Занятие на тему Бородинского сражения. «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли».

Людмила Чаплыгина
Занятие на тему Бородинского сражения. «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли».

Седьмого сентября исполняется двести лет героическому событию в истории России-Бородинскому сражению. В школах, детских садах педагоги будут рассказывать детям о подвигах русского народа.

Программное содержание:

Воспитательные задачи:

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Отечеству, русскому народу – защитнику Родины, чувство гордости и восхищения русским характером, героизмом;

Развивающие задачи:

Образовательная область «Социализация»:

Способствовать воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отношению к людям, защищавшим нашу страну.

Обучающие задачи:

Образовательная область «Познание»:

Познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой Отечества – Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа, с тем, как увековечена память тех, кто защищал Россию в те времена.

Образовательная область «Коммуникация»:

Формировать правильное понимание переносного смысла в пословице «Если дружба велика – будет Родина крепка».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Развивать стремление понять прочитанное, оценить действия и поступки героев;

Закреплять умение эмоционально и выразительно читать наизусть отрывки из стихотворений;

Образовательная область «Музыка»

Формировать у детей слышать в произведении развитие музыкального образа.

Предварительная работа:

Чтение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Разучивание отрывков из книги М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Разучивание пословиц о Родине и дружбе.

Оборудование:

Портреты М. И. Кутузова; Б. Наполеона; Д. В. Давыдова; П. И. Багратиона; Панорама «Бородинская битва»; Картина «Просторы России»;

Фотографии «метро Кутузовская»; «Триумфальная арка»;

Запись музыки: П. И. Чайковского «Увертюра 1812 года»;

Г. Струве «Моя Россия».

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

Звучит музыка композитора В. Баснера из песни «С чего начинается Родина».

Воспитатель: Ребята, что для вас значит слово Родина? (Ответы детей).

Дети читают стихотворение:

Я навек люблю тебя Россия!

Рек твоих задумчивую синь.

Я люблю дожди твои косые,

Тихий шепот молодых осин.

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб захотелось повторить

Сильнее всех имен сказать Россия!

Звучит песня Г. Струве «Моя Россия».

Воспитатель: У всякого народа своя история, а в истории критические моменты, по которым можно судить о силе и величии духа. Россия – страна богатая и красивая, а русский народ – смелый и мужественный.

Выставляется картина «Просторы России»

Россия моя Россия –

И боль моя и любовь!

И беды и пули косили

Но ты поднималась вновь.

Умея сражаться и стоить

Встаешь ты в рассветной сини

Бессмертны твои герои

Нетленны твои святыни.

Очень многие хотели овладеть Россией. И вот 200 лет назад на нашу Родину напала армия французского императора Бонапарта Наполеона. (Выставляется портрет).

К тому времени Наполеон Бонапарт покорил почти уже всю Европу и он решил убрать последнее препятствие, нашу Русь, к мировому господству. Он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если овладею Петербургом – я возьму ее за голову, но заняв Москву – я поражу ее в самое сердце.

- Ребята, как вы думаете, почему Москву называют сердцем России? (Ответы детей).

Армия Наполеона была очень сильной. Но когда она вступила на нашу землю, то весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Не только армия сражалась, но и простые крестьяне поднялись на борьбу с французами. Создавались партизанские отряды. Так руководителем партизанского движения стал полковник Денис Давыдов. (Выставить портрет).

- Кто из вас знает, почему войну 1812 года называют Отечественной войной? (Ответы детей)

Да, ребята, вклад партизан в разгром врага с полным основанием позволил назвать войну 1812 года Отечественной войной.

- Как вы думаете, кто был главным командующим русской армией? (Ответы детей).

Правильно. Храбрый маршал Михаил Илларионович Кутузов. (Выставить портрет).

Солдаты знали его и любили. Они говорили: «Пришел Кутузов бить французов».

Русские воины ценою своих жизней старались защитить Москву, к которой так стремились французские войска. Они готовились к бою. И на поле возле села Бородино под Москвой 7 сентября 1812 года произошло самое знаменитое сражение (выставить фото панорамы битвы).

- Ребята как называлось это сражение? (ответы детей)

Да это было Бородинское сражение. Русские воины сражались не на жизнь, а на смерть. Это было страшное событие.

Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи…

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел…

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый.

Только темная ночь остановила бой. Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы».

Михаил Илларионович Кутузов чтобы сохранить жизнь солдатам приказал отступить войскам, чтоб потом с новыми силами ударить по врагу. Он говорил: «С потерей Москвы, еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнут Москва и Россия…»

Французы вошли в Москву.

Хоть Москва в руках французов

Это право не беда!

Наш фельдмаршал князь Кутузов

Их на смерть впустил туда! –

так пели солдаты русской армии, не теряя надежду на победу. И так произошло. У французов заканчивались запасы продуктов, лошадей нечем было кормить. Взять продукты было негде, вся Москва горела.

Приближалась зима, французы к ней были не готовы.

Наполеон приказал оставить Москву, французская армия начала отступать, а наша армия атаковала, не давая им передышки.

К концу 1812 года война окончилась практически полным истреблением врага. Наша армия победила, враг был изгнан с русской земли, проявив при этом мужество и героизм. Главное сражение этой войны – Бородинское, навсегда осталось в памяти народа и нашло отражение в различных произведениях, живописи, музыке.

Композитор П. И. Чайковский написал торжественную увертюру под названием «1812год». (Включается музыкальное сочинение).

- Кто из вас знает, как еще прославили подвиг русских солдат? (Ответы детей.

По ответам выставляются картинки: Панорама Бородинской битвы; станция метро Кутузовская, Триумфальная арка).

- Ребята, многие из вас были у Триумфальной арки, может кто-то из вас или взрослых прочитал слова которые выбиты на ней?

Эти слова, сказал Михаил Илларионович Кутузов обращаясь к русскому народу: «Славный год сей, минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши, потомство сохранит в памяти своей. Вы кровью спасли Отечество храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Ребенок читает отрывок из «Бородина»:

Да были люди в наше время,

Могучее, лихое племя.

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Воспитатель: Вы маленькие россияне, будущее нашей страны. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить свою Родину, своих родных, близких, друзей. Давайте посмотрим, друг на друга и скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка».

Публикации по теме:

«Поклонимся великим тем годам» В канун такого самого большого празника нашего народа -День Победы (9 мая). Чтобы наше подрастающее поколение всегда знала и помнила о тех.

Проект «День Победы»Проект «День Победы» Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 246 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Занятие на тему Бородинского сражения. «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли».
Опубликовано: 21 августа 2012 в 15:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект в старшей группе «Моя малая Родина»
МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка» Чебоксарского района Чувашской республики Педагогический проект в старшей группе «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» Воспитатель:...
Фотоотчет об изготовлении аппликации собаки «Пуделя»
Аппликации для детей представляют собой важный этап формирования мышления. Работая с простыми материалами, ребенок учится думать творчески, видеть сложное в...
Фотоотчет об аппликации «Сердечки» ко Дню Святого Валентина
Аппликация «Сердечки» ко дню Святого Валентина. Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна. 14 февраля "День Всех Влюбленных" отмечается в России не очень...
Мастер-класс по изготовлению праздничной открытки «Букет цветов в вазе» в технике...
Детский сад – пенсионер! Он родился в СССР! Садику – 55 лет! Шлет он всем большой привет! 14 февраля МБДОУ Детский сад №14 «Улыбка» города Великие...
Сценарий свадебного казачьего обряда для детей старшего дошкольного возраста
Казачьи свадебные обычаи для детей старшего дошкольного возраста Звучит 1 куплет «Дон ты вольный», далее под песню «Белорыбица» ( анс. «Донские казаки»)...