МААМ-картинки

Беседа «Мордовские народные сказки»

Татьяна Кольцова
Беседа «Мордовские народные сказки»

Беседа «Мордовские народные сказки»

Задачи:

развитие интереса к литературным произведениям, желание слушать, рассказывать их, рассматривать книги;

совершенствование навыков чтения; ознакомление с устным народным творчеством мордовского народа;

обогащение словарного запаса детей;

воспитание интереса к русскому и мордовскому народному фольклору;

воспитание дружбы, взаимопомощи, доброты, милосердия на примере героев сказок; привитие любви к родному краю.

Публикация «Беседа „Мордовские народные сказки“» размещена в разделах

Ход занятия.

Организационный момент.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши любимые сказки.

- Сегодня, ребята, мы поговорим о сказках. Для вас я собрала и подготовила выставку книжек. В каждой из них живёт сказка и ваши любимые сказочные герои.

2. Беседа про сказки.

Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Сказка – это удивительный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. В них, как известно, случается всякое: бедные сироты выходят замуж за принцев, печи становятся транспортным средством, звери, птицы и даже рыбы разговаривают, а неповоротливые черепахи обгоняют быстрых зайцев.

Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждёт,

Русская народная, но доселе модная!

- Для начала предлагаю поиграть в игру. Я вам называю слово, которое является частью имени сказочного персонажа или частью названия волшебного предмета. А вы должны назвать имя или название предмета полностью.

Иван – царевич

Мышка – норушка

Лягушка – квакушка

Зайчик – побегайчик

Лисичка – сестричка

Мишка – топтыжка

Сестрица – Алёнушка

Братец – Иванушка

Конёк – Горбунок

Жар – птица

Серый - волк

Василиса – Премудрая

Марья – Искусница

Царевна – лягушка

Шапка – невидимка

Ковёр – самолёт

Меч – кладинец

Скатерть – самобранка

Мир сказок огромен, почти как планета. Но сказки бывают разные – народные и авторские.

- Какие сказки называют народными, а какие авторские? (ответы детей)

- Авторская сказка придумывается одним человеком – автором. А народная сказка устно передавалась от бабушек и дедушек к мамам и папам, а они передавали ее своим детям. Так у сказки оказывалось много авторов. И каждый рассказчик что-то изменял и добавлял новое в свою сказку.

А сейчас я вам прочитаю сочиненную мною сказку. Вы ее послушайте и посчитайте, сколько сказок здесь перепуталось.

«Салат из сказок»

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, Колобок, а я пойду в проруби, рыбу половлю, как меня лиса научила». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке. Скажите, из каких известных вам сказок они пришли?

(«Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живёт на крыше»).

Здесь перепутались разные сказки : народные и авторские, русские и иностранные.

3. Беседа про мордовские сказки.

Каждый народ всегда сочинял свои сказки. Словно разноцветные камешки в калейдоскопе, сказки народов мира образуют замысловатые узоры из опасных приключений, интересных историй и чудесных превращений. В сказочных легендах — описание традиций и быта разных стран, история религий и культур, а также характерные особенности каждого народа.

Пусть они немного похожи, но каждая из них уникальна. Наполненные верованиями и колоритом своего народа, сказки приобретают некую неповторимость. В этом легко убедиться во время знакомства с ними.

Сегодня мы поговорим о мордовских народных сказках. Сказка по - мордовски ёвкс. Мордовский народ издавна складывает свои сказки. А сказочников в старину называли бахарями. В те давние времена грамотный человек был большой редкостью, поэтому сказки сочинялись и передавались устно, из поколения в поколение. И часто случалось, что новый рассказчик добавлял что-то своё к тому, что слышал. Так рождались разные варианты сказок.

И только во второй половине 19 века ученые филологи стали ездить по деревням, собирать и записывать мордовские сказки. Благодаря ним мы можем узнать, как раньше жил мордовский народ, что ел, что носил, чем занимался, во что верил, что любил и что осуждал.

А так как мордовский народ всегда жил рядом с русским, то и в сказках можно найти много общего: сюжет, главные герои, волшебные предметы.

Какие сказки бывают по жанру? (Бытовые, волшебные, о животных).

Бытовые сказки.

Из бытовых сказок мы узнаем как жил мордовский народ, чем занимался, что носил и что ел. Женщины носили «панар» - вышитые рубахи. На груди носили большое количество украшений. Это бусы, медные и серебряные подвески и конечно нагрудные «сюлгамы». Это украшение носили на груди, как бы закрывая ее от болезней и злых духов. Оригинальным и единственным в своем роде украшением был поясной «пулай». Надевали их девочки в 13 лет и носили всю жизнь. Красивы были женские головные уборы «панго». Каркасом для панго служила кора дерева, ее обтягивали красной тканью. Сзади панго оканчивалось покрывалом и украшалось вышивкой. На ногах носили лапти и сапоги.

Ели кашу, щи, хлеб, а пили «пуре» - хмельной квас.

Маму ласково называли «аквай», а старшую сестру «патькай».

Занимались огородничеством, охотой, рыболовством, различными ремеслами.

Сказки про животных.

Главными героями таких сказок были как домашние животные, так и дикие животные, которые обитали в лесах. Их наделяли человеческими чертами характера. Одни животные были добрыми, честными. Другие были злые, завистливые, хитрые.

• Какие мордовские сказки вы читали?

• Чему учат нас сказки?

Чтение сказки «Как собака друга искала».

• С кем хотела подружиться собака?

• Что вышло из этой дружбы?

• Кто же оказался настоящим другом?

• Почему человек не ругает собаку, когда она ночью лает?

• Собака – самый верный друг. Она никогда не предаст своего хозяина.

Вывод: Если хотите завести собаку, хорошо подумайте, сможете ли вы за ней ухаживать, не надоест ли она вам, чтобы потом она не оказалась на улице.

Волшебные сказки.

Самыми интересными и самобытными являются волшебные сказки. В мордовских сказках очень много сказочных героев, которых нет в сказках других народов. Среди них есть и добрые, которые помогают людям и злые, которые стараются навредить людям. Сейчас я вам дам описание мордовского сказочного существа, а вы назовите его имя.

Вирява – пожилая злая хозяйка леса.

Виряня – добрая молодая хозяйка леса.

Ведява – русалка, хозяйка воды.

Варда – злое сказочное существо, ведьма.

Юртава – домовая, покровительница двора.

Бурьяга – сказочный персонаж, напоминающий Бабу - Ягу.

Куйгорож – гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой.

Что нового вы узнали из мордовских сказок? Чему учат нас сказки?

Вывод: Сказка – ложь, да в ней намёк –

Добрым молодцам урок.

7. Чтение сказки “Вирява”.

8. Обобщение.

Схожесть сюжетов различных сказок, придуманных в отдаленных уголках планеты, может показаться удивительным. Хотя, на самом деле ничего необычного в этом нет, ведь детям всего мира нужны одинаковые знания: о добре и зле, о силах природы и особенностях людских характеров, о происхождении неба, земли и человека. Увлекательные рассказы о простых вещах — это и есть сказки. Пусть они немного похожи, но каждая из них уникальна. Наполненные верованиями и колоритом своего народа, сказки приобретают некую неповторимость.

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Шерстяной клубочек, в сказку нас веди,

Скатерть - самобранка, помоги в пути.

Зайчики, медведи, мыши и петух –

Каждый нам в дороге настоящий друг.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Публикации по теме:

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста во время прогулки в зимний период «Народные приметы» Цель: продолжать знакомить детей с природными явлениями зимой; формировать представление о том, что о погоде можно узнать не только от синоптиков,.

Беседа «Народные промыслы Нижегородского края. Городецкая роспись» (старший дошкольный возраст) Цель: познакомить с городецкой росписью Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых.

«Русские народные сказки». Конспект НОД«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Методическая разработка в сопровождении с презентацией «Мордовские народные сказки» В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов.

Беседа для детей старшего возраста «Народные промыслы Нижегородского края. Казаковская филигрань» Филигрань - один из древнейших видов обработки металла. В России один из крупнейших центров находится в селе Казаково Вачского района..

Беседа «Народные промыслы Нижегородского края. Полхов-майданская роспись» (старший дошкольный возраст) Цель: знакомство с П-М росписью. Полховско-майданская роспись - один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он.

Проект «Русские народные сказки» Проект. «Русские народные сказки» Подготовили проект: воспитатели МБДОУ детского сада №21 комбинированного вида Кунина Н. В., Гордеева Н. Ю.

Презентация проекта «Русские народные сказки» Детей нашей второй младшей группы очень увлекает чтение сказок, но в современном мире полном разнообразных мультфильмов, книг про супергероев,.

Презентация «Русские народные сказки» 1. Авторы проекта: Максименко Анна Алексеевна 1.2 Челябинская область 1.3 г. Миасс 1.4 МБДОУ «Детский сад № 39» 2. Описание проекта.

Проект «Русские народные сказки о животных» Проект «Русские народные сказки о животных» Тип проекта: информационно – творческий, краткосрочный. Участники проекта: дети группы, воспитатели,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа «Мордовские народные сказки»
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 21:37
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД