МААМ-картинки

Моделирование игрового пространства в ДОУ

марина береговая
Моделирование игрового пространства в ДОУ

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад «Теремок»

Моделирование игрового пространства в ДОУ

Воспитатель

Береговая М. С.

2017 год.

Содержание

Вводная часть…. 3

Основная часть…4

Заключение….7

Список литературы…8

Вводная часть.

У каждого из нас

Внутри талант таится,

И очень важно в детстве

Дать ему раскрыться.

Актуальность.

Публикация «Моделирование игрового пространства в ДОУ» размещена в разделах

Актуальной на сегодняшний день остается проблема моделирования игрового пространства, ведь моделирование – метод познания, сущность которого заключается в воспроизведении свойств, структуры и функций объекта познания на специально устроенной (или подобранной) его модели, включающей в себя методы исследования как теоретического, так и практического характера. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре образовательной программы дошкольного образования.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта.

Цель, которую я поставила в данном направлении, такова: создание в групповом пространстве при адекватном использовании полезной площади предметно – развивающей среды для полноценного развития детей.

Из заданной цели следуют задачи:

1. создать среду адекватную реализуемой программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру ребенка.

2. активнее использовать продукты детской и совместной деятельности воспитания ребенка.

3. привести пространство группы в соответствие с возрастными особенностями, и по интересам детей.

4. рационально использовать пространство помещения для создания предметно – развивающей среды.

ФГОС дошкольного образования выдвигает следующие требования к

развивающей предметно — развивающей среде ДОУ: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Основная часть.

Среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и поэтому необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

При моделирование группового пространства использовала следующие принципы:

1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)

4. Вариативность среды предполагает: наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В педагогической науке понятие «образовательное пространство» определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению. В широком смысле развивающая среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиции психологов, таких как Л. С. Выготский, Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Заньков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда -это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка». К настоящему времени в отечественной дошкольной педагогике и психологии накоплен достаточно большой опыт работы по проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, С. А. Новоселова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.) Особенностью этих исследований является акцентирование внимания на построении предметно-развивающей среды, что предполагает поиск новых подходов к ее организации в дошкольном учреждении, работающем в новых условиях — в русле личностно-ориентированной концепции. Именно в детском саду возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта, в том числе и игрового.

Основными пространствами детского сада являются: игровое пространство; пространство физической культуры; пространство познания окружающего мира; пространство личностно-социального развития; пространство художественно – эстетического развития. Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства. Поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в детском саду необходимо создавать условия для разворачивания игровой деятельности самых разных видов: свободной игры, ролевых игр, игр с разной степенью жесткости заданных правил и различной предметностью (например, математических).

Модульные игровые зоны в группах целесообразно устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент.

В подготовительной группе детского сада «Теремок» я с помощью родителей создала различные центры, где дети имеют возможность реализовывать свои задумки, планы.

В нашей группе есть такие центры, как музыкальный и театральный, где расположены различные музыкальные инструменты, книги о инструментах (самоделки, различные дидактические игры музыкальной направленности. Уголок помогла наполнить наш музыкальный руководитель, Царева Н. Н. В центре театрализации детей ждут различные маски, кукольные театры, теневой театр, плоскостной и много интересного. Дети рады проявлять себя в различных ролях, что способствует снятию психоэмоционального напряжения, положительному настрою.

Далее расположены игровой центр где находятся конструктивные игры, которые представлены различными видами конструктора: 1) деревянного: крупного и мелкого, 2) лего: крупного и мелкого, 3) пластмассового: кубики большие и маленькие, 4) плоскостной конструктор. Также в игровом центре находятся сюжетно-ролевые игры и режиссерские игры. Наборы для реализации игры наполнены в соответствии с возрастными на различную тематику. В центре дидактических игр находится много игр, различной направленности. Каждый ребенок выбирает игру по своему интересу, очень часто дети объединяются в группы по интересам.

Несомненно мы помним и про очень важный аспект как здоровьесбережение, группе находиться физкультурный центр, который направлен на укрепление и сохранения здоровья детей. В нём находится оборудование для индивидуальных занятий, для корригирующей гимнастики, материал для подвижных игр, пособия.

В познавательном центре есть много различных материалов для исследования. Каждый ребенок сможет получить ответы на различные вопросы. Календарь природы, помогает отслеживать и сравнивать природные явления в разные времена года. В группе располагаются комнатные растения, за которыми дети ухаживают самостоятельно.

Речевой центр очень важен в подготовительной группе. В нем во – первых располагается символы нашей страны, во – вторых различные энциклопедии, с помощью которых ребенок может сам без помощи взрослого отыскать ответы на свои вопросы, в – третьих, художественные книги и речевые игры.

Обучающий центр оформлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Художественно – эстетический центр помогает развивать умения творить прекрасное в своей повседневной жизни. Также обеспечивает творческую самореализацию своего «Я». В центре представлены иллюстрации для рассматриваний, репродукции картин, предметы народно – прикладного искусства. Дети с удовольствием свое свободное время проводят в этом центре.

Заключение.

При моделировании предметно - развиваюшей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

При формировании игрового пространства необходимо : избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз — рука», роста и предметного мира взрослых; исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т. д.). Предметно-пространственная среда группового помещения — неотъемлемая часть целостной образовательной среды.

Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.

Список литературы:

1. Асташина И. В «Развивающие игры для детей» ИД «Владис», 2007;

2. Давыдова М. М. «Развивающие игры для детей» М. «Аквариум», 2000;

3. Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». – Ярославль, 2006;

4. Никишина И. В. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе» Волгоград «Учитель»,2008;

5. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми» М. :Владос, 1994;

6. Солнцева Е. А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики» М. Астрель, 2007;

7. Флерина Е. А «Эстетическое воспитание дошкольников» М., 1961;

8. Чуб Н. В. «Большая книга заданий и упражнений Готовимся к школе». – М. :Клуб семейного Досуга», 2013;

9. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». М. :Просвещение, 1983;

10. Шмаков С. А. «От игры к самовоспитанию». - М. : Педагогика, 1971.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возрастаПрименение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста Как мы знаем, что образовательная среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных.

Маркер игрового пространства для игры «Магазин».Маркер игрового пространства для игры «Магазин». Модель маркера «Магазин»» представляет собой картонную папку формата А3, обклеенную тканью. На страницах папки имеются различные кармашки.

Маркеры игрового пространстваМаркеры игрового пространства Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда, Ульяновской области» Киселева Татьяна Федоровна Маркеры.

Маркеры игрового пространства.Маркеры игрового пространства. Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры.

Маркеры игрового пространства «Самолет» и «Поезд» для сюжетно-ролевых игрМаркеры игрового пространства «Самолет» и «Поезд» для сюжетно-ролевых игр Роль педагога с одной стороны обеспечить, а с другой стороны показать детям возможности использования окружающего пространства в разных.

Методическая разработка по использованию многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций Методическая разработка по использованию многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций. Аннотация:.

Создание единого образовательного пространства «ДОУ-семья». Невербальные средства общения в работе педагога ДОУ с родителями Создание единого образовательного пространства «ДОУ – семья». Невербальные средства общения в работе педагога ДОУ с родителями воспитанников.

Организация сюжетно-ролевой игры с использованием маркеров игрового пространства Универсальные маркеры игрового пространства Организация предметно-игрового пространства и предметно – развивающей среды является необходимым.

Эффективная организация психологического пространства в ДОУ Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Моделирование игрового пространства в ДОУ
Опубликовано: 1 ноября 2017 в 21:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД