Папки-передвижки

Эссе «Моя педагогическая концепция»

маргарита климентьева
Эссе «Моя педагогическая концепция»

“Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.

В. Сухомлинский.

Актуальность

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.

Публикация «Эссе „Моя педагогическая концепция“» размещена в разделах

Природа – это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а “человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира”.

Поэтому считаю, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Человек с новым сознанием будет чувствовать ответственность за то, что его окружает, и будет выполнять несложные правила. А так как в своей работе я всегда стараюсь ориентироваться на детей, на личность каждого из них, то возникла необходимость поиске новых форм сотрудничества, сотворчества педагога и детей, взрослого и ребенка.

И такое уникальное, на мой взгляд, средство нашлось – это технология проектирования и экспериментирования, в которой ребенок усваивает все прочно и надолго, ведь он слышит, видит и делает все сам. Внедрение в практику метода проектной деятельности стало одним из основных средств формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Так как детям трудно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) проекта в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах.

Анализ изученной литературы по этой теме, убеждает, что проектирование и экспериментирование – это методы, которые позволят процесс познания детьми окружающего мира сделать не скучным, и гармонично вписать его в образовательный процесс. Метод проектов позволяет мне, как воспитателю, сконцентрировать материал по определенной теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, а также, что немаловажно, вывести на новый уровень взаимоотношения с детьми и родителями.

Для меня эта тема стала актуальной, так как я считаю, что благодаря методу проектов и проектной деятельности, детей можно научить самостоятельно мыслить, планировать, обсуждать, находить и решать проблемы, развивать познавательный интерес.

Таким образом, тема моего Проекта:

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе проектно - исследовательской деятельности».

Работая над проектом, я поставила перед собой цель:

Цель:

способствовать формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели определила задачи:

- Формирование экологической культуры, развития познавательного интереса и познавательной активности у детей дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности.

- Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к себе и к людям как к части природы; в сочетании с региональным компонентом.

- Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Гипотеза: применение в образовательном процессе проектного метода для детей старшего дошкольного возраста будет способствовать: повышению уровня экологических знаний и культуры поведения в природе.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дети открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения. К таким методам относятся:

• Наглядные (Систематизированное наблюдения, экскурсии, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание иллюстрации) ;

• Словесные (направленное общение, беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора) ;

• Практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование)

Данные методы являются более традиционными. И с моей точки зрения, в экологическом воспитании детям необходимо не только наблюдать за природой (в процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к природе, но и общаться с ней, экспериментировать, делать опыты, ухаживать за растениями.

Хорошим подспорьем здесь выступает метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

Свою проектную деятельность с детьми я начинала с краткосрочных проектов «Из чего птицы строят гнезда», «Эффект радуги», «Разноцветные растения». Ставила перед детьми несложные задачи. Учила детей наблюдать, мыслить, находить и решать проблемы. Реализацию проектов осуществляла через разные виды детской деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную. Участие в творческой деятельности решает многие воспитательные и образовательные задачи, а также развивает интегративные качества. Они помогают детям решать интеллектуальные и личные задачи. Проекты усложняются по содержанию, задачам и способам их реализации в соответствии с возрастом детей.

Тематика и содержание реализованных проектов разнообразна. Например, проект «Красная книга нашего села». Дети совершали игровое путешествие по нашим лесам, слушали стихи, рассматривали иллюстрации редких растений и животных. С детьми в ходе проекта создали макет «Экологическое игровое поле», «Живая книга», изготавливали цветы и грибочки с ягодками. С привлечением ИКТ рассматривали природу нашей малой Родины. Дети познакомились с энциклопедией, рисовали листья на березе занесенную в Красную книгу и иголки для ушастого ежа.

Проект "Волшебница вода" так же доставил детям много эмоций, дети приобрели знания о свойствах воды, путем экспериментальной деятельности. Были задействованы и родители в реализацию проекта. Дома с детьми они читали, смотрели фильмы про воду, а также делали опыты.

Очень удачным оказался реализованный проект «Будь другом природы», в ходе работы по проекту проводилось множество экспериментов и опытов, связанных со свойствами воды, воздуха и земли. Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.

Дети являются активными участниками проектов. Они с удовольствием отгадывают загадки и сами сочиняют их, оформляют альбомы. Им интересно наблюдать за объектами природы, узнавать что - то новое. Для того чтобы проекты проходили интересно и продуктивно создаю условия для познавательной активности детей: задаю им вопросы, фиксирую ответы детей, вношу материалы, способствующие диалогу и вместе с детьми ищу ответы на поставленные вопросы.

Для достижения исследовательской активности детей в групповой комнате создан уголок природы и детская лаборатория, позволяющие поддерживать естественный микроклимат, воспитывать любовь к природе, ответственность, где дети знакомятся с правилами ухода за растениями, приобретают соответствующие умения. Организован центр «Воды и песка» для проведения опытов и экспериментов. Также в уголке имеются разнообразные виды моделей экологического содержания, картотека дидактических, словесных, настольных, подвижных игр по экологическому воспитанию; картотеки пословиц, поговорок, народных примет на экологическую тему; собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний, коллекция камней, шишек, природного материала. По сезонам, вместе с детьми, ведем календарь природы, календарь погоды.

Для вовлечению детей в интересный мир опытов и экспериментов, достижения высоких результатов по формированию экологической культуры, разработана программа кружка «Юные исследователи», цель которого:

-способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Кружок ведется в средней группе. Для детей здесь все необычно и интересно, они с огромным интересом ждут нового занятия, и с удовольствием приходят на него. После кружка наперебой рассказывают родителям обо всем интересном для них и дома выполняют опыты, показывая взрослым, чему они научились. Программа кружка разработана по тематическим блокам. Каждый блок включает в себя определенные темы: «Вода», «Воздух», «Песок» и т. д. Вся непосредственно образовательная деятельность направлена на изучаемую тему, по времени она может длиться одну или несколько недель. Обобщая пройденный материал, мы выявляем проблему экологического содержания и это становится основанием для работы над проектом по данной теме. С детьми старшего дошкольного возраста совместно с родителями были разработаны и представлены следующие проекты: «В гости к деревьям», «Наши пернатые друзья», «Зеленые помощники», «Огонь- друг, огонь-враг». Результаты совместной работы над проектами были представлены в виде создания экологических знаков природоохраняющего содержания, выпуска экологической газеты, привлечение к экологическим акциям всех участников педагогического процесса : детей и их родителей, а также защита проекта проходила с использованием информационных компьютерных технологий. Несомненно, подобная работа вызывает огромный интерес у детей и родителей и обучение становится более качественным.

На кружке я ищу и подбираю инновационные методы и приемы, способствующие эффективному восприятию окружающего мира, такие как

- прием моделирования

- прием мнемотаблицы

- технология проектной деятельности.

Прием моделирования – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей, это замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Прием моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологическицелесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

В работе использую разные виды моделей:

1. Предметная модель (аквариум и модель «Экологическое игровое поле», лепбук «Экология» и «Мы-исследователи»).

2. Предметно – схематическая модель (пример, календарь погоды)

4. Мнемотехника (пример)

Мнемотаблица – это искусство запоминания, в ней заложена определенная информация. «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Ушинский К. Д. Мнемотаблица помогает развивать психические процессы – память, внимание, образное мышление, развивается мелкая моторика рук.

Наиболее эффективный способ решения задач экологического образования – это организация технологии проектной деятельности. Использование проектной деятельности в практике детского сада рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Во время работы над проектом уже в дошкольном возрасте формируются такие качества как: самостоятельность, активность, инициативность в поиске ответов на вопросы. Сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.

Я, считаю, что работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьей. Организую экологические праздники для детей и родителей(«в гости к лесовичку», «в царстве воды» выставки рисунков на экологическую тематику и поделок из природного материала, экскурсии, игры-тренинги, консультации для родителей (Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста», создала картотеку элементарных опытов, которые можно провести дома. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания. Советую родителям прогулку в природу связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, совершили манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика.

По результатам диагностики детей можно сделать следующий вывод: внедрение проектно - исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс повышает уровень знаний экологических представлений детей дошкольного возраста.

Дети моего кружка научились: задавать и отвечать на вопросы, анализировать различные ситуации; отстаивать свое мнение; сочувствовать, переживать, радоваться за себя и других, стали более внимательными, доброжелательными. Научились оценивать свои работы, работы сверстников. У детей появился интерес к миру природы, дети научились замечать, любоваться объектами природы, сформировались познавательные и коммуникативные способности, развились творческие способности, развились положительные нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, повысилась активность, ответственность, самостоятельность, любознательность.

По диагностике, проводимой два раза в год, количество детей с высоким и средним уровнем значительно увеличилось, низкий уровень сведен к минимуму. Поэтому могу с уверенностью сказать, что благодаря использованию метода проектов и исследовательской деятельности детей, у них повысился уровень познавательного интереса. Кроме того, родители стали активными участниками образовательного процесса. Проектная деятельность помогла приобрести умение работать в команде, достигать поставленной цели путем выработки своего плана действий. Технология проектов позволила изменить стиль работы с детьми, построить совершенно новые взаимоотношения с родителями воспитанников.

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением новых технологий в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом – гипотеза моего проекта подтвердилась.

Свое выступление хотелось бы закончить словами:

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Публикации по теме:

Моя педагогическая концепция Я, Сальникова Жанна Васильевна, воспитатель, работаю в системе дошкольного воспитания 27 лет в МАДОУ ЦРР – детский сад «Аленушка» поселка.

Эссе «Моя педагогическая философия!» Эссе «Моя педагогическая философия» Автор: воспитатель МДОУ детский сад №26 Горноуральский Городской Округ п. Горноуральский Горева Наталья.

Эссе «Моя педагогическая философия»Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук. Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря.

Эссе «Моя педагогическая философия» «ЛОГОПЕД - ПРОФЕССИЯ ВОЛШЕБНИКА» «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему.

Эссе «Моя педагогическая философия» Удачно ль жизнь моя сложилась? Отвечу я – конечно – Да! Я с детства музыке училась И оказалось, что не зря. Люблю детишек очень, И потому.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит то, чему и.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Душа исцеляется рядом с детьми». Федор Михайлович Достоевский. Все профессии важны,все профессии нужны. Но каждый человек должен избрать.

Эссе «Моя педагогическая философия» Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Л. Н. Толстой После окончания школы, передо мной встал главный вопрос: «Какую выбрать.

Эссе «Моя педагогическая философия — любовь пораждает любовь. Моя профессия — моя жизнь» Любовь пораждает любовь. Очень хочется, чтобы все, что я делаю, имело продолжение, чтобы воспитанники мои внесли в наш стремительный быстро.

Эссе «Моя педагогическая философия» ЭССЕ НА ТЕМУ: «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» Автор: Котова Наталья Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Хоронхойский детский сад»..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая концепция»
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 10:53
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД