ирина
Моделирование-наглядно практический прием познания окружающей действительности
В наш век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации. А в детском саду процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным и интересным. Ведь дошкольник лишен возможности записать, отметить для себя что-то письменно.
Моделирование – это метод изучения объектов при помощи создания и исследования их моделей. Таким образом, базой для процесса моделирования является именно модель, своего рода уменьшенная копия изучаемого объекта. Так же это возможность задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память, метод познания состоящий из объектов и моделей.
Публикация «Моделирование-наглядно практический прием познания окружающей действительности» размещена в разделах
Объект – малая часть окружающего мира, он может иметь несколько моделей в зависимости от цели моделирования.
Модель – заменитель объекта, отражающая некоторые особенности объекта.
Многие макеты можно назвать универсальными. Универсальный макет наводит детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяет участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется сборка игровых замыслов в общем сюжетном движении. Использование универсальных игровых макетов при создании предметно–развивающей среды группы открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей, также создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов
«Универсальные» макеты условно можно разделить на два типа:
1) Макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов. Сюда относятся «Кукольный дом» и «Крепость – дворец», «Квартира», «Зоопарк»
2) Макеты – карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).
Я считаю, что использование наглядного моделирования в работе с детьми актуально, потому что:
• во-первых, использование моделей, макетов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
• во-вторых, применяя наглядные материалы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Я заметила, что в процессе обыгрывания моделей одновременно и параллельно решается несколько задач:
• закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
• активизация лексического словаря;
• развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения и фантазии;
• развитие общей и мелкой моторики рук;
• развитие коммуникативных навыков.
Играя с моделями, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Модели могут иметь разную тематику и объединятся в макеты (например, модели домашних животных, предметов сельского домашнего обихода соединились в макет деревенское подворье, что привело меня к мысли о создании макетной игровой среды. Ведь организация самодельной макетной игровой среды является значимым компонентом проводимой работы в нашей группе.
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно – ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию.
Работая в старшей группе, мой интерес к моделям в работе по познавательному развитию нашел свой выход. Ведь использование моделирования мне помогает рассказать детям о природных явлениях, правилах поведения в природе, дать детям представление о росте и развитии животных, взаимосвязи и последовательности в мире, помочь детям увидеть и пережить разные эмоции, линии поведения, процессы и явления.
Так, например макет «Животные Севера», который мы сделали вместе с родителями и детьми моей группы, наглядно показал, какие животные проживают в климатической зоне Севера, связи живой и неживой природы, среду обитания и питания северных животных.
Макет «Насекомые нашего участка», который мы изготовили вместе с детьми, позволил детям самим увидеть красоту мира насекомых, ведь этот макет позволяет увидеть то, что обычно остается невидимым и мелкие многоногие существа стали для детей более доступные и понятные. К тому же с этим макетом прекрасно можно заниматься и математической деятельностью.
А макеты, сделанные детьми совместно с родителями «Мельница» и «Озеро» стали просто одним целым. Макет «Озеро» постоянно обновлялся детьми, заселяясь новыми птицами, растениями и насекомыми которыми могут питаться птицы.
В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы.
Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Наша улица», «Дорожное движение», «Кукольный домик». Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события.
В моей работе так же присутствует «Лего- моделирование» – это вид моделирующей творческо–продуктивной деятельности. Диапазон использования Лего для детей в детском саду довольно широк: этот конструктор, используют как универсальное наглядное пособие и развивающую игрушку.
В процессе моделирования идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Лего универсален, ведь этот конструктор может использоваться и в ознакомлении с правилами дорожного движения, правилами противопожарной безопасности, помогает отработать в игре алгоритм безопасного поведения на улице и в быту.
В результате мониторинговых исследований, которые проводились в сентябре и в мае, я выявила, что метод моделирования помогает повысить познавательный интерес и исследовательскую активность дошкольников на 23%. С применением моделей детям легче объяснить новый материал, а также проигрывая сюжеты на макетах они самостоятельно закрепляют полученные ранее знания.
Сейчас, у меня детки младшей группы и мой метод моделирования уже входит в мою работу. Чтобы процесс адаптации прошел как можно легче, с помощью родителей мы изготовили несколько макетов, которые назвали «Знакомые комнаты», в них родители постарались создать знакомую ребенку обстановку, что бы ребенок не чувствовал себя покинутым.
Так же я привлекла мой метод моделирования в короткие сказки : «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т. д. Дети с удовольствием включаются в игру по созданию и рассказыванию сказок, а для облегчения очень помогают макеты, изображающие части рассказа или сказки и использование различных предметов – заместителей: сюжетные картинки, пальчиковый театр, фигурки домиков, предметов которые появлялись в сказках, и т. д.
Дети с удовольствием включаются в игру по созданию сказок, ведь детское сознание чистое, способное к поглощению всей информации, которую ему предлагает взрослый, и моя главная цель как воспитателя состоит в том, чтобы это воздействие помогало в развитии ребенка и в правильных представлениях о мире.
Так же мы изучаем готовые модели суток и времен года. Такой вариант позволяет заинтересовать детей, наглядно иллюстрирует материал, выявляя взаимосвязи изучаемого объекта, а также способствует запоминанию изучаемого материала. На следующем занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель.
В модели частей суток наглядно показано, что сутки, состоят из частей: утро, день, вечер, ночь. Утро - розовое, день - желтый, вечер - синий, ночь - черная. Модель показывается полностью, детям видна структура, содержание.
Модель «Времен года» помогает детям устанавливать взаимосвязи между временами года, порядок их следования и природными явлениями характерными тому или иному времени года.
Очень важна основа, которую будущее поколение получает в дошкольном возрасте. Моделирование это деятельность, при выполнении которой ребенок открыватель и творец. В нем спрятано научность, искусство, мастерство, как и во всем, связанном с обучением и воспитанием детей в дошкольном возрасте.