Лучший педагог года

Методика и формы работы над сказкой

Ольга Воропаева
Методика и формы работы над сказкой

Изучение сказок можно вести с восемнадцатого века, когда возник научный интерес к ним, но только в начале девятнадцатого века увидели в них выражение «души русского народа».

Важное значение для развития изучения сказок имели труды В. М. Жирмунского, особенно его статья: «К вопросу о международных сказочных сюжетах».

Публикация «Методика и формы работы над сказкой» размещена в разделах

Ценным исследованием о сказке является книга Н. В. Новикова "Образы восточнославянских волшебных сказок". Книга посвящена рассмотрению четырех основных типов сказочных героев : герой-богатырь, иронический неудачник, помощник героя, противник героя. Исследование носит сравнительный характер: сопоставляются сказки русские, украинские, белорусские и другие сказки народов мира и шедевры мирового искусства, что дает возможность выделить в них общее и установить отличие друг от друга.

Сказка – специфический жанр, любая сказка – это "особый замкнутый мир, в котором действуют законы, непримиримые в реальном мире". Законы "сказочного мира" аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д. Д. Нагишин, дав тем самым любому, кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам.

Хочется обратить особое внимание на пять законов:

1. Одушевление предметов и явлений природы;

2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы;

3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи;

4. Чудесные превращения и обращения;

5. Гиперболизация.

Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу, включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка – благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем.

Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказками народов мира (чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) мы указывали на ее особенности, вместе с детьми добирались до ее смысла, широко использовали сказку, как источник эстетического воспитания детей и наслаждения шедеврами мирового искусства.

Сопоставление вариантов сказок, различных «редакций» одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи сказок народов мира с шедеврами мирового искусства. Прием устного (словесного) рисования помогает ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

Выразительное чтение сказок взрослыми всегда доставляет дошкольникам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки : разговорный язык, повторы, особая ритмика.

Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами. Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.

И, может быть, самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве.

Воспитателю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на литературоведческую специфику сказочного жанра разных народов мира,

целенаправленно формировать у дошкольников развитие навыков связной речи, включая изучение шедевров мирового искусства.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы) В последнее время у дошкольников часто выявляются трудности при произношении сложных слов. В процессе работы приходится сталкиваться с тем,.

Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми. Нет не чего прекраснее слов Сухомлинского. «Я не.

Нестандартные формы работы над учебным материалом Нестандартные формы и методы работы над учебным материалом. Слайд -1 Некоторые ученые считают, что такого понятия как мотивация нет. Есть.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Приёмы работы над постановкой речевого дыхания При выполнении артикуляционных упражнений необходимо ребенка научить правильно дышать - быстрый вдох через нос при открытом рте, вдох делается.

Работа со сказкой с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать, А сказки бабушки потом я научился понимать». Так про сказку написал наш великий татарский.

Работа над сказкой «Лисичка со скалочкой»Работа над сказкой «Лисичка со скалочкой» «Лисичка со скалочкой» - чтение сказки; - беседа по сюжету сказки; - решение проблемных ситуаций. - прослушивание песенки из мультфильма.

Сказкотерапия. Принципы и методы работы со сказкой Из опыта работы. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка,.

Опыт работы с авторской сказкой (старший дошкольный возраст) Я предлагаю своим коллегам опыт работы с авторской сказкой (старший дошкольный возраст). Мы, в нашей старшей «Б» гркппе, много читаем в.

«Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников» (опыт работы) Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация на тему «Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика и формы работы над сказкой
Опубликовано: 28 августа 2017 в 22:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД