Методы ознакомления с природой детей младшего дошкольного возраста. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения

Ирина Мищенко
Методы ознакомления с природой детей младшего дошкольного возраста. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения

Мир природы разнообразен. Интерес к ней пробуждает у детей желание наблюдать, трудиться, играть, проявлять художественное творчество. Детей привлекают зелёные луга, снежные горы, шуршащие под ногами листья, лужи, ручейки, яркие цветы, колючие кустарники, птицы, животные, бабочки, жуки, яркое солнце, порывистый ветер, поливной дождь, пушистый снег. Воспитатели и родители – главные помощники в ознакомлении и общении малышей с этим миром!

Важнейшими задачами ознакомления дошкольников с природой являются:

- введение ребёнка в мир природы,

- формирование реалистических представлений-знаний об объектах и явлениях,

- воспитание способности видеть красоту родной природы, любви, бережного и заботливого отношения к ней.

Только в процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка можно достичь усвоения определённых знаний, выработать навыки и умения, развить способности, сформировать нравственные качества личности. Для этого в работе с детьми мы используем разнообразные методы: наглядные, практические и словесные.

К НАГЛЯДНЫМ методам:

-Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Организуется воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе. В работе с маленькими детьми - оно кратковременно. Чтобы удержать внимание детей, воспитатель даёт некоторым из них поручения: насыпать зерно в кормушку или дать морковку. Чтобы помочь выделить признаки животного, предлагает его погладить (если это возможно). При коллективных наблюдениях используются игровые приёмы: имитация движений, звуков, установление своеобразных контактов («Птичка поёт песенку для детей», «Рыбка плывёт к Свете», сюрпризные моменты, разнообразные обследовательские действия: подставить ладошку солнцу, понюхать цветок.

- Рассматривание картин, фотографий, иллюстраций в книгах даёт возможность подробно рассмотреть явления природы, познакомить с явлениями, недоступными для непосредственных наблюдений (лес, море, муравейник, вулкан, дятел, белка.).

Через ПРАКТИЧЕСКИЕ методы дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания.

дидактические игры:

- предметные – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Отгадай овощи». В них формируются умения обследовать предметы.

- настольно - печатные– «Зоологическое лото», «Времена года». Дают возможность у детей восстанавливать по слову образ предмета или явления.

- словесные – «Кто летает, бегает, прыгает», «Четвёртый лишний». Помогают закрепить знания детей о функции и действиях предметов.

- игровые упражнения и игры - занятия – «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус». Развивают наблюдательность и умение различать предметы по качествам и свойствам.

- подвижные игры природоведческого характера – «Кот и мыши», «Солнышко и дождик». Создают у детей положительный эмоциональный настрой, способствуют углублению интереса к природе.

- творческие игры - строительные игры с природным материалом: песком, глиной, камешками,снегом, водой,шишками. Дети, созидая, познают свойства и качества материалов.

Труд в природе

Создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания

Формирует бережное, заботливое отношение к природе

Способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям

Является способом развития наблюдательности

Способствует формированию трудолюбия

Даёт возможность получать представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, о животных, о сезонных изменениях в природе.

Дети младшего дошкольного возраста помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы, в зимнем саду и на участке.

Элементарные опыты

Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Используется как способ решения познавательной задачи и для ознакомления со свойствами воды, песка, глины. Может проходить как длительное сравнительное или кратковременное наблюдение.

СЛОВЕСНЫЕ методы – методы, с помощью которых конкретизируют, пополняют, уточняют, систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

- Рассказ воспитателя действует не только на ум, но и на чувства ребёнка. Поэтому, мы стараемся, чтобы он должен быть ярким, образным, конкретным и обязательно сопровождаемый иллюстрациями.

- Беседа бывает предварительная (проводится перед наблюдением или экскурсией) и итоговая (направлена на закрепление полученных знаний и впечатлений).

- Чтение художественной литературы

Детская книжка о природе используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Она имеет огромную познавательную ценность. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание, но и на чувства ребёнка.

Основоположниками детской природоведческой книги являются В, Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин. В основе каждого рассказа, сказки лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе.

Воспитатель использует детскую природоведческую литературу для того, чтобы показать ребёнку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению. Помогая вызвать интерес к нему.

Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихов в процессе наблюдения помогает выделить особенности явления, определённые качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Ознакомление с природой - одно из средств всестороннего развития и воспитания детей, становления личности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Стихотворение «Где же лучшая земля?» Где же лучшая земля? Если спросят у меня : «Где же лучшая земля?» Я отвечу не тая: «Тундра милая моя!» Светит солнце золотое, осень в.

Стихотворение «Осень» ОСЕНЬ Облетели листья, постарело небо, Вся природа нынче в серый плащ одета. Дождик плачет чаще, ветры гонят тучи, Холод и ненастье стали.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Времена года и погода
  • Осень
Автор публикации:
Методы ознакомления с природой детей младшего дошкольного возраста. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения
Опубликовано: 11 мая 2013 в 12:24
+28
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...