МААМ-картинки

Методика обучения детей разрешению проблемных ситуаций

Марина Гукова
Методика обучения детей разрешению проблемных ситуаций

Методика обучения детей разрешению проблемных ситуаций

Проблемная ситуация может быть составлена взрослыми (педагогами, родителями) или заимствована из сборника, учебно-методического пособия, литературного произведения с учетом возможностей детей. Обстановка, создающая фон и способствующая активизации участников, также конструируется взрослыми. Разрешение же проблемной ситуации осуществляется детьми при помощи взрослого.

Публикация «Методика обучения детей разрешению проблемных ситуаций» размещена в разделах

Рассмотрим последовательные этапы разрешения проблемной ситуации на примере игры «Как помочь повару», которая может быть предложена детям 4-5 лет. Ситуация направлена на понимание детьми того, что количество вещества не зависит от формы сосуда. Сюжет простой, жизненно значимый - приготовление пищи для детей. Проблема состоит в том, что весы сломаны (причина). Следствие - затруднение в определении количества гречневой крупы для каши. Но повар находит предварительное решение: предлагает три разные по форме и размеру банки и кружку (мерку). Затем он просит в каждую из банок насыпать по кружке крупы.

Проблема представлена и осмыслена детьми. Вопросы взрослого в данном случае направляют внимание детей на необходимость ее решения.

Следующий этап разрешения проблемной ситуации - выдвижение гипотез. Как правило, дети расходятся в своих взглядах на проблему. Педагог предлагает провести практическую проверку, что составляет следующий этап разрешения ситуации. У каждого из участников возникает свой вариант действий, которые необходимо осуществить. Это может быть система действий: высыпать крупу из каждой банки отдельно, насыпать в кружку и поочередно высыпать в банки; высыпать и вновь насыпать в банку крупу только из одного сосуда (отдельные связи ребенок устанавливает логически) и т. д. Далее следует коллективное обсуждение сложившейся практической ситуации и путей ее решения.

Анализируемая ситуация содержательна, вызывает интерес у детей. Но при этом имеет место увлечение процессом практического поиска. В силу этого проблема (определит ли повар то количество крупы, которое необходимо дня приготовления каши, не пользуясь весами) остается в тени. Для ее решения надо уметь определять вес крупы в кружке, общее количество крупы. Но для дошкольников это сложно.

Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнением и варьированием: за счет изменения сюжета, действующих лиц и данных; расширения поискового пространства и т. д. Дети участвуют в подобных изменениях проблемной ситуации. Поэтому вслед за обобщением результатов и подведением итогов должно следовать предложение педагога: «А что будет, если.» (изменяются первоначальные условия, обнаружится нехватка средств измерения, взвешивания и проч., увеличится количество, станет противоположной целевая установка и т. п.). Подобные приемы способствуют повышению интереса к проблеме, развитию мышления, инициативности.

Одним из средств технологий, направленных на накопление логико- математического опыта, является сюжетная логика-математическая игра, рассматриваемая в качестве аналога современного занятия. Для нее характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением).

Играя в логико-математические игры совместно со взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и соотношения предметов по форме, размеру, массе, расположению в пространстве; числа и цифры; зависимости увеличения и уменьшения на предметном уровне; порядок следования, преобразования; сохранение количества, объема, массы. При этом они осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические. Например, во время постройки дома (игра «Логический домик») ребенок, делая очередной ход, оказывается в условиях выбора связей между предметами, нарисованными на «кирпичах» (главном строительном материале). Это могут быть одинаковая (сходная) окраска, форма, назначение, смысл, принадлежность и проч. Соблюдение этажности строительства и требований к размеру дома предусматривает установление количественных отношений (математических связей).

Логико- математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. Естественно, можно говорить лишь о становлении предпосылок математических способностей дошкольников. К ним относят настойчивое стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявив инициативу и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно, не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Е. А. Носовой разработан соответствующий комплекс игр и упражнений:

• игры на выявление и абстрагирование свойств предметов (цвета, формы, размера, толщины);

• игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения;

• игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

В ходе логико-математических игр допустимо свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, приближенность содержания к детскому опыту, сюжетность, что создает условия для самореализации. Играя, дети осваивают: средства и способы познания; соответствующую терминологию; логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний.

Этим обеспечивается вариативность представлений и применимость освоенных практических и мысленных действии в измененных условиях. В результате дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности, уверенными в своих силах. Для логико-математической игры характерны:

• наличие завязки-сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия;

• наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей;

• абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных свойств;

• овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки, операциями классификации и сериации;

• игровая мотивация и направленность действий, их результативность;

• наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи;

• возможность повторения логико-математической игры, усложнения содержания включенных в игру-занятие интеллектуальных задач;

• общая направленность на развитие инициативы детей.

Методика организации и проведения логико-математических игр

В предметно-игровой обстановке, идентичной сюжетной линии предстоящей игры, воспитатель сообщает участникам (детям) основной сюжет (завязку). Затем следует второй этап - развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Они:

• осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;

• овладевают системой познавательных действий (способов познания) : обследуют предметы, сравнивают, группируют и классифицируют, уравнивают;

• обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями.

Третий этап состоит в подведении итогов: «Чем вы занимались?», «Что было самым интересным?», «Что не понравилось? Итог обычно представлен:

• анализом жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;

• акцентированием внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры (сюжете, действиях);

• установлением сходства сюжета игры и известного литературного произведения;

• созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-математической игры.

Литература

1. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Под ред. т. Н. Ерофеевой. э-- М. : изд. дом «Воспитание дошкольника», 2002.

2. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. / Сост. : А. А. Смоленцева, о. В. Пустовойт, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

3. Математика - это интересно: Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических

представлений / Авт=сосг. : З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

4. Михайлова З. А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических играх. / Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

5. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М. : Просвещение, 1989.

7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

8. Полякова М. Н. Развитие творческой самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх. / Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

9. Полякова М. н., Михайлова З. А. и др. Первые шаги в математику. / Дошкольное воспитание, N~ 12, 2004.

Публикации по теме:

Приложение к консультации для музыкальных руководителей Предлагаю вашему вниманию приложение в виде презентации для консультации музыкальных руководителей. Эти материалы были подготовлены для.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика обучения детей разрешению проблемных ситуаций
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 05:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД