Мини-музеи

Наталья Белобородова
Мини-музеи

Мини-музеи

оздание мини- музеев в МОУ как эффективная форма совместной партнерской деятельности детей, педагогов и родителей

Создание мини- музеев – одна из эффективных форм обогащения воспитательно - образовательного процесса в МОУ

В дошкольном возрасте закладываются основы созидательного и познавательного отношения к миру, формируется эмоциональная отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира, уважение и заинтересованное отношение к народной культуре, опыту и народным традициям.

Коллектив нашего МОУ постоянно находится в поиске современных образовательных форм и методов интенсивного обновления педагогического процесса, мы стараемся создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться.

Педагоги нашего МОУ заинтересовались практикой создания мини-музеев в дошкольных учреждениях. На подготовительном этапе создания мини-музеев коллектив каждой группы (дети, педагоги, родители) определил тему и название музея, разработал его модель, выбрал удобное место для размещения.

Тематика мини- музея в первую очередь отразила специфику возраста, интересы и увлечения каждого «творческого коллектива» группы. Музейные островки гармонично вошли в интерьер групп и кабинетов, стали неотъемлемой частью развивающей среды, получились неповторимыми по оформлению и содержанию. Так, например: в младшей группе «Солнышко» создан музей «Курочки рябы»; воспитателями и детьми старшей логопедической группы «Колокольчик» совместно с родителями была собрана коллекция для мини – музея «народно – прикладного искусства»; воспитатели старшей группы «Одуванчик» создали мини – музей «Буренушка»; воспитатели совместно с детьми подготовительной группы «Ландыш» и их родителями создали мини – музей «Собака – друг человека»; воспитатели подготовительной логопедической группы «Фиалка» создали мини – музей «Авиации».

Основой экспозиции наших мини-музеев стали коллекции, альбомы фотографий и иллюстраций, книги, детские поделки, исторические экспонаты, игровые макеты изготовленные педагогами и детьми, родителями.

Мини- музей «Народно – прикладного искусства»

Цель создания:

познакомить детей с историей родного края на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

Содержание экспозиции:

деревянные, глиняные игрушки и посуда, куклы из ткани, соломы, тканые изделия, а также старинная утварь. Творческие поделки, изготовленные детьми и взрослыми.

Литературный ряд:

народные песни и потешки, загадки, детские стихи об игрушках

Зрительный ряд:

репродукции с изделиями народных промыслов, альбомы с эскизами, схемами изготовления игрушек.

Активизация восприятия:

материалы для изготовления игрушек: кусочки ткани, нитки, солома, глина и т. д. Шаблоны для самостоятельной росписи, мастер - классы для детей и взрослых.

Мини- музей «Буренка»

Цель создания:

Познакомить детей младшего возраста с домашними животными на примере коровы, со сказками о ней, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к животным. Познакомить с их ролью в жизни человека, воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру. Формирование проектно-исследовательских умений навыков. Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Развитие творческого и логического мышления, воображения. Обогащение предметно- развивающей среды МОУ.

Литературный ряд:

стихи классиков, детских поэтов, загадки, сказки, былины, детские рассказы

Музыкальный ряд:

коллекция колокольчиков.

Экспозиция:

1. Подбор экспонатов для музея (родителями и детьми). 2. Чтение стихов детьми о корове. 3. Рассказывание сказок детям родителями. 4. Наблюдение за животными (коровами) в природе (на лугу). 5. Знакомство с деятельностью человека ухаживающего за домашними животными (художественная литература, рассматривание картинок и т. д.) -родителями. 6. Изготовление экспонатов своими руками. 7. Подобрать литературы и фотографий про коров разных пород. 8. Враги- кого боится Бурёнушка? 9. Знакомство с профессиями людей обслуживающими домашних животных. 10. Музыкальные инструменты (коллекция колокольчиков, дудочек, флейт). 11. Просмотр и прослушивание р. н. сказок (по DVD и CD-R) 12. Подбор и изготовление дидактических игр. 13. Экскурсии в другие группы. 14. Подбор молочной продукции, мясной (муляжи и картинки) и т. д.

Мини- музей «Собака – друг человека»

Руководители мини-музея: Пупшева Наталья Ивановна, Селихова Светлана Васильевна, воспитатели подготовительной к школе группы.

Структура управления мини-музеем:

Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.

Цель создания:

- знакомство детей с ролью собаки в жизни человека;

- воспитание заботливого отношения к животному миру;

- формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

- принцип опоры на интересы ребенка;

- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

- принцип наглядности;

- принцип последовательности;

- принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Экспозиция:

музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Например, коллекции игрушек-собачек (мягких, резиновых, пластмассовых) располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция фигурок собак из различных материалов (яичная скорлупа, слоеное тесто, масса для лепки, гипс, картины в рамках стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На нижней полке представлена детская литература, подборки картинок о собаках, дидактические игры с фотографиями собак.

Литературный ряд: библиотечка сказок, загадки, иллюстрации.

Видеоряд: фильмы, сказки, мультфильмы.

Мини- музей «Авиации»

Цель создания:

Музей призван способствовать формированию у воспитанников гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса. Воспитанию любви и уважения к жителям города авиационной промышленности, городу – наукограду – Жуковский.

Литературный ряд:

книги об авиации, календари с изображением самолетов, фотографии летчиков, космонавтов, подборки газет, альбомы с иллюстрациями о достопримечательностях города.

Экспозиция:

1. Подбор макетов самолетов для музея (родителями и детьми). 2. Чтение и рассматривание иллюстраций в книгах об авиации. 3. Изготовление экспонатов своими руками. 4. Знакомство с профессиями людей, работающих в авиации. 5. Экскурсии в другие группы.

Мини- музей «Курочка Ряба»

Цель создания:

Познакомить детей младшего возраста с домашними птицами на примере курицы, со сказками о ней, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к домашним птицам. Познакомить с их ролью в жизни человека, воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру. Формирование проектно-исследовательских умений навыков. Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Развитие творческого и логического мышления, воображения. Обогащение предметно- развивающей среды МОУ.

Литературный ряд: стихи классиков, детских поэтов, загадки, сказки, былины, детские рассказы

Экспозиция: 1. Подбор экспонатов для музея (родителями и детьми). 2. Чтение стихов детьми о курочке. 3. Рассказывание сказок детям родителями. 4. Наблюдение за курочками и цыплятами в природе (в деревне). 5. Знакомство с деятельностью человека ухаживающего за домашними птицами (художественная литература, рассматривание картинок и т. д.) 6. Изготовление экспонатов своими руками. 7. Знакомство с профессиями людей ухаживающими за домашними птицами. 8. Просмотр и прослушивание р. н. сказок (по DVD и CD-R) 9. Экскурсии в другие группы.

В настоящих музеях, как правило, запрещается трогать экспонаты руками, а в наших мини- музеях это не только можно, но и нужно! Дошколята могут посещать «музей» каждый день, менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать и даже использовать в своих играх. Работа над созданием музея увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, музейные экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка и расширения кругозора детей дошкольного возраста

Направление музейной педагогики настолько широко и интересно, что применять ее методы можно практически в любых сферах деятельности детей, а также в непосредственной образовательной деятельности. Такое дополнение делает НОД ярче, вызывает интерес дошкольников, развивает познавательную активность, обогащает знания об истории, многовековой культуре человечества, позволяет активизировать и обогатить процесс взаимодействия взрослых и детей, является, по сути, новой образовательной технологией.

Одним словом, дети, ради которых мы и создаем проект, получают несомненную пользу от его внедрения. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музеям.

Мини-музеи позволили воспитателям сделать понятие музей привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Цели и задачи мини- музея

1 Обогаще6ние предметно- развивающей среды ДОУ

2 Обогащение воспитательно - образовательного процесса новыми формами

3 Формирование у дошкольников представления о музее

4 Расширение кругозора, развитие познавательных способностей

5 Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания

6 Развитие творческого и логического мышления и воображения

7 Формирование активной жизненной позиции

Публикации по теме:

Оформление детского сада «Светлячок»Оформление детского сада «Светлячок» Детский сад, детский сад. Почему так говорят? Потому, что дружно в нем Мы одной семьей растем! Оттого и говорят: - В этом доме детский.

Организация мини-музеев в группе.Организация мини-музеев в группе. На мой взгляд, музейная педагогика - это новый метод всестороннего развития дошкольников. Мне очень понравилось это направление. Поэтому.

Библиотека изображений:
  • Новый год
Автор публикации:
Мини-музеи
Опубликовано: 15 января 2013 в 09:56
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...