МААМ-картинки

Методы и приемы проведения олимпиад в школе

Сарахова Марина
Методы и приемы проведения олимпиад в школе

Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующей повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей являются олимпиады. (Слайд 2) Важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка.

Публикация «Методы и приемы проведения олимпиад в школе» размещена в разделах

Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. С точки зрения одаренных детей– это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.

Подготовка к олимпиаде - дело ответственное, поэтому нужно готовиться основательно, постепенно, не за неделю, не за месяц и даже не за год. К концу первого года обучения в начальной школе накапливается достаточно материала для проведения олимпиады. Уровень развития учащихся к этому моменту позволяет каждому ученику участвовать в олимпиаде, если он этого пожелает. Поэтому любой второклассник может участвовать в олимпиаде и эту возможность ему следует предоставить. Содержание олимпиады для каждого года обучения должно соответствовать содержанию программы этого года обучения.

В системе подготовки учащихся к предметным олимпиадам можно выделить два подхода: (Слайд 3)

• поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;! свои примеры

• индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (учитель может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет и т. д., помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады.

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу подростка. Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если ребенок в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.

Что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам (Слайд 4)

• Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации.

• Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных естественными науками школьников.

Никакого принуждения при этом быть не может. Большую роль в определении таких учащихся играют классные руководители и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом.

А так же интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в ВУЗ; и другие.

Подготовка к любой олимпиаде начинается с работы на уроке. В содержание практически каждого урока должны входить или арифметические ребусы, или логические задачи, или задания на разрезание и составление фигур, или другие упражнения на сообразительность.

Каков же алгоритм действий учителя в процессе подготовки детей к олимпиадам? (Слайд 5)

1) Выявление талантливых детей;

Выявление одаренных детей начинается с первого посещения урока при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые

- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности;

- имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность;

- испытывают радость от умственного труда.

Для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.

2) Вовлечение детей в олимпиадную деятельность :

• 1 ступень – уровень класса;

• 2 ступень – уровень школы;

• 3 ступень – районные соревнования;

• 4 ступень – региональный уровень.

На первом этапе олимпиадного движения обычно участвуют все дети класса. Каждый ребенок пробует свои силы, и каждый получает похвалу за смелость, находчивость, за свою маленькую победу. Такой подход к соревнованиям способствует высокой активности детей и желанию поучаствовать ещё раз.

Когда ребёнку предлагают поучаствовать в олимпиаде школьного уровня, он начинает понимать, что является представителем своего класса и что это большая ответственность.

Победителей школьного тура олимпиад ждёт следующая, более трудная и ответственная ступень - районный тур.

С победителями школьного тура олимпиад проводятся индивидуальные занятия, на которых отрабатывается типология олимпиадных заданий; решаются нестандартные задачи логического характера, способствующие общему интеллектуальному развитию ребёнка; составляются собственные задания логического характера; отрабатываются пути выхода из нестандартных ситуаций в решении заданий повышенной сложности.

Участие в районном туре олимпиад должно преподноситься ребёнку не как успех или провал, а как интересное мероприятие, общение со сверстниками, проба своих сил. Ребенок должен понимать, что данное соревнование - шаг к покорению вершин знаний.

Ребенка должны поддерживать все: родители, педагоги, друзья. Независимо от того, получает ученик приз или нет, он должен ощущать себя победителем, ведь даже если он не одержал победу над другим, он одержал её над собой вчерашним.

3) Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия;

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективы.

4) Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках;

Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

Методы подготовки являются важным фактором успешности (Слайд 6)усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:

проблемный,

поисковый,

Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

• Эвристический; Состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель заинтересован возбудить в ученике способность комбинировать известные данные. Эвристический метод лучше применим в предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: при обучении математике и логике. Эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта. (разрабатывался метод под руководством кандидата педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского.).

Это задания, на которые, как правило, нет готовых ответов. Ученики соревнуются не только в умении решать трудные задачи, а еще в способности сочинять, изобретать, открывать новое, предлагать собственные версии, конструировать модели, создавать закономерности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы проведения олимпиад в школе
Опубликовано: 8 марта 2021 в 21:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД