МААМ-картинки

Модель НОД для детей средней группы «Народная культура и традиции. Мордовский национальный костюм»

Светлана Назарова
Модель НОД для детей средней группы «Народная культура и традиции. Мордовский национальный костюм»

Цель: Закрепить знания детей о родном крае, культуре, традициях.

Задачи: Подробнее узнать о Республике Мордовия, привить любовь к родному краю, воспитать в детях бережливость, уважение к национальным традициям мордовского народа. Развивать любознательность детей. Выучить с детьми несколько слов на мордовском языке.

Публикация «Модель НОД для детей средней группы „Народная культура и традиции, Мордовский национальный костюм“» размещена в разделах

Материал и оборудование: картинки с пейзажем Мордовского края, две куклы в мордовских костюмах – мальчик Миколь (Николай) и девочка Окся (Аксинья, черно-белые мордовские узоры на листочках бумаги и разноцветные образцы к ним, цветные карандаши, аудиозапись мордовской музыки, испечённые мордовские блины.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле! Как называется наша страна?

Дети:

Россия.

Воспитатель:

Правильно, у нашей страны красивое, звучное имя – Россия! Давайте повторим его вместе.

В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа (показ иллюстраций); красивые города (показ иллюстраций); удивительные люди.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.

Ребята, а как мы называем место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут родители, родные, друзья?

Дети:

Мордовия.

Воспитатель:

Правильно, ребята, Мордовия - наша малая родина.

Как называется столица Мордовии?

Дети:

Город Саранск.

Воспитатель:

Прочитаю вам красивое стихотворение Нины Кошелевой о нашей Мордовии :

Милые мордовские просторы,

Ширь полей и тень густых лесов,

Нитками расшитые узоры,

Песни на десятки голосов.

Лишь затянет ветерок легонько-

Запоют леса со всех сторон,

Подпевают нивы. тонко-тонко

Льется рек хрустальный перезвон.

Для любого сердца это свято.

Расцветай в веках из года в год!

Но не только этим ты богата,

Главное богатство - твой народ!

Ты щедра на разные таланты,

Есть среди прославленных сынов

Доктора, спортсмены, музыканты.

Девятаев. Эрьзя. Ушаков.

В нашей республике Мордовия очень красивая природа – поля, реки, леса. Здесь живет дружный, работящий, талантливый народ разных национальностей.

Ребята, люди каких национальностей проживают в нашей республике?

Дети:

Мордва, русские, татары, чуваши.

Воспитатель:

У каждого народа свой язык, свои песни, стихи, танцы, игры, одежда.

Они дошли до нас из глубокой старины. Народ бережет свои традиции, обычаи, свой родной язык, которые передаются из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, мамы и папы рассказывают о культуре и традициях своим детям. Поэтому очень важно беречь и любить культуру родного края.

Ребята, а почему же наша республика называется Мордовия?

Дети:

Потому что здесь живет мордовский народ.

Воспитатель:

Верно, потому что коренное население нашей республики – это мордва, которые делятся на эрзю и мокшу. И у каждого свой национальный костюм.

К нам в гости пришли две куклы – это мальчик с мордовским именем Миколь (Николай) и девочка-мордовочка Окся (Аксинья). Давайте посмотрим костюмы на них. Какие они нарядные!

Ребята, как называется костюм одним словом?

Дети:

Мордовский костюм.

Воспитатель:

Верно, это национальный мордовский костюм.

Он очень яркий, разноцветный, с разными украшениями.

Давайте подробнее его рассмотрим.

Рассмотрим на Миколе (Николае) костюм.

Мужской костюм немного похож на русский. Самая основная одежда в мужском мордовском костюме :

• панар – рубаха.

• понкст – штаны.

Рубаху на каждый день ткали из конопляного волокна. А для праздника – из льна. Рубаху никогда не заправляли, а только подпоясывали. Пояс был кожаным и украшался пряжкой из металла. К пряжке крепился щиток, который был украшен красивыми камнями.

В отличие от женского костюма, одежда мужчин была скромной.

А теперь посмотрим на нашу мордовочку Оксю (Аксинью).

В мордовском женском костюме основная часть одежды:

• панар – рубаха без воротника. Она украшена красивой вышивкой из мордовских узоров и всегда подпоясана. Пояс изготовлен из натуральной шерсти с кисточками на концах.

• сарафан – платье без рукавов. Его одевали сверху панара.

Вместо сарафана могли надеть руцю – балахон.

Головные уборы у мам и дочек были разные. На девочку надевали картонную повязку, которая покрывалась тканью и украшалась мордовской вышивкой и бисером или шапочку:

• пехтим.

А мама одевала высокий прямоугольный головной убор, который обтягивался красной материей, украшался бисером и мордовской вышивкой :

• панго.

Украшения для женского костюма были разные. Их изготавливали из монет, бисера и пуха. На шею одевали бусы, ожерелья. На руки – браслеты и перстни. На уши – кружочки из коры дерева или картона, обтягивали тканью, украшали бисером, вышитыми цветами.

Еще одевается набедренное украшение с вышивкой из бисера и монет:

•пулай.

Мокшанский и эрзянский костюмы отличаются друг от друга своими узорами, дополнительными деталями одежды и украшениями.

Воспитатель (продолжает) :

Ребята, мордовский народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться.

Давайте с вами станцуем и споем мордовскую песню о красивой березке, которую мы выучили «Луганяся келунясь».

Дети (танцуют и поют) :

Луганяса келунясь

Луганяса келунясь

Точк ночк куман дерон келунясь

Вишке кума-кумандерон келунясь

Келуть алоц такорне

Келуть алоц такорне

Точк ночк куман дерон такорне

Вишке кума куман дерон такорне

Такорняса скомнене

Такорняса скомнене

Точк ночк куман дерон скомнене

Вишке кума-кумандерон скомнене

Скомнесь штафке тордафке

Скомнесь штафке тордафке

Точк ночк куман дерон тордафке

Вишке кума-кумандерон тордафке

Скомнять лангса инжи стирь

Скомнять лангса инжи стирь

Точк ночк куман дерон инжи стирь

Вишке кума-кумандерон инжи стирь

Воспитатель:

Ребята, как я вам уже говорила, мордовский народ любит не только петь и танцевать, но и играть. Поиграем с вами?

Дети:

Да!

Воспитатель:

Мордовская игра называется «В курочек»

Играющие делятся на две группы. Дети - курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок - хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Условия игры.

Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

Воспитатель (после игры) :

А теперь давайте немного отдохнем, порисуем.

Посмотрите, какие красивые мордовские узоры. Каждому раздам листочек с узором, который нужно раскрасить и образец как он должен выглядеть. Берите карандаши, смотрите какого цвета свой узор и раскрашивайте.

Воспитатель: (после рисования) :

Ребята, очень красивые узоры у вас получились. Молодцы!

Все очень здорово играли, пели, танцевали, рисовали. Наши гости кукла Миколе и кукла Окся тоже очень довольны, что вы узнали много названий из мордовского костюма, сами раскрашивали мордовские узоры. Им понравилось, что вы все дружные и веселые.

И в подарок они нам принесли самое вкусное национальное угощение – мордовские блины. Сейчас мы с вами все их будем пробовать.

Давайте поблагодарим гостей и скажем им до свидания!

Дети:

Спасибо! До свидания!

Воспитатель:

На этом наше занятие закончилось. Все молодцы!

Публикации по теме:

Фотоотчёт по познавательному развитию «Народная культура и традиции»Фотоотчёт по познавательному развитию «Народная культура и традиции» Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: «В гости к тётушке Варварушке» Цель: Формирование.

Конспект занятия по развитию речи «Народная культура и традиции» Тема: «Народная культура и традиции русского народа» Цель: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу,.

Мордовский народ: культура, традиции и обычаи Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является.

Народная культура и традиции. Работа с детьми младшей группы по данной темеНародная культура и традиции. Работа с детьми младшей группы по данной теме .

Непосредственно образовательная деятельность «Национальный костюм мордвы» для средней группы Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Вид занятия: Развитие речи. Цель: Закрепление знаний детей о родном крае,.

НОД. ФЦКМ «Народная культура и традиции» (подготовительная группа) Цель: Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Воспитание уважения к.

НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Русский национальный костюм»НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Русский национальный костюм» Конспект НОД по ознакомление с окружающим миром с детьми средней группы «Русский народный костюм» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - воспитывать.

Проект «Народная культура и традиции» в старшей группе Управления образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области МБДОУ «Детский сад комбинированного вида.

Проектная работа «Мордовский национальный костюм» .

Тематическое планирование в средней группе «Русская народная культура и традиции» Аннотация. В работе приведено описание тематического планирования одного дня в детском саду. Ключевые слова: матрёшка, патриотизм, шутки-прибаутки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель НОД для детей средней группы «Народная культура и традиции. Мордовский национальный костюм»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 13:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД