Получи документы

Межкультурное образовательное пространство в системе непрерывного педагогического образования

Елена Евлампиева
Межкультурное образовательное пространство в системе непрерывного педагогического образования

Межкультурное образовательное пространство в системе непрерывного педагогического образования.

Понятие «межкультурная компетенция» вошло в отечественную педагогическую и методическую науку в конце 90-х годов как показатель сформированности способности человека успешно участвовать в межкультурной коммуникации и как важный компонент новой образовательной парадигмы. Современная геоэкономическая и геокультурная ситуации вынуждают человека уметь сосуществовать в одном общем мире, а это означает быть способным строить эффективный взаимовыгодный диалог с представителями всех культур и наций этого мира. Важнейшую роль в этом играет язык, который выступает единственно возможным мостом взаимопонимания и взаимодействия между представителями разных лингвоэтносообществ. Однако без сформированного толерантного межкультурного видения мира знание языка практически бесполезно. Отсюда становится необходимым переориентировать педагогическую, методическую и прежде всего лингвистическую науки на проблему межкультурной коммуникации, а точнее, на проблему формирования у учащихся способности эффективно в ней участвовать. Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 50-70-х годов. Поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Действительно, в настоящее время все сильнее и сильнее проявляются националистические тенденции, объясняющиеся стремлением этносов возродить, сохранить и развивать свои культурные традиции и язык, утвердить современную культуру на личностном и групповом уровнях посредством национальных форм и символов. Но эти идеи, по своей сути прогрессивные и продуктивные для совершенствования учебно-воспитательных систем, воспринимаются крайне односторонне, вне контекста единого федерального образовательно-воспитательного и культурного пространства, вне принципа диалогичности воспитания. Диалог, культура межэтнического общения в полиэтнической культурной среде возможны лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в общении. Для разработки педагогических основ разрешения межэтнических конфликтов особое значение имеют положения М. М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящими себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. При этом особая роль отводится коммуникативно - интеграционной функции межкультурного взаимодействия. Включение учащихся в зону позитивного межэтнического общения и отношений, базирующихся на принципах гуманизма, свободы, нравственно-ответственной зависимости, способствуют формированию критериев социального и межличностного общения, проявлению перспектив расширения зоны межкультурного диалога. Успешное развитие культуры межэтнического общения зависит от гармоничного развития отношений между различным этносами, базирующегося на принципах терпимости, взаимопонимания, сотрудничества и дружбы. Смысл поликультурности в образовании - воспроизведение в содержании образования всей полноты культурного разнообразия местного сообщества (региона, образовательного учреждения). Это означает, что именно поликультурность оказывает самое существенное воздействие на другие координаты образовательного пространства, такие, как допустимые рамки вариативности, степень и формы интеграции, характер взаимодействия субъектов и институтов. Понятие «поликультурный образовательный регион» наполняется вполне определенным содержанием. Это, во-первых, специфическая часть федерального образовательного пространства, обладающая, по сравнению с другими «частями» преимущественной поликультурностью. Это, во-вторых, замкнутая, ограниченная территория (регион, обладающая в сфере образования относительной целостностью (политической, административной, ресурсной, социально-педагогической). При этом, (в третьих) социально-педагогическая специфика такого региона опирается на этнопедагогический фундамент.

Публикация «Межкультурное образовательное пространство в системе непрерывного педагогического образования» размещена в разделах

Любой образовательный регион Российской Федерации как минимум бикультурен, ибо там взаимодействуют и пересекаются две культуры – русская как часть мировой и местная.

Поликультурные образовательные регионы – это не только национально-территориальные образования в составе Российской Федерации, хотя все национальные республики, автономные округа, безусловно являются поликультурными образовательными регионами. Помимо административно-национальных образований к поликультурным образовательным регионам можно отнести Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, многие города-миллионеры, Приморский, Ставропольский, Краснодарский края и т. п. территории, поскольку они полностью удовлетворяют характерным признакам поликультурных образовательных регионов.

В целом образовательное пространство поликультурного региона - это специальным образом организованная совокупность образовательных систем, функционирующая в течение определенного периода на территории с разнообразным национальным составом и средой обитания.

В образовании выделены три интеграционных процесса:

* интеграция диверсифицированных актов обучения, воспитания и развития, в результате чего возникают социально-педагогические системы, называемые на профессиональном языке образовательными событиями;

* интеграция дифференцированных технологий и содержания образования, в результате чего возникают когнитивные педагогические системы, традиционно именуемые образовательными программами;

* интеграция образовательных учреждений разного уровня, в результате чего создаются организационно-педагогические, локальные, муниципальные, региональные, открытые и закрытые, центрированные и нецентрированные, адмиинстративно-иерархичные и сетевые инициативно-координационные системы.

В конечном счете, все они приводят к формированию в поликультурном регионе многоуровневой и непрерывной системы образования с преемственностью всех образовательных ступеней от дошкольной до послевузовской, содержательно и технологически обеспечивающей индивидуальную образовательную траекторию субъектов образования. Чтобы подготовить человека к жизни в межкультурном обществе, межкультурное образование должно преследовать следующие цели и задачи

Чтобы подготовить человека к жизни в межкультурном обществе, межкультурное образование должно преследовать следующие цели и задачи1. Способствовать осознанию происходящих в обществе перемен социального и культурного характера.

2. Способствовать осознанию межгрупповых и внутригрупповых различий, что в свою очередь должно помочь достижению большего взаимопонимания.

3. Способствовать улучшению взаимодействия между группами и внутри них через вовлечение учеников в общение с учащимися из различных культурных групп и обучение их различным типам культур и общения.

4. Способствовать развитию взаимопонимания между учащимися – представителями различных культур и навыков общения в мире культурного многообразия.

В межкультурном обществе должен быть достигнут принцип социальной справедливости. Для этого должны соблюдаться семь основных принципов межкультурного образования :

1. Межкультурное образование – это антирасистское образование. И учителя, и школьники должны критически анализировать причинно-следственные связи и взаимодействие между событиями, людьми и т. д. Само слово «расизм» редко упоминается в школах (оно кажется неприличным). Тем не менее, невозможно остаться в стороне от влияния расизма, сексизма, дискриминации пожилых людей.

2. Межкультурное образование – это основное образование. Компетенция в сфере культурного многообразия так же жизненно необходима в современном мире, как умение читать, писать, считать и работать с компьютером

3. Межкультурное образование носит всеохватный характер. Учебная программа должна включать опыт и взгляды разных народов, а также как мужского, так и женского взгляда на мир.

3. Межкультурное образование – это образование для достижения социальной справедливости. В классе не только допустимы дискуссии о социальной справедливости, следует стимулировать их. В центре таких дискуссий могут находиться проблемы, которые касаются непосредственно тех групп, которые различаются в культурном отношении: бедность, дискриминация, войны, государственный бюджет, и возможности учеников действовать, с целью повлиять на ситуацию.

4. Межкультурное образование – это процесс. Во-первых, оно непрерывно и динамично. Во-вторых, это процесс, связанный с построением отношений между людьми. Сочувствие и понимание, которыми учителя делятся со своими учениками, нередко играют более важную роль, нежели факты и цифры, которые учителя знают о демографических пропорциях и этнических группах. Межкультурное образование – это процесс, потому что оно обращено на такие нематериальные величины, как среда обучения, стили обучения учеников и другие культурные показатели, которые являются важными для успешной работы со всеми учениками.

4. Межкультурное образование – это критическая педагогика. Главная цель межкультурных учебных программ – помочь школьникам развить навыки принятия решений и соучастия в социальных процессах. Межкультурный подход высоко ставит многообразие, стимулирует критическое мышление, рефлексию и действия, которые подготавливают школьников к активному соучастию в жизни общества.

Учитель обязательно должен быть информирован по следующим вопросам :

1. Сущность, разнообразие и особенности различных культур, их соотношение; динамика перемен и схождения культур.

2. Коммуникация и культурные барьеры: теория коммуникации, культура и разнообразие форм восприятия; основной язык и невербальная коммуникация; языки и разнообразие способов мышления, связанных с культурой.

3. Культура и полиэтничность: особенности образовательного пространства в поликультурной среде; конкретное полиэтническое пространство и его демографические характеристики.

4. Межкультурные связи и психосоциальная идентификация: взаимопонимание и стереотипы, этноцентризм и расизм, отношение к меньшинствам, их права и свободы.

Кроме этого, учителю необходимо овладеть умением работать с многонациональным составом ученического коллектива, а для этого ему необходимо изучать этнопедагогические особенности и педагогический потенциал той этнической среды, в условиях которой он работает.

Процесс становления личности школьника в поликультурном образовании требует организации необходимых условий для его встречи с другими культурами. Необходимо, чтобы эта встреча оставила след в душе школьника, стала компонентом его саморазвития, настоящим событием - моментом бытия школьника, когда он духовно раскрывается и, тем самым, обогащается, сочувствует, сопереживает, сотворит

Национально-культурные сообщества, семья, религиозные конфессии явно и многократно усилили свое влияние на формирование нового поколения, исходя из собственного понимания новых общественных реалий и своих интересов. В то же время государственная система воспитания, призванная предопределять национально-культурные ориентации и гражданское поведение человека с позиций государства как объединяющего социума, фактически осталась прежней. Ясно, что требуются поиски дополнительных решений, которые бы, с одной стороны, учитывали возрождающееся национальное самосознание каждого этноса, а с другой - предлагали бы способы гармонизации интересов самых различных человеческих сообществ.

Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.

Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют идеи М. М. Бахтина, В. С. Библера, В. Оконя о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями — культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других.

Современные подходы к системе образования связаны с созданием условий для освоения культуры и саморазвития человека. Культурологические концепции образования разрабатываются В. С. Библером (образование как диалог культур, Е. В. Бондаревской (культурологическая концепция образования, С. Ю. Кургановым (школа диалога культур, Н. Б. Крыловой (культурные ценности образования) и др.

Вариативность современного образования, альтернативность образовательных учреждений, повышение культуросообразных функций образовательных учреждений требуют изменения функций и содержания деятельности профессиональной школы в подготовке педагога.

Если учесть тот факт, что свое влияние на формирующуюся личность оказывают уже в самом раннем детстве семья, религиозные и национально-культурные сообщества, то, очевидно, что и система соответствующего государственно-общественного воспитания должна начинаться с дошкольного возраста.

Налицо явное противоречие между все более осознаваемым социальным заказом на гармонизацию воспитательными средствами межнациональных отношений и устаревшими содержанием, средствами соответствующих воспитательных воздействий в сфере государственно-общественного воспитания, начиная с дошкольного.

Педагогическая наука ведет активные исследования проблем подготовки педагогов к деятельности в новых социокультурных условиях.

Исследователями ведется интенсивный поиск определения профессионально значимых качеств личности педагога (Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов, В. А. Сластенин, И. В. Страхов, А. И. Щербаков и др.). В этом контексте выявлены исходные принципы педагогического творчества учителя (В. И. Загвязинский, М. С. Каган, В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, М. М. Поташник, И. П. Раченко и др., психологические аспекты деятельности педагога (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн и др., отдельные стороны педагогической культуры (Е. В. Бондаревская, Б. З. Вульфов, В. В. Краевский, А. В. Мудрик и др.). Изучается профессиональная компетентность педагога и рассматривается как квалификация, профессионализм, готовность в трудах Т. Ф. Белоусовой, Г. А. Качана, Л. Е. Князевой, А. К. Марковой, А. И. Мищенко, Н. Н. Нечаева, Н. А. Шмелева и др.

Если образовательное пространство рассматривать как непрерывное, неразрывное множество индивидуальных форм развития образовательных возможностей, то становиться очевидным востребованность еще одного педагогического понятия — «мультикультурное образовательное пространство», предусматривающее реализацию потребностей в сохранении и развитии всех существующих в этом социуме этнокультур на равных возможностях и правах.

Следует оговориться, что под «культурным» можно понимать всю сферу такого образования, которое направлено на культурные ценности. Оно ставит целью самобытное культурное развитие и самоопределение детей, используя для этого соответствующие средства. Еще в 1981 году Организация объединенных наций приняла «Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений», в которой, в частности, говорится: «принимая во внимание, что религия или убеждения являются для каждого, кто их придерживается, одним из основных элементов его понимания жизни, свободу религии или убеждений следует полностью соблюдать и гарантировать». За прошедшие годы это не только не утратило свое значение в современном обществе, но и стало особенно актуальным.

В полиэтническом обществе должно быть мультикультурное образование. К сожалению, в современных условиях, кажущаяся очевидность этого тезиса не всегда находит свое подтверждение в педагогической практике. Мультикультурность российского социума задает обслуживающей его отечественной школе и педагогической науке дополнительно весьма существенную внутренне взаимосвязанную и целостную совокупность проблем, которую целесообразно выделить в особую самостоятельную область в структуре педагогического знания.

Общая задача российской школы — быть единым социокультурным механизмом процесса модернизации российского полиэтнического социума в консолидированную надэтническую целостность. Поэтому парадигмы и национальной, и русской школы базируются на общих принципах государственной образовательной и национальной политики. И национальная, и школа «общего» типа, будучи органическими частями системы, обеспечивающей целостность образовательного пространства страны, должны работать и на единство духовного, культурно-цивилизационного пространства при полиэтнической разнородности российского общества.

Кроме этого, педагогу необходимо овладеть умением работать с многонациональным составом ученического коллектива, а для этого ему, как минимум, необходимо научиться изучать этнопедагогические особенности и педагогический потенциал той этнической среды, в условиях которой он работает.

Литература

1. Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.

info@lib.ua-ru.net

3. Шогенов А. А. Экологическое сознание личности в системе экологического образования

4. А. А Шогенов // Педагогические технологии в экологическом образовании детей : Материалы V Международной конференции. – Обнинск, 1996. – С. 248. – 0,05 п. л.

5. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М., 2002.

6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Публикации по теме:

Консультация «Центр образования — единое воспитательное пространство детского сада и школы» За 2015-2018 годы в г. Уфе возникло 14 Центров образования, в том числе, в Советском районе – 2: Центр образования № 15 и № 26. Все новое.

Формы и методы реализации целей и условий для непрерывного процесса образования Тема: «Формы и методы реализации целей и условий для непрерывного процесса образования» «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Музыкальный зал — развивающее образовательное пространство для дошкольника Музыкальный зал —развивающее образовательное пространство для дошкольника. Гордеева Е. А., старший воспитатель МАДОУ д/с № 18 «Виктория»,.

Преемственность в работе логопедов школ, детских садов как система непрерывного коррекционно-развивающего образования детей Преемственность в работе логопедов школ, детских садов, как система непрерывного коррекционно-развивающего образования детей. Основная задача,.

Программа педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. В семье происходит формирование характера ребенка,.

Программа развития эмоциональной сферы ребенка в системе дополнительного образования Результаты констатирующего эксперимента, представленные в предыдущей главе, показали, что эмоциональная сфера дошкольников недостаточно.

Роль социального партнерства в системе дошкольного образования Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в контексте ФГОС - система институтов и механизмов такого согласования интересов.

Создание условий и использование инновационных форм работы для непрерывного экологического образования дошкольников МБДОУ «Детский сад № 32» г. Балахна Нижегородской обл. Старший воспитатель: Ковтун Екатерина Михайловна. Цель выступления: представить.

Проектная деятельность в системе образования Проектная деятельность является инновационной технологией, которая имеет широкую область применения в организации системы образования. Владение.

Единое образовательное пространство как объект управления кадрами Выступление на Августовской педагогической конференции 2018 года "Единое образовательное пространство как объект управления кадрами" СЛАЙД.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Межкультурное образовательное пространство в системе непрерывного педагогического образования
Опубликовано: 19 января 2019 в 10:58
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД