Получи документы

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ

Валентина Веденеева
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ

В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательного образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Наблюдая за детьми, прислушиваясь к «милой детской речи», можно заметить особенности их речевого развития. Главным стимулом развития речи, на наш взгляд, является создание условий для проявления речевой активности: дети должны учиться устанавливать контакты, добиваться своих целей, в том числе, путём общения со сверстниками и взрослыми. Такие условия представляются в театрально – игровой деятельности дошкольников, которая одновременно создаёт положительный эмоциональный фон.

Публикация «Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ» размещена в разделах

Задача воспитателя заключается в том, чтобы приблизить речь детей к речи взрослых, а для этого необходимо систематически обогащать её новыми словами.

Для личностно-развивающего педагогического взаимодействия характерны специфические способы общения, основанные на понимании, признании и принятии ребенка как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком общении основными тактиками педагога становятся сотрудничество и партнерство, которые дают возможность воспитаннику проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность. С помощью такого общения педагог имеет возможность установить контакт с детьми, при котором будет учтен принцип дистанции (создание комфортной дистанции, определены позиции педагога и детей, создано общее психологическое пространство общения, предусматривающее в равной мере и контакт и свободу одновременно.

В дошкольном возрасте, когда закладывается основа формирования личности, ребенок наиболее сенситивен для формирования добрых чувств, наиболее открыт для общения. Любой негативный опыт общения в этом возрасте может нанести непоправимый вред неокрепшей психике ребенка.

Идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях педагога и воспитанника является основополагающим принципом типологии межличностных отношений, сохраняющих здоровье участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Дизайн и эргономика современной среды дошкольного образовательного учреждения.

Дизайн – это проектная художественно – техническая деятельность по формированию предметной среды.

Целью проектирования в дизайне является оптимизация процессов жизнедеятельности человека, повышение эстетического уровня среды.

Предметом проектирования в дизайне являются структура и качество формы предметной среды в целом и её элементов.

Дизайн базируется на научных основах ряда дисциплин, одной из которых является эргономика (от греч. : argon – работа, Nomo’s – закон) – научная дисциплина, комплексно изучающая все аспекты взаимодействия человека с техническими средствами и средой с целью обеспечения оптимального функционального состояния человека в процессе этого взаимодействия, когда достигается соответствие средств и условий труда.

Возникновение эргономики и её развитие тесно связано с дизайном. В данном случае дизайн стал заниматься проектированием не только набора отдельных изделий для детей, а такой их совокупности, которая должна создавать целостную развивающую среду.

Эстетика оформления интерьера дошкольного учреждения должна отвечать санитарно – гигиеническим требованиям, нормативам соответствия площади, естественной и искусственной освещённости, тепло – и звукоизоляции. Эстетические качества оформления зависят от рациональной и красивой планировки – зонирования, освещения и цветовой отделки помещений, а также систем встроенного, секционного и сборно-разборного оборудования.

Предметно – пространственная среда, которой мы уделяем большое внимание, обеспечивает полноценное эмоциональное и личностное развитие детей. Организуя развивающую среду в средней группе, мы учитываем возрастные и психологические особенности детей.

Должно быть предусмотрено игровое «зонирование», которое не разобщает играющих, а способствует их взаимодействию, в группе необходимо достаточное количество дидактических игр и пособий, настольно – печатных игр, направленных на нравственное, социальное и эмоциональное воспитание и развитие детей. Детям необходим свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию, а также удовлетворение их потребности в движении.

Проектирование здоровьеберегающего пространства

Проектирование современной образовательной среды дошкольного учреждения как многомерного пространства, адекватного актуальным потребностям детей дошкольного возраста и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства отвечает гуманистическим позициям образования. В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-развивающей среды. Такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве дошкольного учреждения благотворно влияют на воспитания и образование, на здоровье детей.

В «Концепции по дошкольному воспитанию» сформулированы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: принцип дистанции, позиции при взаимодействии, принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности – динамичности развивающей среды, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип открытости-закрытости, принцип учета половых и возрастных различий детей, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

В соответствии с современными санитарно-гигиеническими и эстетическими требованиям предметно-развивающая среда планомерно реконструируется, модернизируется.

Здоровьесберегающее образовательное пространство рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

Особое значение в деятельности нашего педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства придается:

приоритету в воспитании ребенка общечеловеческих ценностей, культурных, национальных традиций; укреплению связей с семьей, микрорайоном, городом, составление совместных программ с культурно-образовательными, спортивно-оздоровительными учреждениями города;

реализации деятельно-практического подхода в формировании ценностного потенциала личности (посильный общественно-полезный совместный труд;

ориентированности родителей на конструктивные, партнерские взаимоотношения со специалистами, воспитателями, гармонизация взаимоотношений в социуме, использование практики социального партнерства. Для развития ребенка очень важно, чтобы среда вокруг него была развивающей и здоровьесберегающей.

Предметно-пространственная среда детей среднего дошкольного возраста имеет своеобразие, связанное с особенностями развития дошкольника пятого года жизни. Наиболее важная особенность – яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее. Именно поэтому образовательная среда в средней группе должна сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но в то же время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников.

В начале учебного года мы – воспитатели группы, педагог-психолог, специалисты по физической и изобразительной деятельности совместно с родителями воспитанников разработали мини-проект реконструкции и модернизации имеющейся предметно-пространственной среды группового помещения с целью создания психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей среднего дошкольного возраста.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место. Современный книжный уголок обогащен разнообразной по жанру детской литературой, атрибутами, куклами для развертывания постановок по произведениям, масками, пособиями для художественно-литературного творчества.

Работа с родителями

Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В связи с этим важное место в деятельности нашего дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры на родительских собраниях, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа развития, возрастных особенностей. Воспитатели изучают запросы родителей через опросники, анкеты. Совместно решают актуальные вопросы воспитания детей в "Школе молодых родителей", на Совете родителей, используя активные формы (диспуты, брифинги, "Телефон доверия", "круглый стол" и т. д.). Привлекают родителей к совместному участию в детских праздниках и досугах, выставках и викторинах. Систематически демонстрируют результаты детской деятельности в Дни открытых дверей. Для осведомленности родителей о жизни детей в течении дня изготовлен «Телеканал для родителей». Результаты анкетирования родителей показали высокую степень удовлетворения работой нашего ДОУ по обучению и воспитанию детей.

Реализация этого направления способствует профилактике негативных проявлений в среде детей, созданию условий для адаптации детей в детском саду и за его пределами, изменению позиции родителей, преодолению негативного опыта некоторых родителей по отношению к дошкольным образовательным учреждениям и системе воспитания детей.

Публикации по теме:

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Обязательная часть.» Образовательная программа должна быть сугубо ИНДИВИДУАЛЬНОЙ для каждого ДОУ. Образовательная программа состоит из 2 частей 1. обязательной.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ
Опубликовано: 15 января 2014 в 21:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД