Методические рекомендации по использованию стихотворных текстов и сказок при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми.

Елена Татаркина
Методические рекомендации по использованию стихотворных текстов и сказок при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми.

Одним из приемов повышения эффективности работы над постановкой звуков является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе [2]. Активное использование артикуляционной гимнастики при исправлении звукопроизношения признано такими известными теоретиками и практиками, как М Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Очень часто требуется много времени для выработки того или иного положения языка. Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы.

Конечно, основная роль при исправлении звукопроизношения принадлежит логопеду. Но, также необходимо ввести в коррекционно-развивающий процесс родителей и воспитателей. Мы разработали методические рекомендации по выполнению артикуляционных гимнастик с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием с использованием стихотворных текстов и артикуляторных сказок, которые могут использовать в своей работе воспитатели, родители, и, конечно, логопеды.

Цель. Повысить эффективность работы по развитию артикуляционной гимнастики.

Задачи. Повысить интерес к выполнению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Дать рекомендации воспитателям и родителям по выполнению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Повысить мотивацию у дошкольников к выполнению артикуляционной гимнастики.

Ребенку с речевыми нарушениями трудно «заставить» свой язычок выполнить какое-либо упражнение. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики во многом зависит от того, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, стремление правильно выполнять упражнения.

Родители и воспитатели знакомятся с основными артикуляционными гимнастиками, выполняют сами все артикуляционные уклады.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу от выполнения движения. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить «Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему).

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

При выполнении статических упражнений необходимо удержать позу несколько секунд, взрослый в это время читает стихотворный текст. (Приложение 1). Это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

При выполнении серии артикуляционных упражнений, сопровождающих артикуляторными сказками, взрослому нужна более длительная подготовка. Воспитатель (родитель) знакомится с текстом сказки (Приложение 2, с артикуляционными упражнениями. Читает текст сказки выразительно, эмоционально и выполняет вместе с ребенком упражнения. Затем взрослый читает сказку, ребенок выполняет упражнения в соответствии с текстом.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Таким образом, у дошкольников формируются мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, педагоги и родители стремятся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала

Наши воспитанники с удовольствием и большим желанием выполняют артикуляционную гимнастику, с интересом ждут, какая сегодня для них будет сказка. У многих детей есть любимые стихи и артикуляционные упражнения, и эти упражнения они выполняют с особым старанием.

Библиография

1. Буденая Т. В. Логопедическая гимнастика. С – П «Детство-Пресс», 2003

2. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Москва, 2008.

3. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. С-П «Каро», 2006.

4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. С-П «Каро», 2006

5. Правдина О. В. Логопедия. Москва, 1973.

6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, 1989.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика — это весело и интересно. Презентация для занятий с детьми. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Презентация «Артикуляционная гимнастика» учителя-логопеда Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Артикуляционная гимнастика – это.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию стихотворных текстов и сказок при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми.
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 22:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление развивающей среды на стене в беседке ДОУ. «Времена года».
Стену в беседке мы решили оформить в экологическом направлении, дерево "Времена года". Сначала подготавливаем стену: обдираем старые облущенные слои,...
Конспект познавательно-игрового занятия для старшей группы «Август заглянул сегодня в...
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды...
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...