МААМ-картинки

Межведомственная и межуровневая кооперация как механизм создания особой образовательной среды

Анна Сенчило
Межведомственная и межуровневая кооперация как механизм создания особой образовательной среды

Межведомственная и межуровневая кооперация как механизм создания особой образовательной среды, способствующей успешной социализации личности обучающихся.

Сенчило А. В.,

заместитель директора МОУДОД «ЦДТОР»

В условиях решения стратегических задач Российского образования важнейшими качествами личности выпускника образовательного учреждения становятся: мобильность, инициативность, умение творчески и самостоятельно мыслить, находить нестандартные решения, умение вычленять и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки, умение реализовать себя в жизни, готовность обучаться в течение всей жизни. Другими словами, успешно социализироваться в реальном времени и обществе.

Публикация «Межведомственная и межуровневая кооперация как механизм создания особой образовательной среды» размещена в разделах

В Концепции развития дополнительного образования детей констатируется факт, что «В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков» [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»].

В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.

В Указе Президента РФ В. В. Путина говорится о мерах, направленных на развитие системы дополнительного образования, о необходимости «максимальной реализации потенциала каждого ребенка». В Российской Федерации должны «создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности, развитии системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей» [Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»]

Востребованной становится такая образовательная организация, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы, т. е. учреждение способствующее формированию социальной активности личности ребенка.

В учреждениях дополнительного образования и в частности в МОУДОД «ЦДТОР» достижение поставленных задач решается посредством актуализации следующих аспектов:

участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;

возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);

право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;

неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;

вариативный характер оценки образовательных результатов;

тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;

возможность на практике применить полученные знания и навыки;

разновозрастный характер объединений;

возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.

Благодаря вышеперечисленным условиям, которые характерны для всех учреждений системы дополнительного образования, мы имеем возможность создания особой образовательной среды, способствующей успешной социализации личности обучающихся. Однако для эффективного использования этих условий необходимы определенные управленческие механизмы.

Одним из основных управленческих механизмов развития учреждением мы считаем межведомственную и межуровневую кооперацию, интеграцию ресурсов, в том числе организацию сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности.

Отсюда понятно, что, только соединив кадровые, материально-технические, содержательные ресурсы, мы решим вышеуказанную проблему.

Центр детского творчества Орджоникидзевского района обладает высоким ресурсным обеспечением, а самое главное – кадровым потенциалом. Образовательный процесс обеспечивает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив - 84 человека (высшее образование - 67 %, аттестованы на высшую и первую квалификационные категории – 62 %, ученые – 9,5 %, работники, награжденные высокими наградами - 34 %.

Педагогический коллектив учреждения предлагает несколько путей сетевого взаимодействия для создания среды для успешной социализации обучающихся.

1 путь – активное привлечение детей и подростков в кружки, творческие объединения, секции по направленностям: физкультурно-спортивное, художественное, техническое, естественнонаучное, социально-педагогическое, туристско-краеведческое.

На протяжении ряда лет учреждение успешно взаимодействует со школами Орджоникидзевского района. На взаимовыгодных условиях участвуя в организации и проведении разнообразных культурных, досуговых, интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятиях. Наши обучающиеся, обладая специализированными знаниями и умениями по хореографии, вокалу, разным видам спорта в свою очередь становятся активными участниками всех мероприятий школы.

2 путь - организация массовой и досуговой деятельности в рамках реализации досуговой программы «Чудотека». Досуговая программа «Чудотека» включала в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков от дошкольного возраста до старшеклассников: посвящение в первоклассники, праздник здоровья, «Проводы Букваря», «Большое новогоднее путешествие», «Профессор Заморочкин спрашивает», выпускные праздники для 4-х классов «До свидания, школа начальная!» и т. д.

3 путь - взаимодействие в рамках деятельности магнитогорского отделения общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук» «Интеллект будущего».

Магнитогорское отделение, открытое 1 декабря 2009 году, объединяет более 200 человек (школьников, студентов, ученых, педагогов-исследователей, родителей).

Возможность общения в условиях полипрофессиональной, поливозрастной среде создает условия для активного процесса познания окружающего мира и своего места в нем.

За столь небольшой период времени достигнуты высокие результаты.

Заключительным мероприятием учебного года является детская конференция учебно-исследовательских и проектных работ «Юный исследователь», в котором ежегодно принимают участие школьники со всей России.

4 путь - участие в программных мероприятиях «Ресурсного центра профессионального самоопределения старшеклассников»

1. Турнир по социальному проектированию в рамках Национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России", который организован совместно с авторским агентством «Новые социальные и педагогические технологии».

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает переход к стратегии социального проектирования. С 2004 года разработан и реализуется ряд проектов, некоторые из которых стали традиционными мероприятиями. Наше учреждение, понимая конструктивную важность процесса проектирования в современной жизни, использует передовые методики обучения детей и подростков этому направлению.

2. Образовательные проекты :

«ПрофНавигатор» в рамках которого проходит компьютерное тестирование по проблемам профессионального самоопределения, индивидуальное консультирование подростков и родителей с целью индивидуальной помощи в выборе профессии, выявление профессионально важных качеств и способностей;

«Классный репортер», результатом которого является детская городская газета – цветной 8-ми полосник, тираж 5000 экземпляров. Этот проект является своеобразной площадкой профессиональных проб;

Школа старшеклассников «Проект» для обучающихся в возрасте 14-18 лет. В основу составления проекта положен опыт Московского центра труда и занятости молодежи «Перспектива» (МЦТЗМ «Перспектива», Некоммерческого фонда «Подросток – право на будущее», Колледжа предпринимательства №11 г. Москва. В программе проекта - установочная сессия «Школы старшеклассников «Проект», на которой присутствуют предприниматели г. Магнитогорска, специалисты Магнитогорского бизнес-инкубатор, стратегический отдел г. Магнитогорска, центр занятости, СМИ.

«Территория активного выбора», который представляет собой процесс «погружения» старшеклассников в проблемы выбора профессии, в разнообразные области и сферы профессиональной деятельности. Все мероприятия проходят в форме деловой игры интересной и актуальной для данного возраста.

3. Деловые игры, например игра «Лаборатория бизнеса», в которой в этом году приняли участие специалисты Магнитогорского бизнес-инкубатора.

Деловая игра «Лаборатория бизнеса» — это возможность в течение трех дней проработать идею собственного дела, познакомиться с новыми людьми с активной жизненной позицией, улучшить навыки работы в команде, научиться презентовать проект и приобрести другие необходимые для предпринимателя умения. Но самое главное – это возможность найти единомышленников и начать работу над реальными бизнес-проектами!

4. Традиционный открытый конкурс «Фестиваль ремёсел», в рамках которого проводятся конкурс компьютерной графики и анимации «Мастерская», выставка декоративно-прикладного искусства, ярмарка детских выставочных работ и мастер – классы профессионалов-ремесленников, педагогов дополнительного образования и студентов. Мероприятия организованы совместно с Домом дружбы народов.

5 путь - повышение профессиональной компетентности по дополнительному образованию в рамках сетевого взаимодействия с Международной академией дополнительного образования. На базе учреждения под руководством профессора, доктора педагогических наук, президента академии дополнительного образования В. А. Горского открыто магнитогорское отделение Международной академии дополнительного образования.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений разного типа обеспечивает качество образовательного процесса и способствует успешной социализации личности обучающихся.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности создания предметно-развивающей среды» Особенности создания предметно – развивающей среды в группе. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой.

Управление процессом создания здоровьесберегающей среды в ДОУ Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Межведомственная и межуровневая кооперация как механизм создания особой образовательной среды
Опубликовано: 2 июня 2015 в 13:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД