Получи документы

Методическое пособие «Умелые пальчики»

Светлана Зайченко
Методическое пособие «Умелые пальчики»

Методическая разработка дидактического пособия «Умелые пальчики»

Разработала: Воспитатель 1 квалификационной категории Зайченко С. В.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Публикация «Методическое пособие „Умелые пальчики“» размещена в разделах

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, и выполнять разнообразные действия.

Главное назначение пособия.

Я работаю в группе оздоровительной направленности с детьми от 3 до 5 лет. Дети поступают с различными навыками и умениями. В нашей группе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Ежедневно перед обедом, сидя на стульчиках, мы играем с детьми в пальчиковые игры. В группе создан уголок, где представлены разнообразные шнуровки, игры с мозаикой, конструктором, пазлы, разрезные картинки. На стенде – тренажере «Заниматика» дети свободно откручивают и закручивают пластмассовые крышки, плетут косички, угадывают в мешочках предметы. Дети трех лет перебирают крупу (отделяют фасоль от гороха, играют с пуговицами, выкладывая глазки сказочным героям. Четырехлетние дети обводят вкладыши и их штрихуют. Детям нравиться лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.

Я дополнила наш уголок дидактическим пособием «Умелые пальчики», которое имеет обучающее, развивающее и воспитывающее значение. Его я использую в качестве настольной игры и наглядного пособия на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой. Толчком послужила подаренная родителями вязанная курочка. Для нее я сделала зеленую лужайку, нашив несколько пуговиц. На одном из занятий большую радость малышам доставил сюрпризный момент: появление мамы-курицы и деток цыплят. Чтение потешки сопровождалось тактильными действиями, перемещением фигурок. Материал, из которых были выполнены игрушки способствовали ознакомлению с качествами и свойствами материала - ощутить мягкость, гладкость, шероховатость. По окончании занятия «Пеструшу» и цыплят мы поместили на лужайку, пристегнув на пуговицы. «Пеструша» была помощницей на занятиях, участвовала во всех режимных моментах, подсказывала как мыть руки, одеваться. Постепенно пособие пополнялось. Появлялись модули: «Сказка», «Фрукты», «Овощи», «Формы».

Дидактическое пособие «Умелые пальчики»

Цель: Развитие мелкой моторики, закрепление учебного материала.

Задачи:

II младшая группа от 3 до 4 лет Средняя группа от 4 до 5 лет

ОБУЧАЮЩИЕ

- учить согласовывать слова в роде, числе и падеже; - продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении;

- учить отвечать на вопросы; - учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их.

- учить употреблять в речи существительные с обобщающим значением;

- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков;

-называть состояние природы; - учить детей наблюдать явления природы, замечать изменения;

- различать правую и левую руки;

- составлять группу предметов и выделять из нее один предмет; - сравнивать предметы по внешним признакам, группировать.

-учить различать понятия «много» и «один»; - отсчитывать предметы из большого количества, выкладывать их в соответствии с заданным числом»

- сравнивать предметы по размеру; - сравнивать предметы по величине и толщине путем наложения или приложения их друг к другу;

- узнавать и называть круг, квадрат и треугольник; - познакомить с прямоугольником;

- учить детей количественному и порядковому счету в пределах 5;

РАЗВИВАЮЩИЕ

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать сенсорные навыки; - развивать умение подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал);

- развивать пространственные представления от себя; - обозначать словами положение предметов от себя;

-развивать представления о частях суток; -развивать представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности;

- развивать память, внимание, логическое мышление -развивать умение разыгрывать несложные сценки по сказкам;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ

- воспитывать умение слушать сказки;

- воспитывать бережное отношение к природе, следить за развитием действия; -воспитывать бережное отношение к природе, соблюдать правила поведения в природе;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать интерес к фольклору; - воспитывать интерес к фольклору;

Пособие «Умелые пальчики» многофункционально. Представляет собой двухстороннее панно. Цветная сторона панно поделена на две части (небо, земля). Другая сторона – однотонная. На пуговицы, кнопки и липучки пристегиваются мягкие модули, которые хранятся с обратной стороны в пришитых кармашках по разделам: «Овощи», «Фрукты», «Сказка», «Геометрические фигуры», «Времена года», «Части суток». Предоставлен цикл заданий для работы с пособием. Панно можно ставить на мольберт или располагать на любой горизонтальной поверхности.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия экологичны, безопасны, обрабатываются.

Пособие просто в применении и не требует дополнительного контроля со стороны педагога. Ребенок может работать с ним самостоятельно: отстегивать и пристегивать модули.

Мое панно служит также хорошим украшением группы, находит у детей и родителей положительный эмоциональный отклик.

Список дидактических игр, рекомендуемых при использовании пособия «Умелые пальчики».

1. Развитие речи:

«Расскажи сказку» Ход игры: 1 этап: воспитатель рассказывает сказку с последующим пристегиванием нужных модулей.

2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать сказку. Дети выбирают нужные модули. Рассказывают сказку и пристегивают модули.

3 этап: самостоятельная деятельность детей.

«Отгадай сказку» Ход игры: 1 этап: На панно пристегнут один или несколько героев сказок. Детям нужно угадать, из какой они сказки.

2 этап: самостоятельная деятельность детей. Воспитатель загадывает загадки по сказкам, пристегивая модули героев к панно.

«Закончи сказку»

Ход игры:

1 этап: на панно пристегнуто начало знакомой детям сказки. Детям нужно закончить эту сказку.

2 этап: на панно пристегнуто начало знакомой детям сказки. Детям нужно придумать свою концовку сказки.

«Назови ласково»

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ласково назвать героев сказок.

«Кто это?»

Ход игры:

1 этап: на панно пристегнуты модули героев. Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают.

2 этап: воспитатель описывает одного из героев. Дети отгадывают и пристегивают модуль героя на панно.

2. Ознакомление с окружающим миром:

«Расскажи о погоде»

Ход игры:

1 этап: воспитатель рассказывает о состоянии погоды, сопровождая рассказ пристегиванием модулей.

2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать о погоде за окном. Отразить свой рассказ на панно.

«Когда это бывает?»

Ход игры:

1 этап: на панно пристегнуты модули одного из времен года. Детям предлагается отгадать, какое из времен года изображено.

2 этап: на панно пристегнуты модули определенного времени года, но допущена одна ошибка. Детям предлагается найти эту ошибку.

«Отгадай, какого цвета»

Назови (овощ, фрукт) Ход игры:

1 этап: на панно пристегнуты модули овощей или фруктов. Детям предлагается назвать их, какого они цвета.

2 этап: по описанию дети должны отгадать овощ, фрукт и пристегнуть его к панно.

3. Развитие элементарных математических представлений:

«Геометрические фигуры» Ход игры: 1 этап: на панно пристегнуты геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их.

2 этап: называется геометрическая фигура, а детям предлагается найти ее в предложенных модулях.

«Найди такой же» Ход игры:

1 этап: на панно пристегнуты геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их, затем найти в окружающей обстановке похожий предмет.

2 этап: обратный первому этапу.

«Сравни предметы» Ход игры: На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.

«Сколько?»

Ход игры:

На панно пристегнута сказка «Колобок». Детям предлагаются различные задания по игре.

4. Ориентировка в пространстве:

«Где это?»

Ход игры:

Детям предлагается определить нахождение одного из пристегнутых модулей относительно себя: слева, справа, вверху, внизу, рядом и т. д.

Заключение

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста т. к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн» Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн». МДОУ Детский сад №5 г. Хвалынск Воспитатель I квалификационной категории Барандыкина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «Умелые пальчики»
Опубликовано: 26 февраля 2015 в 14:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД