МААМ-картинки

Методические рекомендации по ПДД

Зульфия Шамсиева
Методические рекомендации по ПДД

Методические рекомендации.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»,

Публикация «Методические рекомендации по ПДД» размещена в разделах

основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого

уровня охраны их здоровья и жизни.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета.

Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.

Причины дорожно-транспортных происшествий:

Наиболее распространё нные причины дорожно-транспортных происшествий:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте, перед близко идущим

транспортом.

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия.

3. Игра на проезжей части.

4. Ходьба по проезжей части.

Организация работы с педагогами по предупреждению ДДТТ

Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-

транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах. Эта деятельность должна выстраиваться на основании следующих принципов:

1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.

2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую

реализацию всех задач.

3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.

4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.

В детском саду должна быть разработана система, в которой четко видна иерархия управления, подчинения и взаимодействия.

Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим коллективом. А в целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении необходимо дополнительно осуществить:

- Установить межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД города;

- Разработать совместный план работы с отделом ГИБДД;

- Систематически рассматривать вопросы обеспечения безопасности всех

участников воспитательно-образовательного процесса на совещаниях

педагогических работников и административных совещаниях при заведующем;

- На базе каждого дошкольного учреждения проводить методические мероприятия по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и пропаганде основ безопасности и правил дорожного движения.

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным.

С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа должна осуществляться в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество. Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и

проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать, умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать

внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.

Педагогический процесс дошкольного учреждения, реализующего основную

общеобразовательную программу дошкольного образования, выстраивается в

соответствии с годовым планом учреждения. Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся педсоветы,

диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми. На педсоветах и совещаниях обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса, делается анализ дорожно - транспортного травматизма в районе, городе; обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков культурного поведения на улице.

В условиях вариативности и разнообразия содержания, форм и методов работы по формированию у детей безопасного поведения на улице не может быть предложено единой модели планирования. Каждое дошкольное учреждение должно определить свои возможности (используемые программы и методики, материальную базу, а также более широкие – климатические, социокультурные и другие региональные особенности. К

работе в данном направлении необходимо привлекать всех имеющихся в ДОУ специалистов и педагогов дополнительного образования.

Безопасность на улице и дорогах актуальней для детей, живущих в городе, поэтому соответствующему разделу в детских садах уделяется времени и внимания больше.

Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путё м решения нескольких задач:

- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного

поведения на улице;

- формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения» :

Ребёнок – пешеход

Ребёнок – пассажир

Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок,роликовых коньков и др.)

Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по

ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные

«теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей,

вида занятий и т. д.

Для каждой возрастной группы необходимо определить цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах

дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении и комплексно решать поставленные задачи:

- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Направления воспитания безопасного поведения на улице у дошкольников.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице.

1. Игровая деятельность:

-подвижные игры;

-дидактические игры;

-настольно-печатные игры;

-сюжетно-ролевые игры;

-игры-драматизации и театрализованные игры;

-игровые практикумы на транспортной площадке.

2. Познавательная деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность.

По продуктивным видам деятельности целесообразно выполнять индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках- раскрасках;

В конструктивной деятельности предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу);

следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи, задачи-шутки. Беседы, викторины.

Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и

представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение.

В рамках проектов проводятся:

- охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и

сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад (туман!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад» и т. д.

- фоторепортажи;

- праздники, викторины, спектакли;

- выпускаются сигнальные листовки, газеты;

-оформляются фотостенды.

3. Художественная деятельность.

Чтение художественной литературы.

Педагог должен подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.

Методика работы с художественным произведением предполагает:

- выразительное, эмоциональное чтение произведения;

- повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ

содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать;

- беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации книги и подобранные специально;

- разучивание рифмованных правил или стихов.

В рамках художественно-изобразительной деятельности следует организовывать:

- конкурсы рисунков;

- выставки моделей, макетов;

- изготовление атрибутов к играм.

В рамках художественно-речевой деятельности проводятся:

- вечера загадок;

- викторины;

- конкурсы стихов и рассказов;

- развлечения, праздники;

- спектакли, театрализованные постановки.

В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.

Общие представления:

- Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон

- Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

- Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

- Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

- Не играть на дороге или около проезжей части.

- Переходить улицу только по пешеходному переходу.

- При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.

- Знать устройство проезжей части.

- Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

- Знать правила поведения в транспорте:

- Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.

- Не стоять у дверей.

- Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.

- Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.

- Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

- Знать и соблюдать правила поведения во дворе:

- Не ходить никуда без разрешения взрослых.

- Играть только на детской площадке.

- Не играть близко от проезжей части дороги.

- Не кататься по проезжей части дороги.

Реализация задач по воспитанию у детей безопасного поведения на улицах и дорогах должна начинаться с самого раннего возраста в различных видах деятельности: в быту, в играх, на занятиях, по пути из дома в детский сад. В любой деятельности, которой занимается ребёнок, можно найти много моментов, чтобы поупражнять его в запоминании нужных знаний и выработки определённых навыков.

Примерный перечень занятий в группах о ПДД

группы Занятия

Ознакомление с окружающим

(1 раз в квартал) Изобразительная деятельность

(1 раз в квартал) Конструирование (1 раз в квартал)

Первая младшая 1. Рассматривание игрушечного грузового автомобиля

2. Рассматривание автобуса (картинка)

3. Рассматривание картины «Улица города» 1. Рисование «Зебра на дороге»

2. Лепка «Светофор»

3. Рисование «Светофор» 1.»Дорожки»

2. Вагончики

3. Машины»

Вторая младшая 1. Рассматривание грузового автомобиля

2. Рассматривание картины» Улица города»

3. фсравнение автобуса и автомобиля (игрушки)

4. Заучивание стихотворения Я. Пишумова «Машины»

5. Заучивание отрывка из стихотворения А. Северного «Светофор» 1. Рисование «вагончики метро», «Светофор», «Колеса к вагончикам», «Наша улица»

2. Аппликация «Светофор», «Автобус»

3. Лепка «Светофор», «Колеса большие и маленькие» 1 Дорожки»

2. «Ворота широкие и узкие»

3. «Улица» (дома и дороги)

Средняя 1. Рассматривание пассажирского и грузового транспорта

2. Сравнение автобуса и троллейбуса

3. Беседа с рассматриванием иллюстраций «На чем ездят люди»

4. Беседа «Что я видел, когда шел в детский сад»

5. Беседа «Какие бывают машины?»

6. Заучивание стихотворения Р. Фархади «Светофор»

7. Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат» 1. Аппликация «Грузовая машина», «Автобус»

2. Рисование «Грузовая машина», «машины на дороге» 1. «Мост для транспорта»

2.»Трамвайчики»

3. «Автобус» (из бумаги)

Старшая 1. Рассматривание картины «Улица города»

2. Беседа с решением проблемных ситуаций

3.»Школа пешеходных наук» (итоговое комплексное занятие) 1Рисование «Улица города», «Регулируемый перекресток», «дорожные знаки», «Автобус с флажками едет по улице»

2. Аппликация «на нашей улице», «Какие бывают грузовые автомобили», «Троллейбус» 1.»Мосты для разного вида транспорта»

2.»Светофор» (из бумаги)

3.»Улица города» (из строительного материала)

Подгото-

витель-

ная 1 Рассказ воспитателя «Служебный транспорт»

2. Беседа по картине «Машина на мосту»

3. Беседа «На чем люди ездили и ездят»

4. Беседа «Улица города»

5. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»

6. Пересказ рассказа «Санки»

7.»Правила дорожного движения» (итоговое комплексное занятие) 1. Рисование «Служебные машины», «Автобус и троллейбус», «Мы едем в автобусе по городу», «нарисуй любой вид транспорта»

2. Аппликация «Транспорт», «Вырежи и наклей любой вид транспорта», «Автобус и троллейбус»

3. Коллективная работа «Улица, на которой стоит детский сад» (рисование и аппликация) 1.»наша улица»

2.»Грузовые машины»

3. «Станции метро»

Публикации по теме:

Методические рекомендации к портфолио 1. Титульный лист. Впишите фамилию, имя ребенка и дату начала ведения портфолио. Когда портфолио будет готово – проставьте здесь же дату.

«Методические рекомендации по физической культуре» Домашние задания по физической культуреЛогическим продолжением работы на занятиях являются домашние задания, которые помогут повысить объем.

Методические рекомендации «Йога для детей» Детская йога. Йога — древнейшая духовно-телесная практика, пришедшая к нам из Индии. Нет, наверное, сегодня человека, который не знал бы,.

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по ПДД.» В соответствии с ФГОС дошкольного образования обучение правилам дорожного движения осуществляется с учетом интеграции образовательных областей.

Методические рекомендации для молодых педагогов Данные методические рекомендации были сформулированы мною в ходе своей работы по самообразованию. 1. Не надо боятся. Ни детей, ни родителей,.

Методические рекомендации по работе с детьми с РДА Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов. Методические рекомендации по работе с детьми с РДА. Основные направления.

Методические рекомендации по вокалу ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ Часть I (составлено на основе вокального опыта педагогов-практиков) Очень важным для правильной.

Методические рекомендации по вокалу ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ Часть II Можно посоветовать на первых уроках упражнение «Унисон». Сначала предложить спеть всем.

Методические рекомендации по вокалу Основные этапы работы над вокальным произведением на музыкальных занятиях с учащимися общеобразовательных школ Первоначальный этап работы.

Методические рекомендации в ДОУ «Дорогою добра» Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою. Всё с друзьями пополам Поделить мы рады! Только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по ПДД
Опубликовано: 12 мая 2019 в 13:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД