Папки-передвижки

Методические рекомендации по развитию познавательно-исследовательских способностей у дошкольников

Людмила Королева
Методические рекомендации по развитию познавательно-исследовательских способностей у дошкольников

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по развитию познавательно-исследовательских способностей у дошкольников

«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам,

приобретают способность самим ставить вопросы

и получать на них фактические ответы, оказываясь на более

высоком умственном и нравственном уровне в сравнении

с теми, кто такой школы не прошел.»

К. Е. Тимирязев.

Публикация «Методические рекомендации по развитию познавательно-исследовательских способностей у дошкольников» размещена в разделах

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать : рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Всё это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребенка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Правила при выборе темы:

1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разработать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

В своей деятельности педагоги должны опираться на ведущие принципы развития дошкольников :

• Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

• Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

• Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников Центра;

• Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

• Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

• Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребенка, детская и взрослая субкультура).

Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:

1. Младший дошкольный возраст : начать с ознакомления ребенка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребенок не начнет принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).

2. Средний дошкольный возраст : этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путем; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».

3. Старший дошкольный возраст : в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство; где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Структура детского экспериментирования:

Проблемная ситуация

Целеполагание (что нужно сделать)

Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

Подтвердилось Не подтвердилось

Формулирование выводов Возникновение новой гипотезы

(как получилось) Предположений

Реализация в действии

Подтвердилось

Формулирование выводов (как получилось)

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности

1. Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Фронтальные занятия.

4. КВН, развлечения.

5. Наблюдения в природе.

6. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

7. Беседы по теме.

8. Целевая прогулка.

9. Экскурсия.

Материалы и оборудование Центра исследовательской деятельности:

Материал, находящийся в Центре исследовательской деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Основное оборудование:

Календарь наблюдений за состоянием погоды

«Огород на окне»

Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;

Бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др. ;

Дополнительное оборудование:

• Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, инвентарь для уборки, емкость для мусора.

• Карточки-схемы проведения экспериментов, правила работы с материалом (условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки, модели) на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента).

• Индивидуальные дневники экспериментов.

Старшая группа :

Методическое и наглядное сопровождение опытно-экспериментальной деятельности: методические рекомендации по проведению опытов, таблицы, модели, схемы с алгоритмами проведения опытов и экспериментов, дневники опытов, альбомы, картотека опытов, карточки подсказки (разрешающие – запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».

1. Книги познавательного характера, атласы.

2. Тематические альбомы.

3. Коллекции: «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», «Камней», «Ракушек».

4. Серии картин с изображением природных сообществ.

5. Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

6. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

7. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

8. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

9. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

10. Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл.

11. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

12. Сито, воронки.

13. Половинки мыльниц, формы для льда.

14. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы.

15. Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

16. «Огород на окне».

17. Игра – экспериментирование с разными материалами:

* С водой, льдом, снегом: Фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета для смешивания и получения цветной воды; Насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; Разные формочки для замораживания воды; Мягкие флаконы из-под шампуня для брызгалок, пульверизаторы; Средства для выдувания мыльных пузырей; Разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, мензурки, трубочки; Разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек.

* Со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика; Свеча, бумага, краски;

* С магнитом, стеклом, резиной: Магнит, металлические предметы, пружинки, фигурки «попрыгунчики» : колечки, мячики, фигурки на резинке;

* С бумагой: Самоделки-оригами, вертушки, «гармошки», тонкая бумага на расческе; Самодельные штампы-печатки из пробок, картофеля; Силуэты и краски для набрызга; Копировальная бумага; Средства для осушения капель воды: бумага, марля, ткань.

18. Пособия и учебные при боры для определения:

* Веса: разнообразные весы, набор гирь или разновесов (0,1 – 1 кг);

* Протяженности: метр, линейки;

* Объё ма: мерные кружки;

* Времени: песочные часы, секундомер, часы-конструктор;

* Количества: разнообразные счёты;

* Направления: компас;

* Возможные условные мерки (весы, протяженности, объема).

Подготовительная группа :

Методическое и наглядное сопровождение опытно-экспериментальной деятельности: методические рекомендации по проведению опытов, таблицы, модели, схемы с алгоритмами проведения опытов и экспериментов, дневники опытов, альбомы, картотека опытов, карточки подсказки (разрешающие – запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».

1. Книги познавательного характера, атласы.

2. Тематические альбомы.

3. Коллекции: «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», «Камней», «Ракушек».

4. Серии картин с изображением природных сообществ.

5. Мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные», «Изделия из камня»).

6. Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».

7. «Огород на окне».

8. Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

9. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

10. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

11. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

12. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

13. Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл.

14. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

15. Сито, воронки.

16. Половинки мыльниц, формы для льда.

17. Приборы – помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, компас, безмен.

18. Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

19. Игра – экспериментирование с разными материалами:

* С водой, льдом, снегом: Фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета для смешивания и получения цветной воды; Насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; Разные формочки для замораживания воды; Мягкие флаконы из-под шампуня для брызгалок, пульверизаторы; Средства для выдувания мыльных пузырей; Разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, мензурки, трубочки; Разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек.

* Со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика; Свеча, бумага, краски;

* С магнитом, стеклом, резиной: Магнит, металлические предметы, пружинки, фигурки «попрыгунчики» : колечки, мячики, фигурки на резинке;

* С бумагой: Самоделки-оригами, вертушки, «гармошки», тонкая бумага на расческе; Самодельные штампы-печатки из пробок, картофеля; Силуэты и краски для набрызга; Копировальная бумага; Средства для осушения капель воды: бумага, марля, ткань.

18. Пособия и учебные при боры для определения:

* Веса: разнообразные весы, набор гирь или разновесов (0,1 – 1 кг);

* Протяженности: метр, линейки;

* Объё ма: мерные кружки;

* Времени: песочные часы, секундомер, часы-конструктор;

* Количества: разнообразные счёты;

* Направления: компас;

* Возможные условные мерки (весы, протяженности, объема).

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов по профилактике агрессивных проявлений в поведении старших дошкольников 1. Методы и приемы профилактики по преодолению агрессивности детей В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные формы.

Методические рекомендации для воспитателей «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Мы, педагоги и родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными,.

Методические рекомендации «Использование технологии проектирования в развитии дошкольников» В настоящее время современное общество характеризуется стремительным ростом объема научной информации, большой скоростью процесса старения.

Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией. На основании анализа методической.

Методические рекомендации по формированию связной монологической речи дошкольников • При выборе материала необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, нравственную направленность сюжета, что бы воспитывать.

Методические рекомендации по развитию детского речевого творчества Методические рекомендации по развитию детского речевого творчества. Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка,.

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников младшего возраста Для развития у детей музыкальных способностей существуют следующие музыкальные игры и упражнения: «Музыкальные игрушки» Динь-динь-динь-динь.

Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников Я Елена Анатольевна Басалаева работаю в ЦРР детский сад № 18 «Теремок» представляю методические рекомендации «Формирование начал экологической.

Методические рекомендации «Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АППЛИКАЦИИ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ Аппликация.

Методические рекомендации «Внедрение познавательно-исследовательской технологии в дошкольное образование» Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по развитию познавательно-исследовательских способностей у дошкольников
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 21:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД