыкальный уголок в Детском саду»

Музыкальный руководитель Куркина Т. В.

Музыкальное воспитание включается в образовательную область «Художественно-эстетическое» и направлено на развитие эмоциональных качеств детей. Как вид искусства, музыка включает в себя инструментальное исполнение, пение и танец. Таким образом, музыкальные занятия способствуют разностороннему развитию детей: совершенствуются слуховое восприятие и навык устной речи, овладение чувством такта и ритма пригодится в математических упражнениях в будущем, пополняется словарный запас.

Публикация «Методические рекомендации „Музыкальный уголок в детском саду“» размещена в разделах

Малыши 1,5–3 лет учатся извлекать звук из простых инструментов, знакомятся с понятиями «мелодия», «ритм»

Основные формы музыкального образования в детском саду — типовые и интегрированные занятия в музыкальном зале. Оформлением зала и проведением занятий занимается музыкальный руководитель. Воспитатель сопровождает группу и выполняет организаторскую функцию: делает ритмические упражнения вместе с воспитанниками, при необходимости осуществляет показ каких-либо действий, присоединяется к хоровому пению, распределяет роли в музыкальных играх и драматизациях.

Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях детей и выполняет организаторские функции

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей заключается в повторении с ними изученного материала, совершенствовании имеющихся умений и навыков. Музыкально-ритмические игры, прослушивание аудиозаписей и исполнение песен включается в занятия НОД (непосредственно-образовательной деятельности, на прогулках, во время досуга второй половины дня. Предметно-пространственная среда группы содержит необходимую материальную базу — оформляется музыкальный уголок.

В музыкальном уголке дети закрепляют знания, полученные на занятиях с музыкальным руководителем Детям нравится играть и творить в музыкальном уголке

В центре музыкального развития воспитатель проводит занятия в групповой форме: дети совместно с педагогом вспоминают танцевальные движения, разучивают песни, продолжают знакомиться с творчеством известных композиторов. Атмосфера и содержание уголка побуждают воспитанников к самостоятельному изучению музыкальных инструментов, проявлению творческих способностей в танце, пении, сочинении мелодий.

Цель создания музыкального уголка в детском саду — развитие творческих способностей детей, формирование способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитание культуры слушания. Дети слушают инструментальное или голосовое исполнение мелодий, пробуют передать словами или движениями те чувства, которые испытывают. Существует много психологических исследований на тему важности музыки в раннем развитии детей. У тех, кто с первых лет жизни активно слушал музыкальные произведения и раскрывал свои таланты в этой сфере, наблюдается высокий уровень интеллекта, в т. ч. математические способности.

Психологами и педагогами отмечается влияние активной музыкальной деятельности в раннем детстве на развитие мыслительных способностей. В музыкальном уголке дети становятся активными участниками инструментальной деятельности

Образовательные и развивающие задачи функционирования уголка определяются календарно-тематическим планированием музыкальных занятий : в уголке дети повторяют новую информацию, закрепляют и развивают умения. Воспитатель согласовывает работу уголка с музыкальным руководителем : какие произведения включить для прослушивания, что требует обязательного повторения. Допускается давать детям дополнительную информацию в музыкальном уголке («Африканские ритмы», «Что такое укулеле», но не проводить занятия с опережением занятий в музыкальном зале.

Задачи организации и работы музыкального уголка

Возрастная группа Задачи

Образовательные Развивающие Воспитательные

Младшие дошкольники (1,5–4 года) Повторение изученного на музыкальных занятиях :

• Элементарные представления о мелодии, ритме, темпе.

• Названия и звучание музыкальных инструментов. • Развитие слухового восприятия.

• Развитие эмоционального отклика на музыкальные образы.

• Развитие координации движений.

• Формирование умения играть на музыкальных инструментах.

• Развитие голосовых данных. • Воспитание внимательности в слушании и исполнении.

• Формирование ответственности в выполнении заданий.

• Создание устойчивой мотивации к коллективной деятельности.

• Формирование чувства прекрасного, поощрение стремления к созданию красивых образов в обыденной деятельности.

Средняя группа (4–5 лет) Работа по теме темам музыкальных занятий :

• Закрепление представления о музыке как виде искусства : средствах музыкальной изобразительности, жанрах.

• Знакомство с композиторами.

• Знакомство с группами музыкальных инструментах (ударные, духовые, струнные).

• Обучение выразительному и хоровому пению. • Развитие умений музицировать, танцевать, петь.

• Развитие способности к импровизации в различных видах музыкальной деятельности.

• Побуждение к сочинительству (напева, мелодии, танцевальной композиции).

Старшая группа (5–6 лет) • Включение в активный словарный запас музыкальных терминов : легато, стаккато, форте, пиано, мажор, минор и др.

• Знакомство с классическими и современными композиторами, авторами детских песен. • Развитие чувства ритма.

• Формирование умения передавать в творческом исполнении своё настроение.

• Развитие умения сольного выступления.

Подготовительная группа (6–7 лет) • Расширение знаний о музыкальной культуре стран и народов мира.

• Знакомство с видами музыкальных театров : опера, оперетта, балет, мюзиклы. • Развитие сольного и коллективного исполнения песен и танцев.

• Совершенствование различных видов слуха (ритмического, звуковысотного и др.).

В музыкальном уголке дети становятся активными участниками инструментальной деятельности

Оформление музыкального уголка в детском саду

Музыкальный уголок в помещении группы оформляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материальная база пополняется с каждым годом обучения в детском саду. Так, для младших дошкольников подбираются музыкальные игрушки, а старшие ребята учатся играть на настоящих инструментах.

Для самых маленьких инструментальная база музыкального уголка состоит из игрушек : свистульки, неваляшки, молоточки, погремушки

Часть предметов для занятий в музыкальном уголке изготавливается своими руками. К продуктивному творчеству рекомендуется привлекать детей и их родителей: усиливается мотивация к музицированию с теми инструментами, которые воспитанники сделали самостоятельно (маракасы, барабаны, трещотки и др.). Например, контейнеры из-под «Киндер-сюрприза» наполняются крупой, прикрепляются к палочкам — получились погремушки. По этой же схеме делаются маракасы, только нужны пластиковые контейнеры большего объёма (из-под питьевого йогурта). Подобие бубна делается из нанизанных на толстую проволоку бутылочных крышек. Барабан легко сделать из широкой банки с пластиковой крышкой (майонезной, а тамтам — из высокой тубы от чипсов «Принглз».

Бросовый материал и активная фантазия — то, что необходимо для изготовления необычных музыкальных инструментов

В музыкальном уголке для всех возрастов присутствуют бутафорские музыкальные инструменты : нарисованные на картоне, сделанные из папье-маше. Из них нельзя извлечь звук, зато они передают внешний вид сложных инструментов (пианино, аккордеон, арфа, например) и могут быть использованы в игровой деятельности.

Бутафорские инструменты выполняют образовательную задачу (формируют представления о настоящих инструментах) и служат атрибутами для игр

Мебель для музыкального уголка выбирается деревянная или пластиковая, можно использовать мягкие модули в качестве мест для сидения. Дидактические материалы и инструменты хранятся на полках и в ящиках, часть инструментов можно разместить на стене.

Часть инструментов можно красиво расположить на стене уголка

Музыкальный уголок для детей 1,5–4 лет оформляется на сюжетной основе, для воспитанников 5–7 лет — на дидактической. Приведём пример. В младшей группе функционирует уголок «Театр папы Карло» : на полках стеллажа находятся музыкальные игрушки и инструменты из бросового материала, рядом организован столик с ширмой, ребят ждут куклы-персонажи сказки «Буратино, или Золотой ключик». В старшей группе организован развивающий уголок «Музыкальная карусель» : выделена полка с дидактическими и настольно-печатными играми, информационный стенд регулярно обновляется текстами песен, портретами композиторов, фотографиями различных видов музыкального искусства (опера, балет, народные жанры).

Для младших дошкольников оформление музыкального уголка строится на сюжетной основе, в данном случае — по сказочным мотивам

Требования к оформлению музыкального уголка

1. Оптимально удобное расположение. Музыкальный уголок организуется в зоне творческой активности: рядом с центрами ряжения и театрализованной деятельности. Самостоятельные игры-драматизации, например, часто проходят с использованием детьми материалов одновременно каждого из названных уголков : в уголке ряжения дети выбирают костюмы и распределяют роли, в театрализованном уголке разыгрывают сценку под аккомпанемент на инструментах из музыкального уголка.

2. Соответствие оборудования и материалов возрасту воспитанников. В свободном доступе для детей находятся инструменты, на которых они учились играть во время музыкальных занятий. Наглядные материалы для младших воспитанников — поющие игрушки, простые инструменты (органчики, дудочки, свистульки, погремушки, тематические альбомы с картинками; для старших — инструменты сложнее (балалайки, ксилофон, иллюстрированные энциклопедии, мини-выставки.

3. Эстетичность. Музыкальный уголок внешне привлекателен для воспитанников. Они могут участвовать в украшении: рисовать плакаты вместе с воспитателем, оформлять стенд и стенгазеты, создавать рисунки и поделки на тему музыки.

4. Безопасность. Для всех зон предметно-развивающей среды выбирается мебель из экологически безопасных материалов. Выставка инструментов организуется на столике (навесные полки не рекомендуются). Детские балалайки, гитары, гусли должны быть с пластиковыми струнами (лопнувшая металлическая струна опасна). Акустическая система или магнитофон для проигрывания аудиозаписей, а также источники питания (электрическая розетка, тройник) находятся вне досягаемости детьми.

5. Наличие аудиопроигрывателя (магнитофона, акустической системы) и коллекции аудиозаписей: сборники детских песен, народной и классической музыки, музыкальные аудиосказки.

Паспорт музыкального уголка

Паспорт предметно-развивающей зоны — это информационный документ, в котором даётся характеристика центра активности, описание материальной базы и перечень игр и упражнений для детей. Паспорт музыкального уголка составляет воспитатель группы, согласовывает его с музыкальным руководителем и администрацией детского сада. Хранится этот документ в папке педагога и предоставляется к ознакомлению коллегам, молодым специалистам, родителям воспитанников.

Шаблон паспорта музыкального уголка :

• Название уголка, для какой возрастной категории детей предназначен.

• Задачи уголка (кратко).

• Предметы мебели, количество.

• Электроприборы, если есть (акустическая система/проигрыватель/магнитофон, телевизор, проектор).

• Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, иллюстрации, тематические альбомы с картинками, энциклопедии).

• Перечень музыкальных инструментов, количество.

• Дидактические и настольные игры.

• Наборы для игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр.

• Картотека музыкально-ритмических упражнений и игр.

Фрагмент паспорта музыкального уголка первой и второй младших групп (перечень материальной базы)

• куклы-неваляшки;

• образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);

• игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределё нной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ;

• атрибуты к музыкальным подвижным играм : флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

• ширма настольная с перчаточными игрушками;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей;

• поющие и двигающиеся игрушки;

музыкальные картинки к песням.

Как назвать музыкальный уголок

Вариантов названия центров творческой активности — множество. Сама атмосфера искусства и эстетичность оформления уголка активизирует фантазию, поэтому рекомендуется подобрать название вместе с воспитанниками. Можно дать задание придумать вместе с родителями название музыкального уголка и эмблему. Необычные названия вызывают повышенный интерес к изучению материалов развивающего центра, традиционное именование показывает, что уголок является площадкой образовательного процесса, а не развлечением.

Классические названия: «Музыкальный уголок/островок/калейдоскоп/киоск», «Центр музыки», «Музыка и мы», «Весёлые нотки».

Классическое название понятно детям и настраивает на серьёзное отношение к занятиям

Креативные названия: «Скрипичный ключ приглашает/Школа скрипичного ключа», «Музыкальный городок», «Доремишка», «Домисолька», «Музыкальная палитра/страна», «Нотный град», «Лейся, песня!», «Играй, гармонь!», «Радуга мелодий», «От нотки к нотке», «Мелодии детства», «Территория музыки», «Музыкальная гостиная».

Классическое название понятно детям и настраивает на серьёзное отношение к занятиям

Забавные названия привлекают и вызывают положительные эмоции у детей

Оснащение музыкального уголка

Первая и вторая младшие группы • Неозвученные музыкальные игрушки : погремушки, трещотки, органчики;

• озвученные поющие и двигающиеся игрушки;

• иллюстрации к детским песенкам;

музыкальные («поющие») книжки;

детские музыкальные инструменты : дудочки, бубны, колокольчики;

• атрибуты для ритмико-музыкальных игр : флажки, искусственные листья и цветы, ленты, платочки;

атрибуты для игр-инсценировок: наборы фигурок-персонажей сказок, куклы на руку или на пальчик.

Средняя группа • Детские музыкальные инструменты дял младших дошкольников сохраняются для самостоятельного музицирования и игр, к ним добавляются: гармошки, балалайки, барабан, металлофон;

• сборники детских и народных песен с красочными иллюстрациями;

• дидактические игры музыкальной тематики : «Найди на картинке все музыкальные инструменты», «Найди одинаковые нотки», «Угадай песню по картинке», «Кто лишний в оркестре?»;

дополнение к игровым атрибутам: маски животных;

• для драматизаций пополняется набор перчаточных кукол по мере изучения воспитанниками литературных произведений.

Старшая группа • К предметам для музицирования добавляются инструменты-самоделки из бросового материала, игрушки-инструменты: пианино, флейта, треугольник, аккордеон;

• иллюстрации для изучения цикла «Времена года»;

• плакаты с группами музыкальных инструментов;

• портреты композиторов;

• дидактические игры пополняются музыкальным лото и домино;

• дополнение к атрибутам танцевальных и музыкальных игр : шарфики, элементы народных костюмов (кокошник, платок, жилетки);

для драматизаций: набор раскладных ширм, простые марионетки.

Подготовительная группа • Обширная подборка детских музыкальных инструментов, в т. ч. самодельных;

• иллюстрированные альбомы «Русский балет», «Танцы народов мира», «Энциклопедия инструментов», «Симфонический оркестр»;

пополнение в настольно-печатных играх: «Музыкальные ребусы», «Нота, я тебя знаю!», «Пианино-караоке»;

• коллекция атрибутов и головных уборов к танцевальным импровизациям и играм-инсценировкам.

Работа в музыкальном уголке детского сада

Деятельность воспитанников в музыкальном уголке осуществляется в совместных с воспитателем занятиях — индивидуальных или в подгруппе, и в самостоятельной форме. Воспитатель работает с детьми в уголке по указанию музыкального руководителя : с кем необходимо поработать над танцевальными умениями, с кем повторить песню, когда закрепить изученный материал.

Но чаще дети самостоятельно проявляют активность в музицировании и танцах. Воспитатель продумывает и оформляется музыкальный уголок так, чтобы он был востребован ребятами, принимает незначительную роль в организации самостоятельных игр. Стимулировать интерес к занятиям в уголке помогают сюрпризные моменты («К нам в уголок доставили посылку шапочками для танца!», «У куклы Светы сегодня именины, давайте устроить в честь праздника небольшой концерт!», «Я вчера узнала правила музыкального лото и хочу рассказать вам о них!», предварительное изучение наглядных материалов и прослушивание аудиозаписей.

Виды деятельности в музыкальном уголке

1. Подвижные игры. Проводятся с обязательным музыкальным сопровождением. Ведущим в подвижных играх с младшими и средними дошкольниками является воспитатель, дети старшего возраста выбирают ведущего самостоятельно.

Пример игры для малышей: «Карусель». Воспитатель надевает пояс с висящими широкими лентами, становится в круг детей, малыши берутся за ленты. Звучит музыками, дети движутся в одном направлении под музыку, закручивают ленты вокруг воспитателя, по команде меняют направление.

Подвижная игра для старших дошкольников — «Лётчики» : ведущий даёт команду, дети выполняют («Лётчики, заводим мотор!» — делают вращательные движения руками, «Взлетаем!» — разводят руки в сторону, начинают двигаться, «Совершаем посадку!» — замедляются, останавливаются, каждая посадка предполагает включение на проигрывателе отрывков национальных песен, дети должны двигаться в такт.

2. Танцевальные импровизации. Под музыку дети исполняют танцевальные движения. Сезонные танцевальные импровизации проводятся с соответствующими атрибутами: осенью — с искусственными веточками, зимой — с бумажными снежинками, весной и летом — с цветами и веночками. Для импровизаций с элементами национальных танцев используются бубны (тарантелла, кастаньеты (средиземноморские танцы, платочки и деревянные ложки (русские народные танцы, маракасы (латиноамериканские мотивы).

3. Музыкальные импровизации. Обычно дети включают их в сюжетно-ролевые игры: «Оркестр», «Праздничный концерт». Для музыкальных импровизаций старших дошкольников выбирается ведущий — дирижёр, между остальными участниками игры распределяются роли музыкантов — скрипач, барабанщик, флейтист, аккордеонист и т. д. «Дирижёр» даёт команду, когда вступать в игру каждому из «музыкантов», когда прекращать исполнение.

4. Дидактические игры. С младшими воспитанниками педагог проводит игры на узнавание звучания инструментов (за ширмой играет на инструменте или включает аудиозапись, а дети называют инструмент, на определение характера музыки ( дети показывают картинки эмоционального состояния или условное обозначение для звучащей мелодии: грустная, спокойная, весёлая, на воспроизведение звукового рисунка (детям предлагается голосом показать изображё нный узор: линия с изгибами — мелодия плавная, линия постепенно стремится вниз — переход от громкого звучания к тихому и т. д.). Для детей постарше подходят игры на определение сильной доли в музыкальном отрывке (показывают сильное место на карточке, на угадывание знакомых музыкальных композиций (игра «Цветик-семицветик» : на каждом лепестке — иллюстрация к произведению, название которого нужно вспомнить) и композиторов (игра «Грампластинки» : отгадав имя композитора, чьё произведение звучит, дети наклеивают на пластинку карточку с портретом автора).

5. Игры-драматизации. Инсценировка знакомых детям сказочных сюжетов предполагает эмоциональное раскрытие персонажей в соответствии со звучащей музыкой. Музыкальные игры-драматизации в детском саду : «Лиса и заяц», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Серая шейка».

Анализ оформления и работы музыкального уголка

Эффективность организации музыкальной среды в группе и работы в рамках развивающего уголка определяется востребованностью детьми, устойчивым интересом к самостоятельной деятельности.

Воспитатель проводит анализ музыкального уголка по критериям :

• соответствие материалов уголка возрасту воспитанников;

• разнообразие музыкальных игрушек и детских инструментов, атрибутов для музыкальных игр;

• разнообразие фонотеки;

• внешняя привлекательность.

Дети утрачивают интерес к предметной среде в том случае, если предметы для самостоятельных занятий сложны в освоении, они не умеют с ними обращаться. Старших детей не привлекает материальная база, состоящая из музыкальных игрушек, это наполнение для младших групп. В наборе игрушек и инструментов должно происходить постоянное обновление.

То же самое касается коллекции аудиозаписей и атрибутов для танцев и музыкальных драматизаций : когда ребёнок изучил материал, поиграл с ним, станцевал под песенку, ему вряд ли захочется возвращаться к повторению.

Привлекательность оформления можно определить по тем эмоциям, которые дети испытывают в уголке. Любопытно ли им изучать картинки на стенах и полках, хочется ли возвращаться в уголок, в хорошем ли настроении они его покидают.

Воспитатель выявляет недочёты в оборудовании и оформлении уголка, стремится исправить их и обогатить музыкальную среду в группе.

Работа в уголке анализируется совместно с музыкальным руководителем :

• усвоение и закрепление, полученных на музыкальных занятиях;

• эффективность индивидуальных занятий с отстающими воспитанниками/испытывающими трудности в каких-либо видах музыкальной деятельности;

• степень развития музыкальных способностей, творческого самовыражения у детей.

Грамотная организация музыкальной зоны для каждой возрастной группы способствует развитию интереса у детей к миру музыки. Они ярче чувствуют эмоциональную сторону мелодий и песен, выражают своё настроение в танцевальных импровизациях. Главная задача музыкального воспитания в детском саду — сформировать у ребёнка культуру слушания и восприятие звучащих образов.

Публикации по теме:

Уголок по ПДД в детском садуУголок по ПДД в детском саду В нашем детском саду был проведен смотр-конкурс: «Лучший уголок ПДД». С целью создания условий для воспитательно — образовательного процесса,.

Уголок экспериментирования в детском садуУголок экспериментирования в детском саду Фотоотчет. Уголок экспериментирования в детском саду Иванова Елена Владимировна. Поставить эксперимент - это как срезать длинный обходной.

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации к оформлению выставки в детском саду» Консультация для воспитателей на тему: «Методические рекомендации к оформлению выставки в детском саду» Содержание 1. Организация и оформление.

Методические рекомендации «Неделя открытого показа в детском саду, или Как интересно провести НОД с дошкольниками» Готовясь к непосредственно образовательной деятельности с детьми в рамках недели открытого показа для коллег, любой, даже самый опытный.

Музыкальный театр в детском саду как средство формирования творческой личности На современном уровне общественного развития все большую актуальность приобретает творческий, креативных подход к решению различных задач.

Экспериментальный уголок в детском садуЭкспериментальный уголок в детском саду .

Методические рекомендации по организации и методике проведения прогулки в детском саду Организация и методика проведения прогулки в детском саду. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на.

Особенности профессии «Музыкальный руководитель» в детском саду Музыкальный руководитель детского сада — это особая профессия. И появилась она относительно недавно — в послевоенные годы (1948 г.). До.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Огромную роль в воспитании детей имеет знание правил дорожного движения. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная.

Уголок уединения в детском садуУголок уединения в детском саду Уголок уединения в детском саду Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Музыкальный уголок в детском саду»
Опубликовано: 26 октября 2019 в 17:54
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД