Папки-передвижки

Реализация культурно-исторического подхода в художественно-эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста

Валентина Герантьева
Реализация культурно-исторического подхода в художественно-эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Публикация «Реализация культурно-исторического подхода в художественно-эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Важной составляющей художественно-эстетического развития является формирование (развитие) у детей художественного вкуса (зрительского, слухового, умения общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-развивающую художественную среду.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического развития - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Система работы по художественно-эстетическому развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

• создание условий для художественно-эстетического развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

• организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

• координация работы с другими учреждениями и организациями.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)». См. пункт 2.6. ФГОС ДО.

Основные цели и задачи

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.

Большую роль в развитии творческих способностей играет обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации, конструктивно-модельной деятельности.

В предложенных методических рекомендациях собран материал для организации работы по изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Методические рекомендации станут хорошим подспорьем для молодых и опытных воспитателей при организации работы по изодеятельности.

Раскрыты задачи по направлениям изобразительной деятельности, представлена структура организованной образовательной деятельности, содержание программы по изобразительной и конструктивно-модельной деятельности, картотека тем по изодеятельности, игры и упражнения для развития творческих способностей.

1. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И РУКОВОДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

1.1. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И РУКОВОДСТВА РИСОВАНИЕМ

В возрасте 2-3 лет мы решаем следующие задачи.

Изобразительные:

- Учить детей образно отражать простейшие явления и предметы окружающей действительности, располагая изображение на всем листе бумаги мазками, штрихами, горизонтальными и вертикальными линиями, округлыми формами, расположенными в пространстве;

-учить изображать предметы индивидуально и в сотворчестве с воспитателем;

-украшать элементарные силуэты;

-учить «читать» свой рисунок, т. е. рассказывать, что на нем изображено.

Технические задачи:

-познакомить с бумагой, карандашом, краской (гуашью) и кисточкой;

-развивать движения руки в рисовании мазков, штрихов, вертикальных, горизонтальных и округлых линий.

Из творческих задач (самостоятельность, активность, инициативность) в наибольшей степени, по мнению Н. Я. Шибановой в этом возрасте решается задача развития самостоятельности.

Формирование образа в рисунках детей в младших группах.

Изобразительные задачи:

- учить образно, отражать простые (I-мл. - простейшие) предметы и явления окружающей действительности, передавая форму, величину, строение, цвет ритмом мазков, штрихов, линий, округлыми формами и путем сочетания округлых форм с прямыми линиями, округлых форм с прямоугольными;

-учить изображать предметы прямоугольной формы;

-учить подбирать цвет, соответствующий реальной окраске предмета, выбирать понравившейся цвет, познакомить детей с оттенками цветов : розовый, голубой, серый (через тонированную бумагу).

- учить относительно правильно передавать пропорции предметов

-формировать умение участвовать в коллективных композициях.

Технические задачи:

-учить детей правильно держать карандаш, кисть, не слишком сжимая, свободно вести по бумаге без лишнего нажима. При этом необходимо сопровождать показ следующими комментариями: «Когда ведем линию карандашом, то рука находится под линией» или «Когда мы рисуем кистью, то рисуем только по ворсу». Если вертикальные линии проводим карандашом, то обращаем внимание детей на то, что «кисть руки идет сбоку». При этом нельзя злоупотреблять рисованием каким-либо одним изобразительным инструментом (кистью или карандашом, т. к. двигательные навыки, которые лежат в основе использования того или другого инструмента различные.

- учить детей аккуратно пользоваться краской – лишнюю отжимать о край банки, затем промывать кисть и осушать ее, прикладывая к тряпочке.

- учить проводить линии в разных направлениях – длинные и короткие, пересекающиеся, широкие и тонкие (в первой мл. гр. учили проводить линии прямые, непересекающиеся и одинаковой ширины).

1.2. ЗАДАЧИ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

• Рассмотреть с детьми элементарные постройки, выделяя их части; рассказать, из каких деталей построена каждая часть, называя детали строительного набора: кубик, кирпичик, пластина, призма.

Помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать, делать простые перекрытия, обстраивать плоскостные модели, огораживать небольшие пространства деталями, чередуя их, устанавливая на разные грани, плотно друг к другу и на определенном расстоянии; создавать постройки с внутренним свободным пространством (будка, сарай, домик).

• Изменять постройки способом надстраивания (в высоту, длину, ширину) .

• Заменять детали.

• Различать части построек по величине (большая — маленькая, высокая —низкая, длинная — короткая, узкая — широкая) .

Развить элементарные навыки пространственной ориентации (в домике, около него, за ним, далеко, близко и т. д., умение соотносить нарисованные детали с реальными.

Научить строить элементарные постройки по рисунку-чертежу: из кирпичика и кубика — стул, машину; из 5—6 одинаковых или чередующихся деталей — заборчики, башенки.

Развить представления о форме, величине, цвете.

Развить желание строить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм.

• .

1.3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ

• составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;

• составлять изображения предмета из отдельных частей;

• изображать сюжет;

овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение, а также техникой приклеивания, пришивания;

• формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания;

• формировать чувство формы, пропорций, композиции.

• Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка. Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. В возрасте 2-3 лет у детей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо сделать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность.

Задачи, решаемые в младшей группе :

• приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.

• Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем, и наклеивать их.

Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

• Формировать навыки аккуратной работы.

• Вызывать у детей радость от полученного изображения.

• Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.

• Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.

• композиции.

• Поощрять проявления творчества.

1.4. ЗАДАЧИ ПО ЛЕПКЕ

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ закрепляются все навыки работы с глиной, те, что дети усвоили в I-ой младшей группе. Наряду с этим появляются и новые задачи. Педагогу необходимо помнить о том, что уже наступает изобразительный период в деятельности.

Изобразительные задачи :

• Учить лепить простые предметы окружающей действительности; передавая форму, строение, располагая изделия на дощечке.

• Продолжать учить лепить предметы, состоящие из 2-3 частей, одинаковых по форме, но разных по величине, учить лепить разные по форме и по величине предметы (соединяется шар, цилиндр, диск, конус). Учить плотно соединять части (без примазывания).

• Учить лепить фигурки, передавая некоторые характерные признаки образа (замечать особенности формы клюва, ушей, хвоста у животных).

• Формировать умение участвовать в коллективной лепке.

• Формировать у детей умение задумывать тему изображения и выполнить ее (тему дает воспитатель).

Технические задачи :

• Закрепить все технические приемы, усвоенные в первой младшей группе.

• Учить раскатывать конусообразную форму между ладонями (морковка).

• Учить украшать формы точками, насечками с помощью палочки (стеки).

• Учить защипывать края формы кончиками пальцев (клюв, плавник, хвостик, тарелочка, батон, пирожок).

• Учить аккуратно пользоваться глиной на дощечке, не разбрасывая ее и не пачкая дощечку.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 1. Покажем Мишке как мы умеем одеваться. Цель: в игровой форме побуждать детей соблюдать алгоритм одевания. Мишка пришел в детский сад и.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Планшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возрастаПланшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возраста Случайно наткнулась в интернете на планшет "Микробы" и была восхищена задумкой и исполнением. И спешу поделится своим вариантом (с немного.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация культурно-исторического подхода в художественно-эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 февраля 2023 в 21:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД